Среди не
чуждых вам гробов. (А.С.Пушкин)
С годами,
приходящее знание потаенных пружин мира сего – рассеивает восторги
мужеством и принципиальностью того или иного «оппозиционного
журналиста», учит видеть иные интересы, кроме идейных убеждений.
Потому, я не испытываю каких-либо сильных чувств к патриотической
петербургской газете «Собственное Мнение» - выходящей тир. 2 тыс.
экз., преимущественно бесплатно распространяясь среди политической и
информационной элиты города (среди полнейших политических циников,
строящих карьеру сообразно внешней конъюнктуре). Желания рекламировать
тот или иной ее острый материал, оригинальный или воспроизводимый, у
меня нет, как вот напр. здесь – интервью рашен-ти-ви Николая Губенко
[см. мою статью «Рерих – против Швыдкого» \www.zrd.spb.ru,
письма, 2008], усиливать или тем паче, опровергать оные, и подавно.
«Новый Петербургъ» говорил об этом (и многом ином) много лет, выходя
некогда 60-тысячным тиражем.
Но когда к той клевете на Русское прошлое, что распространяется
разнообразными лунгиными, присоединяются высказывания изданий,
позиционирующихся как патриотические, как в данном случае СМ, ставить
их на место оказывается необходимо, независимо от тиража.
Андрей Девятов (Москва) в статье «О войне символов» пишет: «В
нынешней Москве есть три «сакральные точки», где новый правитель,
идущий вслед великим владыкам прошлого, может оказаться в фокусе
энергии «власти от Неба»: это трибуна Мавзолея Ленина, Лобное место
перед храмом Василия Блаженного и тронное место в Грановитой Палате».
Именно, «лидер, встающий на Лобное Место перед собравшимся народом,
войдет в образ справедливого государя, творящего скорый суд и расправу…»
[«СМ» №10, 2009, с.30].
Начнем с того, что Покров-на-рву («Василий Блаженный» на советском
речекряке) – был триумфальным монументом, воздвигнутым в честь взятия
Казани. «Храм победы господствовал над древней Москвой, став
главным зданием архитектурного ансамбля. Как и храм в Коломенском,
Василий Блаженный имел очень маленькую «полезную площадь» - он никак
не был «собором», т.е. местом собрания молящихся» [Н.Н.Воронин
«Древнерусское искусство», 1962, с.54]. Сейчас, когда москвичи платят
дань Татарстану (освобожденному от практ.всех федеральных налогов как
этнократия), его политическая роль – т.обр. м.б. лишь пародийной.
Государственным – связанным с историей Московского государства был
Успенский собор, творение Аристотеля Фьораванти, ныне запертый режимом
внутри Кремля…
Оставим на время Мавзолей доброго дедушки. Когда с предложением, в
довесок к оному, на Красной площади возродить и Лобное место, как «часть
нашей истории», в программе Сергея Бунтмана выступает Лёня
Радзиховский, журналист «Еврейской газеты», то ИМ это простительно. У
НИХ действительно [см. В.П.Горан "Древнегреческая мифологема судьбы",
Новосибирск, 1990, с.37], Лобное место – это именно место принесения
некогда человеческих жертв, ритуального захоронения под алтарями их
черепов ([А.Древс «Миф о Христе», Л., 1924, т. 1-й, с.197], Голгофа –
«Лбы» дословно), в дальнейшем становящееся местом проведения казней.
Но в Москве то – в Москве Лобное место подобным образом НИКОГДА НЕ
ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ. Это такая же брехня, как и россказни, будто зодчих
Барму и Постника*, дабы не могли создать ничего лучшего, государь Иван
Васильевич ослепил (басню об этом обычае, рассказываемую Мироновым
(переодетым офицером госбезопасности), пародируя шедевр русофобии -
«Андрея Рублева», замечательно высмеял в «Приключениях итальянцев в
России» Рязанов). Свое заблуждение, в этой связи, колоритно расписывал
еще Александр Дюма-отец.
В Москве – подобно, к слову, прочим средневековым европейским столицам
– казни совершались на Рыночной площади (на Поганой луже). Это
многократно сообщено в популярных книгах Р.Г.Скрынникова, издававшихся
еще недавно совокупными тиражами сотен тыс. экз..
Лобное место – напротив, возвышенное, сухое место служило для бирючей,
выкликавших правительственные указы. Как символ – оно является
символом ОТДЕЛЕНИЯ власти от народа бюрократией, и ничем больше.
Роман Жданович
*В
действительности Постник Яковлевич Барма – это один человек,
архитектор, после плодотворно строивший в Свияжске и Муроме
(прим.авт.).
|