Я - в
высшей степени сдержанный и толерантный человек! Поэтому я не
пускаюсь в описание соболиных и горностаевых шуб гардероба
начальника РЖД-Компани, не воспроизвожу в репортаже эпитетов, какими
наделяли директорат ОАО, а также города и государства, дачники и
туристы, отъезжавшие и возвращавшиеся в Петербург со станции Ржевка
- железнодорожных ворот города - после перестройки ее, завершенной
зимой 2012 г.
Недавно АО отметило десятилетие. В Москве к юбилею приурочена
выставка «Потерянная магистраль. Российские железные дороги 2003 -
2013», - организованная общественным движением Архнадзор и
посвященная утраченным в последние годы - трудами юбиляра -
памятникам истории отечественной техники и архитектуры. «…ОАО «РЖД»
достались в наследство сотни красивейших исторических зданий: депо,
водонапорные башни, вокзалы, служебные постройки. Многие из них
созданы выдающимися зодчими: Константином Тоном, Львом Кекушевым,
Илларионом Ивановым-Шицем, Александром Бенуа, Алексеем Щусевым.
Однако ОАО «РЖД» явно не дорожит полученным. За последние десять лет
железнодорожное наследие России понесло невосполнимые потери. В
экспозиции собраны примеры:
-
бессмысленных сносов (Веерное депо в Москве, вокзал в Войсковицах
Ленинградской области, подмосковная платформа Ильинское – последний
дачный вокзал России);
- безграмотной реконструкции и искажения исторического облика
(вокзал станции Кипрево, Владимирская обл.; многочисленные постройки
Московской окружной железной дороги);
- зданий под угрозой уничтожения (вокзал станции Сеятель,
Новосибирск);
- сгоревших вокзалов (Калязин, Тверская обл., платформа Курорт в
черте Петербурга), заброшенных зданий (практически все водонапорные
башни)»
[http://archnadzor.livejournal.com/].
Выставка продлится до 03.11.2013 в Государственном музее архитектуры
им. Щусева (ул. Воздвиженка 5\25, цокольный этаж Аптекарского
приказа).
Среди утрат этого десятилетия – и вокзал станции Ржевка, о котором
мы рассказывали [”Ржевка
в блокаде”,
НП янв. 2010]. Прямо над объемом, прежде занимавшимся снесенным
зданием - памятником восстановлению Ленинграда и маленьким шедевром
сталинского неоклассицизма, где снимались кинофильмы «Максим
Перепелица» и «Старший сын», - теперь прошел виадук кольцевой
автодороги. Гранитная мемориальная доска - в память о жертвах взрыва
29.03.1942 и подвиге пожарных, саперов и путейцев, бывшая на здании,
оказалась повешена на опоре виадука – в точке, находящейся в стороне
от пешеходных путей, сливаясь своим текстом с бетоном опоры
(качество печати на газетной бумаге не позволяет поместить ее в
иллюстрациях)
[см. http://lenww2.ru/index.php/region00/area27?id=2617].
Тут ее может приметить - хорошо, если один пассажир на сотню.
У точки пересечения Дороги жизни с железнодорожными путями некогда
стоял монумент защитникам Ленинграда – 85-милимметровое орудие ПВО
на зенитном лафете и памятник-стела «Регулировщица». При
строительстве, памятник регулировщицам автодвижения осаждавшегося
города был уничтожен. Ныне он воспроизведен в стороне от прежнего
места (четверть километра к Всеволожску), туда же перевезли зенитку.
Через
станционные пути перебросили закрытую матовой пластиковой крышей (где
видны только пути под пролетом) «трубу» пешеходного моста высотой 7-8
метров, ведущего от нового павильона билетных касс - к платформам и
под виадук. Сравните это с ажурным силуэтом старых мостов (как на ст. Пискаревка). Инвалидов-колясочников «уважили» вертикальным
пассажирским лифтом на трех человек (при мне он ни разу не работал)… А
сами пути, через которые ранее можно было пробраться к платформам,
отгородили трехметровой чугунной решеткой. «Враг не пройдет!» (старик,
инвалид на костылях, дачница с сумкой на колесах – тоже!).
Впрочем, в
последние месяцы, устав слушать проклятия пассажиров, путейское
начальство пошло на уступку и отперло двери решетчатых ограждений,
открыв пешеходам дорогу через пути. На моих глазах, при наличии ее,
воздвигнутый пешеходный мост не использовался НИ ОДНИМ человеком!
Используют его, видимо, лишь санкт-петербургские алкоголики, судя по
стеклотаре, оставшейся на его отнюдь не натоптанном грязью, не
заплеванном бетоне.
Михаил Иванович Кухтов, изобретатель и рационализатор, герой прошлых
репортажей – предлагавший оснастить крытый мост бесконечной дорожкой
по принципу эскалатора, восклицает: «Я имел на заводе 98
рацпредложений. Сейчас – реализовал 99-е: потребовал от властей
вернуть на старый переход через пути резиновые щиты, освобождающие
стариков от необходимости перескакивать и перекатывать сумки через
рельсы. Их вернули до 1-й и 2-й платформ. Осталось реализовать 100-е
рацпредложение: положить ТАКИЕ ЖЕ панели до 3-й и 4-й!» - 2-й
половины перехода от касс, к тротуару на противоположной стороне
станции.
Он уже направил два письма об этом в органы власти. Что ж, быть может,
к следующему аграрному сезону, когда ОАО не будет столь обременено
празднованием собственных праздников, оно, глядишь, и найдет возможным
- внедрить это предложение…
Р.Жданович
|