15.06.1992 не стало Л.Н.Гумилева.
В личном деле 1930-х - 1950-х г.г., хранящемся в ЛГУ, заполненном с
его слов - вызывающе определяя соцпроисхождение - "дворянин", рядом с
скромным обозначением занятия родителей - "писатели", местом рождения
назван г.Пушкин. Таким сделала Гумилева легенда, принимаемая им
самим. Разночинцы Степан и Николай Гумилевы - поднимались до чинов с
правами личного дворянства, передавать по наследству они могли лишь
священническую сословность. И такие извечные ее черты на Руси, как
мещанские метафоры, типа «изысканный жираф» (ср. слог «Повести о
зачале Москвы» со слогом «Казанского Летописца», писавшегося
синхронно, но не поповичем), как убежденность в мудрости и суровости
византийской религиозно-философской мысли и неубедительность
древнерусской, - связанные именно с мировоззрением поповского
сословия, - в их роду воспроизводились генетически.
Родился ученый не в Царском, а в Петербурге, в "историческом" роддоме
столицы на 14-й линии ВО. Военный трибунал ЛВО, в 1938 оглашая
приговор создателям "контрреволюционно-монархической организации"
Н.Ериховичу, Т.Шумовскому и Л.Гумилеву, был скрупулезней, числя
предводителя "сыном буржуазного писателя".
Датой рождения советская анкета ЛГУ, модернизирующая стиль и
превращающая Царское Село в Пушкин, указывает 01 октября, вопреки
датированию 14.10 (01.10 Ст.ст.).
Излагать биографию, давно ставшую легендой, в газетной статье
нецелесообразно. Достойно упоминания, что 1-й лагерный срок
образовался по "рекомендации" университетского преподавателя -
"заслуженного деятеля киргизской науки акад.Бернштама". Так возникло
"дело Гумилева-Ериховича-Шумовского". Теперешний шум про "возвращение
37-го", поднятый гламурными "солидаристами", вызвать может только
улыбку: ЧК сажает потомков русских и польских дворян, а не любителей
поп-корна - местечковых нэпманов, вселившихся в их особняки.
Последствия избиений на тех допросах, отложившиеся в организме, уже в
1990-х, не взирая на современную медицину, стали причиной
преждевременной смерти Гумилева. А тогда, в 1939, не будь
вышеназванного, и вероятно - выбитые из арестантов показания, при
пересмотре ежовских дел, были бы признаны ничтожными - расстрельные
приговоры были б заменены полной реабилитацией. Но здесь Берия
"интернациональную" линию партии большевиков блюл неизменно, хоть в
1938, хоть в 1945, хоть в 1953 <опубликованная ныне "справка Берии",
о якобы 80-%-ном русском составе Органов в 1939 г., как и многие
подобные "документы", оказалась одной из волкогоновских фальшивок нач.
1990-х годов, изобличенной В.И.Илюхиным>.
И высшая мера была лишь заменена 5 годами лагеря, с дальнейшим
поражением в правах. Это сказалось в 1947, аспирант Ин-та
Востоковедения АН Л.Гумилев был уволен по изобретенному поводу,
защищая в 1948 диссертацию в ЛГУ, как сотрудник сумасшедшего дома
(библиотекарь больницы им.Белинского).
Новоиспеченный к.и.н. был принят в Сибирский отдел музея Ин-та
Этнографии им.Миклухо-Маклая, возглавлявшегося С.П.Толстовым, тоже
ходившим в те годы под расстрельной статьей, как племянник
белоказачьих генералов, расстреляного в 1921 и манчжурского эмигранта
<написанные тем мемуары, вышедшие в Тамиздате, вплоть до 1960-х,
оставались Дамокловым мечом>. 2-й срок был фатальней - отвешенный в
рамках "Ленинградского дела", ввиду знакомства с ректором ЛГУ
Вознесенским (допустившим к защите), братом советского премьера.
Любителям диссидентской мифологии поясним, что персоны А.Ахматовой
(гражданской жены комиссара по литделам Пунина), иных фигурантов
"Постановления о журналах..." ЛО СП РСФСР, на самом деле, были только
пешками, которыми было пожертвованно, в ходе игры против ЛОК ВКП(б)
карательных и центральных партийных органов [см. Я.Волин "Они
сражались за Родину", «Нов.Петербургъ», 17.08.00].
