Не так давно, подражая
самостийническому президенту В.Ющенке, «наш» патриарх, а с ним и его
паства – отмечали «1020- и 1021-летие» «крещения Руси». Заковычены
выражения, ибо переврано, вульгаризировано в них оказалось всё,
начиная с даты того конкретного события, что отмечалось, злонамеренно
омоложенного, перенесенного на три года вперед, - Владимирова
«крещения». Если же без мистики - то лишь провозглашения на Руси
государственного статуса Христианства, подобного актам Феодосия
Великого в Нов.Риме. Попробуем представить римского понтифика,
заявившего бы землякам-итальянцам, что их история и кульутра
начинается с 1У века н.э., с приобретения государственного статуса его
конфессией, и ею эе, собственно, и была создана. Представили?..
Между тем, русская церковная и светская – основанная В.Н.Татищевым
историография (о ее ревизионистах, фоменках былых веков - вроде
Миллера, Карамзина и т.п., речь не идет) Крещением Руси называет
Андреево крещение – совершенное св.-первоверх.ап. Андреем, равным
первоверховному апостолу Петру.
Ныне – напротив, легендарность Андреевой проповеди «традиционной
наукой» подразумевается. Примером подобной же фантастичности -
осмеивая Русское Предание - министр исповедании Врем.правительства
А.В.Карташов, последователь Карамзина, приводил житийные известия о
проповеди в Индии, совершавшейся Фомой – апостолом, празднуемым 19
октября (Нов.ст.) [см. А.В.Карташев «Очерки по истории Русской
церкви», Минск, 2007, т. 1-й]. Так смотрит вся «русская» историческая
наука - хоть атеистическая, хоть церковная – отрицающая Предание той
Церкви, кому она служит [напр.: Е.В.Голубинский «История Русской
церкви», неск.изд.], вкупе с Ющенками и Кириллами.
Однако, никаких принципиальных оснований отвергнуть Фомино предание,
как и Андреевское, исходя из тех данных, что в нем содержатся, нету.
Гробница апостола Индии доныне сохраняется Малабарской церковью
(сиро-халдейского патриаршества) [см. Р.Робертсон
«Восточно-Христианские церкви», СПб., 1999], и этих христиан издавна
на Индостане встречали европейские путешественники, начиная с
Васко-да-Гамы [см. И.В.Можейко «В Индийском океане», 1980].
Допустим, некогда в церкви была эпоха фабрикации «реликвий» (хотя
смысл этого в нехристианской стране неясен). Посмотрим, присутствуют
ли признаки миссии в древней Индии. Правивший в сер. 1 в. н.э. князь
индо-парфянского княжества Гондафар, обращенный Фомой, – фигура
историческая [см. Н.К.Синха, А.Ч.Банерджи «История Индии», М., 1954].
Имя его иранское, вероятно, звучавшее в оригинале как-нибудь, как
Канд-фарна. Убийцею апостола предание называет князя Муздия. В нем не
сложно узнать имя Мазды – обозначение первоверховного маздаяснийского
божества в персидском языке, исторически необразованным (но
скрупулезным) переводчиком перенесенное на следовавшего оному
правителя. В ту эпоху, начиная с царствования шаха Валахша -
воспринявшего парсийский культ идущий от Заратустры, в Парфянских
владениях велась последовательная антиээлинизация, искоренялись «ромейские»
обычаи [см. Г.А.Кошеленко "Внутриполитическая борьба в Парфии",
«Вестник Древней истории», №3, 1963; его же "Некоторые вопросы ранней
истории Парфии", ВДИ, №1, 1968], и то, что в расправу попал
«совратитель» шахского вассала, согласовывает исторические известия с
церковным преданием. Интерес парфянских аристократов, противников
учения персов, к Христианству показывает уже то, например, что
Григорий Просветитель – креститель Армении происходил из рода Суренов.
Деяния Фомы, в числе стран, посещаемых им - видимым противоречием -
называют Эфиопию, упоминают его путь по Нилу. Это противоречие для
незнакомых со спецификой эпохи - когда в восточных языках любая
великая река (включая Инд и Евфрат) могла быть наименована Нилом.
Равно, снимается противоречие тем фактом, что наиболее удобный путь в
Индию после открытия римскими мореплавателями пассатных ветров,
сделанном во времена Плиния, шел из гаваней Аденского залива, и
отправиться туда по Нилу, через Нубию, для миссионера было вполне
логичным, учитывая те бури, какими знаменито Красное море.
