Князь Павел
Петрович Вяземский (+ 1888), государственный деятель и ученый, сын
известного писателя, от людей эпохи своего отца отличался тем
свойством, которое часто и не к месту поминают в наше время, -
профессионализмом. Его научные выводы – о том что инициатором
разделов Польши стала Германия, а отнюдь не Россия («О политике
Фридриха Великого с 1763 по 1775»), что древнерусские литераторы
знали современную себе литературу на классических языках («Слово о
полку Игореве в вариантах»), и другие, - ныне безусловно доказанные,
- со стороны автора энциклопедической справки, писавшейся об ученом
в революционно-нигилистическую эпоху, в нач. ХХ века, вызвали
нескрываемое раздражение, отлившись даже в нарушения стилистики
статьи [см. Бол.Энциклопедия п\ред.Южакова, 1901, т. 5-й, с.746]. Но
сослаться на опровержения он не смог: тезисы были доказаны научно...
Понимая важность работы с первоисточником, князь стал организатором
в С-Петербурге Общества Любителей Древней Письменности, ставившего
своей целью факсимильное издание манускриптов, сохранившихся до тех
дней. Общество, соучредителем которого стал Московский предводитель
дворянства граф С.Д.Шереметев, до своего роспуска в 1932 году,
издало более 200 рукописей, а «Труды…», издававшиеся с аббревиатурой
ОЛДП, служат исследователям доныне. В 2008 году, в Москве, общество
возродилось, благодаря интересу к его целям и задачам известного
предпринимателя, исследователя-поисковика, общественного деятеля, а
в прошлом и шоумена - Германа Стерлигова.
Как я
подозреваю, во многом, мотивом настоящего труда Общества стало
удивление, некогда высказанное Стерлиговым на своем сайте, в разделе
«Энциклопедия моих заблуждений»: «Прочитал в «Лицевом своде Ивана
Грозного» о чуде схождения благодатного огня. Оказывается, происходило
это так: в Великую пятницу над гробом Господним вешали лампады и
Кувуклию закрывали. В Великую субботу собирались верующие, молились,
никто в Кувуклию не заходил, и в какой-то момент в окошке пустой
Кувуклии появлялся свет - лампады зажигались сами. Тогда открывали
Кувуклию и зажигали свечи от лампад, которые зажглись
сверхъестественным путем. А сейчас туда запускают человека в рясе, и
через какое-то время он выходит с зажженными свечами и сообщает, что
лампады зажглись сами, он, мол, видел. Типа чуда "елочка, зажгись" для
маленьких глупых детей». Да, было именно так, как это описывал еще
игумен Даниил в 1100-е годы. Как это происходит ныне, тоже известно
неплохо [см.
http://www.ari.ru/news/21c4c81bc ]...
Эта
уникальная летопись, создававшаяся в царствование Ивана Грозного, в
одном экземпляре, содержит немало известий такого рода - удивительных
современному читателю! А в бракованных экземплярах его страниц
сохранились служебные пометки, сделанные рукой самого заказчика
работы, царя ИванаIV Васильевича,
позволившие увидеть методы работы с документами, редакторские приемы и
общественные воззрения лично Царя [см. Д.Н.Альшиц «От легенд к
фактам», СПбГУ, 2009, ч. 2-я].
Иллюстрации,
ввиду дороговизны, делали исключительной редкостью такие кодексы в
прошлом. Лицевая древняя летопись такая известна лишь одна -
Владимирская великокняжеская 1206 года, утраченная в оригинале но
сохранившаяся в двух копиях 1490-х годов: Академической (с
незаполненными полями под миниатюры) и Радзивилловской. Свод 1567 года
стал уникальным источником по «наглядной» истории нашей страны -
доныне пополняя разнообразные современные издания своими
иллюстрациями. Подготовительные же материалы, собиравшиеся для этой
книги, сами по себе составили грандиозную летописную компиляцию –
Никоновскую летопись. Но отметим здесь, что Свод Ивана Грозного
оказался лишен такого хрестоматийного для нас летописного текста, как
«Повесть Временных лет». «Хрестоматийной» - эту Киевскую летопись 1113
года сделали лишь в эпоху Н.М.Карамзина. А в 1500-е годы русский
"летописный мейнстрим" был совсем иным. Как можно понять, по ссылкам
на русские летописи путешественников ХV –
ХVI веков (С.Герберштейн, Р.Барберини, Д.Флетчер и т.д.),
рассказывавших о Холопьей войне (возникшей в годы, когда новгородцы
осаждали Корсунь, привезя оттуда знаменитые врата и иные трофеи) [см.
