ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Фига императору от нерусской России

Очередной день рождения В.И.Ленина наше губернаторство отметило оригинально. Депутатам ЗС СПб. пришло письмо за подписью вице-губернатора Василия Кичеджи, с предложением вернуть на Знаменскую площадь памятник государю Александру Александровичу, с 1937 г. находящийся в фондах Русского музея.

Стремление наших властей восстановить ансамбль Знаменской площади, обезображенный в последние 70 лет, похвально. Не огорчимся, если покинет это место стела, создававшаяся для установки в 1985 г. на пл.Мужества, номинально имитирующая красноармейский штык, однако, почему-то, вместо четырех граней штыка винтовки Мосина, получившая сечение звезды Давида. Остаются лишь вопросы: будет ли стоять памятник на грунте (в прошлом здесь находился пьедестал), будет ли на пьедестале восстановлена оскорбительная эпиграмма Демьяна Бедного, наконец, уместно ли «украшение» Петербурга монументальным памфлетом итальянского скульптора Паоло Трубецки, из бывших князей Трубецких («бывшие», утратившие отеческую веру, как видим, появились задолго до 1917 г.)? Особенно учитывая, что Александр Александрович, после царя-мученика Павла Первого, был первым (и последним) императором, стремившимся к превращению России из сословного в общенациональное государство. В частности, именно он, еще будучи цесаревичем, ввел обычай обращения на «вы» к нижним чинам – забытую после его смерти, проигнорированную не только дворянами, но и коммунистами. Обеспокоенный невосполнением неофициально существовавших квот для рабочих и крестьян среди представителей 3-го сословия, принимаемых в учебные заведения, он подписал знаменитый указ о кухаркиных детях – направленный отнюдь не против народа, как принято представлять в большевицкой пропаганде, а против «народной» аристократии (лакеев, кучеров, лавочников и т.п.) – наряду с недоучившимися семинаристами, пополнявшей ряды т.наз. «интеллигенции»!

Русскому музею его скульптура была передана тоже со смыслом – именно он являлся учредителем музея, целенаправленно создававшегося, как музей русского искусства.

С характерным для эпохи «Вех» - эпохи социального дарвинизма и мистического декадентства – цинизмом, либеральная верхушка Петербурга нач. ХХ века выразила свое отношение к памяти этого императора, заказав и установив в основании дороги из Петербурга в Москву, перед Николаевским ж\д вокзалом, в 1909 году эту карикатуру. Вот как рассказывает о ней путеводитель по Музею городской скульптуры: «В музее можно увидеть подлинную бронзовую модель конной группы. Она дает возможность оценить высокое мастерство скульптора, жизненную правду образа, остроту беспощадной характеристики царя-солдафона. Грозная фигура верхом на тяжеловесном битюге олицетворяет собой гнет и тупой деспотизм самодержавия. «Я изобразил одно животное на другом, - говорил П.П.Трубецкой», а И.Е.Репин, присутствовавший при открытии памятника, оценил его как гениальное произведение искусства. Народ назвал этот монумент «пугалом». Демьян Бедный нписал стихи, которые после революции были выбиты вместо старой надписи на пьедестале памятника:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я, пожав удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1937 году памятник Александру3 был разобран, а конная статуя передана Государственному Русскому музею
» [Г.Д.Нетунахина, Н.И.Удимова, 1972, с.31]. Невысокая художественная ценность монумента и ансамбля с его участием сознавалась. В 1937 г., когда Демьян Лакеевич придворов сочинил для театра Таирова похабное либретто «Богатыри» на музыку А.П.Бородина, терпению А.А.Жданова пришел конец, и он исправил эту градостроительную ошибку Самодержавия, демонтировав идолище. Художественная его цена его видна из того, напр., что ни в альбоме «Памятники архитектуры Ленинграда» [«Стройиздат», Л., 1958], ни в специальном путеводителе «Скульптура Ленинграда» И.И.Лисаевич и И.Ю.Бехтер-Остренко, выпущенном издательством «Искусство» [М.-Л., 1965], ни во многих других подробных описаниях этот памятник даже не упомянут. Вспоминают иногда о нем лишь издания, посвященные Русскому музею, как об экспонате местного значения.

Нужен ли Петербургу памятник-пасквиль?

Роман Жданович
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.