Иначе обстоит дело с научными заслугами Льва Гумилева, ибо те работы,
что в 1970-х создавали ему имя в глазах читателей, исключая "Сказание
о хазарской дани", являются более компиляциями, нежели исследованиями
["Хунну", 1962; "Древние тюрки", 1967; "Хунны в Китае", 1974],
опираясь на труды предшественников: о.Иакинфа (Бичурина),
Г.Е.Грумм-Гржимайло, А.П.Окладникова, С.П.Толстова. Потому расскажем
о заслугах пред исторической наукой - в узком смысле, решающей задачу
установления факта.
Волею нашей образовательной и правоохранительной системы, на
образование (самообразование) и ученые труды Л.Н.Гумилеву времени
было отпущено немного. В 1950-е - на 5-м десятке, согласно анкете, за
ним числится, включая студенчество, лишь 8,5 лет работы по
специальности. Не взирая на это, им заново идентифицировано несколько
народов древности, отождествлявшиеся наукою ошибочно ("Эфталиты и их
соседи"; "Три исчезнувших народа")... Описаны - преимущественно на
историческом(!) материале - целые расовые типы ("Динлинская
проблема"), потерянные антропологической систематикой,
игнорировавшиеся прежде и замалчиваемые доныне. Увы, их история
проявляет "неполиткорректную" истину, что китайцы суть гости даже
внутри КНР, чья земля прежде заселялась Белыми людьми... Открыта - ни
много, ни мало - мировая религия ("Древнемонгольская религия"; "Бон".
- в сотрудничестве с Б.И.Кузнецовым), бывшая, в частности,
"языческой" верой древних славян, - известная по античным
упоминаниям, но ложно отрывавшаяся от древнеславянской, считавшаяся
давно пресекшейся. Ее простонародные центральноазиатские изводы,
отягченные мифологией ХХ в. [Атанор "Жидомасонский заговор
навыворот", НП №39, 2001], не воспринимались как след проповеди
учения Митридлата Согдийца и Диона Хризостома, - списывались на некий
"паншаманизм", изобретенный псевдонаучным "религиоведением" ХХ века.
Открыта для исследователей (совместно с Б.И.Кузнецовым)
древнеперсидская и древнеиндийская всемирно-географическая наука -
многими отрицаемая вообще, и определенно, считавшаяся утраченной
безвозвратно ("Две традиции древнетибетской картографии")...
Идентифицирована «легендарная» страна Шамбала (как оказалось, ни с
Алтаем, ни с Беловодьем ничего общего не имевшая). Найдена
вещественно другая древняя страна - "потерянная" на исторической
карте, восстановлены ее устройство и подлинная история - маскируемые
особенно усердно в нашей стране ("Открытие Хазарии"). В рамках этого
труда было определено место погребенного Волгой столичного города
Итиля, обнаружена "потерянная" древняя столица - Саман-дара (Семендер),
найден в могиле 600-х годов древнейших из известных археологам
сабельных клинков (находка, которой сын Николая Гумилева гордился,
едва ли не более прочих открытий). Восстановлена история, участники и
ход Мировой войны 580-х годов. В ходе исследования, Гумилевым был
выполнен поэтический перевод Сказания о Бахраме Чубине и фрагментов
соседних дастанов "Шахнаме" ("Подвиг Бахрама Чубина"),
реабилитированы приемы исторического повествования Фирдоуси,
подозревавшегося в поэтических "вольностях". Последнее не было темой
исследования и не получило специального резюме, однако выводы об
источниковедческой скрупулезности Фирдоуси были независимо
подтверждены в следующие десятилетия [см. А.Е.Бертельс
"Художественный образ в искусстве Ирана IХ - ХV в.", 1997;
Д.С.Раевский "Очерки идеологии скифо-сакских племен", 1977]. Что же
касается перевода, то читатели сами могут сравнить его с "переводом"
Ц.Бану-Лахути ["Шахнаме", сер. "Литературные памятники"].
Всё это происходило под гласным надзором "органов", "т-щи" откуда
систематически появлялись в местах работы ученого, опрашивая
начальников и сослуживцев о "сыне Ахматовой и Гумилева". Из-за этого,
обобщающие труды "Этногенез и биосфера Земли" и "Древняя Русь и
Великая Степь", застывшие в научном отношении на аппарате
исторической науки 1960-х годов, пролежали на депоненте ВИНИТИ более
15 лет, увидев издание лишь в последний год СССР.