В.Брюсова «Русско-византийские отношения…», «Вопросы Истории», №3,
1972], в те века - «хрестоматийной» считалась совсем иная,
новгородская версия древнерусской истории. Ныне она известна лишь
фрагментарно, по «Сказанию о князьях Владимирских», польским хроникам,
поздним спискам новгородских хронографов (ХVII век) и извлечениям из
утраченных летописей, делавшимся В.Н.Татищевым [С.Лесной «История
руссов в неизвращенном виде», кн. 5-я].
Общество
Любителей Древней Словесности, в 2000-х издав Устюжскую Кормчую,
Елисаветградское Евангелие, Буслаевскую Псалтырь, ныне взложило на
себя великий труд: факсимильное издание Лицевого Летописного Свода,
кодекса из 9 тыс. листов (сохранившихся), с более чем 16 тыс. цветных
иллюстраций. Ранее - был доступен только его текст, извлекаемый из
вариантов, приводимых в академических изданиях Никоновской летописи и
Хронографов. Сам кодекс после смерти Ивана Васильевича оказался
разъединен на десяток фрагментов, разойдясь по рукам частных
владельцев. Стерлигов на своем сайте так характеризует этот Летописец:
«Лицевой летописный свод был создан в XVI веке по приказу русского
царя Ивана Грозного для обучения царских детей. Возглавил работу по
составлению данного Свода образованнейший человек своего времени —
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Над составлением
Свода трудились лучшие писцы и иконописцы столицы. То, что ими
исполнено: собрание всех достоверно известных источников от Священного
писания (текст Септуагинты) до истории Александра Македонского и
сочинений Иосифа Флавия — вся писаная история человечества от
сотворения мира до XVI века включительно. Все времена и все народы,
имевшие письменность отражены в десятках книг этого собрания.
Подобного летописного собрания, украшенного огромным количеством
высокохудожественных иллюстраций, не создавала ни одна цивилизация
человечества: ни Европа, ни Азия, ни Америка либо Африка.
Судьба самого
русского царя и его детей сложилась трагически. Лицевой летописный
свод царевичам не пригодился. По прочтении Лицевого свода, часть из
которого посвящена периоду Грозного, становится понятным — почему. За
последующие сотни лет появилась официальная историография, зачастую
конъюнктурная и политически ангажированная, и потому достоверные
летописные источники были обречены на уничтожение либо исправление, то
есть фальсификацию. Лицевой летописный свод пережил эти столетия
благодаря тому, что после смерти Ивана Грозного, в период смут и
безвременья, этот фолиант стал вожделенным объектом для "просвещенных"
библиофилов. Его фрагменты растащили по своим библиотекам
влиятельнейшие вельможи своего времени: Остерман, Шереметев, Голицын и
другие. Ведь и тогда сановные коллекционеры понимали, что такому
фолианту с шестнадцатью тысячами миниатюр цены нет. Так и дожил Свод
до революции и был грудами свален в нескольких музеях и хранилищах.
Уже в наши дни усилиями энтузиастов разрозненные книги и листы были
собраны воедино из разных хранилищ. А возрожденное Общество любителей
древней письменности сделало данный шедевр доступным для всех».
Представление
уникального издания, предпринятого Обществом, планируется 30 октября,
в здании Центральной С-Петербургской Публичной библиотеки
им.В.В.Маяковского, наб. Фонтанки, 44: 16 часов, актовый зал (III
этаж).
Р.Жданович
|