Исполнилось
90 лет Михаилу Тимофеевичу Калашникову, чьи изобретения облегчили
жизнь десяткам миллионов, а сохранили ее – сотням тысяч, если не
миллионам солдат в нашей стране.
Слушая ведущих казенных выпусков новостей, посвященных ему,
испытываешь неловкость – надо же хоть немного представлять себе, о ком
и о чем речь, зачитывая ленту. Особенно об открывшейся в Музее
артиллерии, ракетных войск и войск связи конференции, посвященной
юбиляру, - сообщая о нем так, как говорят о покойнике, - и лишь в
самом конце сообщения неожиданно открывая для себя, что генерал
оказывается, доднесь жив.
Рассказ далее о малоизвестном. Ресурс танкового мотора до внедрения
газотурбинных двигателей был невелик. Помимо того что, добиваясь
высоких показателей, конструкторы (которым самим в остановившейся в
бою машине не гореть) форсировали их сверх меры, режим требовал
движения ходом 60 км\час на полигоне, 20 км\час – в колоннах на марше,
и 10 км\час – в бою, где машины сопровождает пехота. Это очень вредно,
и ресурсы довоенных танков не превышали неск.сот часов. Тип БТ-5 и
БТ-7 – танк с воспроизведенной американской ходовой частью Кристи,
несоразмерно сложный для армейской машины и сам по себе [см. И.Шмелев
«Танки в бою, 1984] – основная машина механизированных соединений
довоенной РККА была в этом уникальна в плохом смысле. Оснащенная 400-
и 500-сильным авиационным мотором, требовавшим очень специального
бензина, она имела 50-70 часов ресурса до поломки, требующей полной
замены мотора. Это, к слову, одна из причин того, почему имея перед
войной 30 тыс. самолетов, СССР отдал господство в воздухе Люфтваффе.
Летчики армейских частей имели по 30-50 часов годового налета, а
множество машин было не столько разбомблено, сколько оставлено и
сожжено на аэродромах своими – когда лететь было не на чем. Весь
авиационный бензин, все запчасти ушли в танковые войска, тоже, тем не
менее, большинство своих машин потерявшие в результате поломок на
марше, еще до боя. С продвижением немцев, сломавшиеся и сброшенные в
кювет машины остались им в качестве трофеев. Но танки Кристи ими
отправлялись в основном в переплавку, восполняя запасы легированной
стали Райха. А трофейные советские самолеты (чьи силуэты войска
принимали за свои) в качестве штурмовиков немцы использовали с 1941
[см. Н.Васильев «Записки…»\«Наследие Предков», №1, 2004, с.23].
Невежество советского генералитета – слабо отличимое от вредительской
деятельности [см. работы Юрия Мухина «Ученик», «Кому это выгодно»,
«Понимают ли генералы уроки войны?», «Если бы не генералы», изданные в
нескольких его сборниках и существующие в Интернет] и карьеризм
конструкторов – успешно впаривавших невежественному начальству
показушные цифры ТТХ некачественной техники, на фоне кровавых побед
1941-1945 и борьбы с проявлениями «культа личности» после 1956, для
исторической науки остались незаметны.
Пошедший в армию в 1938 колхозный механизатор Михаил Калашников,
служивший механиком-водителем танка БТ в расквартированных у Западной
границы танковых войсках, первым своим военным изобретением – еще в
1939 создал изделие, в те времена являвшееся в советской технике
редкостью. Это был счетчик моторесурса, позволяющий механику-водителю
прогнозировать, сдохнет мотор его боевой машины в ближайшие часы или
запас надежного хода для боя у него остается. За это изобретение
командующим войсками Киевского Особого военного округа Г.К.Жуковым
сержант М.Т.Калашников в 1940 г. был награжден наградными
командирскими часами.
И это – первое его известное изобретение достойно не меньшей
известности, нежели созданный в 1942 выздоравливающим после ранения
командиром танка Калашниковым автомат, последующие модели которого –
станут основным стрелковым оружием в нашей и многих иных странах.
Р.Жданович
P.S.
В газетной статье, опубликованной яблочно-коммунистическим изданием «Нов.Петербургъ»,
12.11.2009, «Забытое изобретение», с.5, при подготовке статьи к
печати, без моего ведома были допущены ошибки. Аутентичным является
вышеприведенный Интернет-текст.
|