Раздававшиеся из каждого
кассетника речи, которые сложно было называть песнями, «тихо
скандируемые» композиции Виктора Цоя встречали тогда с моей стороны
восторг, соединенный с отторжением. Это было под плохую музыку, но не
было литературой под плохую музыку (т.наз. «русским роком»), к
которой относился, скажем, БГ. Здесь не было пищи «уму». Катарсис,
наступавший от прослушивания этих, повторюсь, речей – произносимых
так, как говорят в интимные моменты разговора, а не как поют со сцены,
не был связан с размышлением, со словом. И это диктовало – выстроить
меж собою и льющимся голосом дистанцию, воздерживаясь его, как
воздерживаются вина, не глядя на приятное, соблазнительное чувство
опьянения.
Сейчас на ум приходит комментарий одного ультра-левого,
коммунистического публициста, ненавидящего Высоцкого как воплощение
«народной контр-культуры» 1960-х. Он отметил явление нашей культуре
группы «Кино» словами: «скромный юноша сразил Голиафа!».
Действительно, поколение, воспитанное на речах Цоя ощутимо иное, хоть
«скромный юноша» не изрекал политических доктрин, а
мировозренчески вероятно был «советским» не более, чем Галич с
Высоцким, - и вообще не сильно был озабочен тем, как «воспитывают» его
подобные вину словеса, - оставив в тех, в «шестидесятых» этот
комсомольский задор антикоммунистического советского андеграунда.
По-моему, на ленинградцев 1990-х, «буржуазная» позиция которых
удержала в годы Ельцинщины страну от сползания в «великую ломку» по
новым рецептам, но старыми советскими методами, методами ГПУ 1920-х, -
что вполне явственно звучало в планах «демократов»*, - определяющим
cтало
влияние двоих. И если в области мысли, наше сознание – разделил с
сознанием «промотавшихся отцов» (по слову М.Ю.Лермонтова), с их
теперь антикоммунистическим левацким комсомольским задором, Александр
Невзоров, то в области чувств – наукою духовного самостояния была
рок-поэзия Виктора Цоя, кому пережить эпоху, став мирным российским
обывателем, оказалось не суждено.
Ликвидированный руками воротил нарождавшегося в капитализируемой
стране шоу-бизнеса (эта гипотеза здесь не будет доказываться), он
оказался лишен возможности предаться труду российского коневода или
артиста криминального киноэкрана, оставшись таким, какими были мы в
1980-х.
Р.Жданович
*Напоминаю о раздавшемся 21.08.91 призыве информировать «антипутчистские»
органы о симпатиях и поведении своих знакомых и сослуживцев в дни
ГКЧП. (прим.авт.).
·
Вернуться на страничку новостей |