(отклик на
материал
http://www.zrd.spb.ru/news/2013-01/news-0254.htm)
История Куликовской битвы очень далека от известной елейной легенды,
подобной легенде об А.Рублеве [см. А.Никитин "Кто написал "Троицу
Рублёва"?»\ Наука и Религия, №8, 1989]. Баснь «историков»,
государственных и церковных, зиждется на рыцарском романе ХVI в.
«Сказание о Мамаевом побоище», но противоречит документам. Ее не
знала старшая редакция жития св.Сергия; отрицает поддержку Вел.князя
Церковью и летописная статья, синхронная войне 1376-1380 г. [ПСРЛ,
т.18, с.125 и дал.]. Правилами т.в., принятыми имущей власть по
ярлыкам татар (союзников кесаря) русской епархией Греческого
патриарха, павшие в бою лишались церковных похорон, нарушивший
запрет поп извергался из сана [Ю.В.Кривошеев «Собранное», 2010,
с.511]. Источник митрополии - послание Сергию Радонежскому от
23.06.1378, напротив, гласит, что Вел.князь со т-щи были тогда, «от
мене, Киприана, митрополита всея Руси, прокляты по правилом святых
отець» [Г.М.Прохоров «Повесть о Митяе», 2000, с.409].
Откликаясь на эти декреты, хронист указал что «егда бысть побоище
на Воже съ Бегичемъ, изымаша на той войне некоего попа, отъ Орды
пришедша, Иванова Васильевичя [от беглого тысяцкого
И.В.Вельяминова]. И обретоша у него злыхъ зелея лютыхъ мешокъ, и
взвъпрошавше его, и, многа истязаша, послаша на заточение»
[«Троицкая летопись», 1950, с.417].
Зелья, найденные у попа-отравителя, собираются на Купалу, как
датирован документ, когда корнями скоплены «лютые» алкалоиды, а
Природа открыта для магических заклинаний.
Но летопись, копированная в 1377 Лаврентием, открыла нам возврат в
т.в. интереснейших страниц русской истории, до и после -
искоренявшихся дух.цензурой: обращений князей к предкам, чуждым
церковного прославления, молитв тех к Богу (единому, но отнюдь не
Ягве) за свой род.
Их опускала уже Новгородская Первая летопись, их вычеркивали в
московских копиях кон. ХV в. [см. В.Л.Комарович «Культ Рода…», ТОДРЛ,
№16, с.89]; в Воскресенской и Львовской они сохранились лишь в
остатке (под 1252 и 1193 г.).
Но в летописях Лаврентьевской 1305\1377, Троицкой 1409, Симеоновской
1494* гг. [см. «Троицкая…», с.255] они безбоязненно воспроизведены…
Как это объяснить? Просто. Черные - мятежнические хоругви, поднятые
шедшими против Мамая и Ягайлы князем Дмитрием с вассалами,
проклятыми Церковью, но не покорившимися Ей, тогда освящали лики не
Христа и святых, но «сродников», хранителей рода Рюриковичей:
Бориса и Глеба (единственных, тогда канонизированных), Юрия
Владимирского, Михаила Черниговского, Петра и Февронии Муромских.
Род преодолел эгоистический мироотрицающий аскетизм византийской
религии! Так можно истолковать известный афоризм, что шли к Непрядве
ростовцы, суздальцы, новосильцы, вернулись же русские.
Борьба иудео-эллинской иерархии церкви (в 1943 нареченной Сталиным
«русской»…) с «поганством» князей-скифов задержала их канонизацию на
3 века. Но входя 02.10.1552 в еще горевшую, заваленную трупами
врагов («боле 190 тыс.побитых казанских людей, мала и велика»)
и замученных ими - не дождавшись освобождения - русских невольников,
Казань, Царь немедленно ставит обыденную церковь Благовещания: «во
един день созда храм соборный Благовещение Пресвятыя Владычицы
Богородицы, на месте красне, близ царева двора, придела 2 единем
стоянием сотворены, церкви же приделныя велицыи: страстотерпцы
руския благовернии князи Борис и Глеб и новоявленныя чудотворцы
Муромския князь Петр и княгини Феврония» [«Казанская история»,
гл.88]. В Новгороде издавна осмысляли Бориса и Глеба, как помощников
на брань (см. Повесть об Александре Невском). И в Новгороде же, уже
в ХV в. [см. Подобедова, ТОДРЛ, №10, с.291], создавалась древнейшая
сохранившаяся доныне служебная икона Муромских князей.
Бог-Род победил еврейского демона пустыни Ягве…
Р.Жданович
|