В книге Александра Дворкина А.Дворкин "Очерки по истории Вселенской
православной церкви" [2005 и др. изд.], в рассказе о христианизации
Востока, допущена очень серьезная ошибка: резиденцией среднеазиатского
митрополита Ортодоксальной церкви назван Самарканд. В
действительности, в Самарканде находилась резиденция несторианского
предстоятеля, возникшая естественно в У веке. Центром среднеазиатского
православия был Мерв, и епископия в нем существовала уже в 1У веке
[см. в трудах В.В.Бартольда]. Последними раскопками, проведенными в
1990-х годах О.Н.Бадером и Г.А.Кошеленко, установлено, что, по всей
видимости, уже во 11 веке Мерв был резиденцией христианского епископа
(в более древнюю эпоху в археологическом материале элементы
христианского культа просто «не читаются»). Поскольку в тот век – в
Кушанскую эпоху Сред.Азия была «Внешней Индией» - северной провинцией
Индо-Кушанского царства, это является археологическим подтверждением
миссии, ведомой в Индии в эпоху ап. Фомы.
Существует очень ранний памятник христианской литературы (ок. 120-х
годов) – Апология Аристида. Будучи первым сочинением этого жанра,
лишенным богословских и литературных достоинств, он не ценился и очень
давно оказался утрачен в своем оригинале. Текст его стал известен,
сохранившись лишь в составе другого раннехристианского сочинения -
«Повести о Варлааме-пустыннике и Иоасафе, царевиче индийском»,
традиционно считавшейся результатом христианской обработки
санскритского раннебуддийского текста – Биографии Будды. Между тем,
литературовед позапрошлого века А.Кирпичников обратил внимание, что
христианская повесть несет признаки гораздо меньшей «обработки» нежили
ее буддийский «протограф», соответственно – возникла независимо оного.
И уже в ХХ веке профессор ЛГУ Бронислав Иванович Кузнецов, использовав
сохранившиеся поднесь центральноазиатские переводы погибших в
оригиналах индо-иранских книг, показал что «Повесть о Варлааме…» не
только является зависимой от Биографии Будды, но восходит к более
древнему протографу, писавшемуся некогда в Тохаристане («Внешней
Индии») на одном из восточно-иранских языков, - нежели созданнное по
тому же шаблону, но с более поздней его редакции буддийское сочинение
[Б.И.Кузнецов «Ранняя история буддизма», СПб., 2002, с.20 и дал.].
Знакомство с раннехристианскими идеями не сложно уловить в самом
индуистском учении – сфоромировавшемся в 1-й\2 1-го тыс. н.э.. Веды не
знают ни разделения богов - дэв и асуров (и главнейшие их божества
Агни и Митра-Варуна – держатели мира это именно асуры), ни идей ахимсы
и реинкарнации (отрицаемой позднейшим христианством, но присущей тому
комплексу эллинистических идей, из которого выросло).
«Во главе новой индийской религии, которую оформил один из
последователей Кумариллы, Шанкара, была индуистская троица: Брахма,
Вишну и Шива» [Л.Н.Гумилев «Конец и вновь начало», 1994, с.121,
см. ссылки: Беттани и Дуглас, 1899, с.75]. Синеглазый бог Вишну [см.
«Махабхарата», пер. Б.Л.Смирнова, Ашхабад, 1956-1972, вып. 6-й, с.566]
в ново-индуистической религии именно Вседержитель - стоящий выше даже
Брахмы [С.Л.Невелева "Мифология древнеиндийского эпоса", М., 1975,
с.23], обладающий собственным человековоплощением [там же, с.22]. «Индуистская
триада традиционно распределяет функции разрушения, созидания и
сохранения мира… следует отметить тот факт, что все указ.функции эпос
в частях, посвященных Вишну, приписывает ему одному» [там же,
с.25]. Дурьодхана, отрекаясь от царства в пользу Духшасаны, говорит: «храни
наш род, как Вишну хранит сонм богов» [Махабхарата, кн. 3-я, гл.
238-я], а мудрец Уттанка о Вишну восклицает: «всё живое, о бог,
асуры, боги, люди, движущееся и неподвижное, Брахма[!], Веды[!],
доступное познанию сотворено Тобою, о Лучезарный!» [там же, гл.
192-я]. Смеем заключить, всё это – результаты знакомства именно с
христианским учением, после забвения мировоззрения Вед – мировоззрения
Героической эпохи, забытой к тому веку индусами, подобно тому как было
забыто эллинами Микенское царство.
История путешествия апостола Андрея на Русь, сохраненная
Русским преданием, столь же достоверна. Она рассматривается специально
в моих книгах, ныне частью готовящихся к печати, частью ожидающих
очереди в литагентстве.
Р.Жданович
|