Сообщим о вовсе малоизвестном. Именно Лев Гумилев готовил к печати
первое советское переиздание "Закона Божия" (репринт 1916),
подчеркнуто назвав предисловие: "Возрождение истории", - и не
устрашась пойти в нем путем 1-го Русского митрополита Иллариона –
соответственно, против доктрины РПЦ, вослед автору "Слова о Законе и
Благодати", отказав религии Моисея в преемственности с религией
Христа! Как это вяжется с саморекламой «именем Гумилева», ведущейся
патриаршими кутейниками ныне, при том что ученый многократно
открещивался от клеветнической кампании – ведущейся в «святоотеческой»
лит-ре против Маркиона, - понять сложно.
Ну и, конечно, как не вспомнить, что ученый является автором - ни
много, ни мало - новой концепции движущих сил мировой истории,
историческим материалом опровергнув спекулятивные построения
Маркса-Энгельса, Ясперса, Фукуямы.
Адекватного осмысления учения доныне не существует. О нем имеются
самые превратные представления [см. М.Ларюэль "Когда присваивается
интеллектуальная собственность, или О противоположении Л.Н.Гумилева и
П.Н.Савицкого", "Вестник Евразии", №4, 2001], - чему сильно
способствовали, каждый с своих позиций, ученики и соратники мэтра
(диссидент-антисоветчик Иванов, предобкома КПРФ Лавров), - превращая
ученого чуть ли не в единомышленника "конструктивистов" от этнологии,
отрицающих этнос как реальность биологическую [см. А.Севастьянов
"Шорных дел мастера", "Наш Современник", №7, 2007]. Последнее должно
подчеркнуть. Ибо нигилистическое "конструктивистское" учение (отрыжка
"пролетарского интернационализма" нач. ХХ века) - отрицающее
материальную природу этносов, считая их продуктами пропаганды (по
Гумилеву - "химерами"), определяет ныне русофобскую политику вождей
РФ; его проповедуют доктринеры не только режима (Тишков), но и
оппозиции (А.Зимичев, С.Кара-Мурза).
Назовем вклад в развитие науки психологии, столь же неожииданный - не
осознанный ею самой! - подарок ей своего "3-го закона Ньютона".
Пассионарность - как описал ее Гумилев - в категориях биологии д.б.
названа АНТИИНСТИНКТОМ, позволяя людям объединяться для достижения
целей идеальных, не сиюминутных. Ее отсутствие - проявляет все
сиюминутные эмоции. И т.к. ненавистный сосед куда ближе "идеального"
(идейного) внешнего врага, то инстинктивная агрессия реализуется в
междоусобных схватках. Признак этот генетический - возникающий при
мутациях, рецессивный и биологически вредный, теряемый в естественном
отборе. Люди подвигаются к деяниям страстями - любовью и ненавистью,
в конечном счете, возбуждаемыми биохимическими процессами (чему разум
лишь предлагает более-менее удобные мотивировки). Основа поддержания
существования - инстинкты, ими обеспечивается сохранение, как
индивидуальное (страх, голод), так и видовое (половое влечение,
защита стаи и потомства). Но для продолжительного бытия, не
разрушаемого близорукими и сиюминутными устремлениями (не важно,
жертвенными либо эгоистичными), требуется примерное равновесие
импульсов, возбудивших инстинктивные и антиинстинктивные действия.
Животные, собственно, только так и могут: у них "пассионарные" и "субпассионарные"
особи устраняются отбором в 1-м - 2-м поколении...
Но едва ли не главной заслугой стало создание учения об антисистемах
- о том, почему люди, зависимые от вмещающего ландшафта, иногда
начинают немотивированно наносить ему и себе непоправимый ущерб,
откуда исходят нигилистические учения, сеющие проклятия тварному
миру, воздвигаясь "весь мир насилия разрушить" либо "перестроить". Мы
наблюдаем подобные деяния - сейчас, на нашей родине, не только в
эпохи "великих строек коммунизма" и "поворота" в Туркестан
ненавистных номенклатурщикам Русских рек, но и совсем недавно, в
2010, когда пылали бездумно и бесцельно высушенные "мелиораторами"
торфяники. Эту же природу имеют действия по искоренению - "замещению"
(апгрейту) Русского народа, высшего звена ландшафта России,
вершащиеся ныне кремлевскими "государственниками". Причины сих
каннибальских стремлений, повторимся, имеют инстинктивное - лишенное
рациональных основ происхождение.
Потому, столь нелепыми видятся со-вне деяния кремлян (вроде передачи
власти вожакам кавказских бандформирований), априори но ошибочно
почитаемые осмысленными, допуская саму возможность "переубеждения"
русофагов - действующих, как волк, забравшийся в овчарню…
Р.Жданович
|