Как
византийцы разъединяли Белую и Малую Русь в ХII веке…
Пропагандист
должен уметь убедительно выдавать белое за черное, народную любовь за
ненависть, добродетель за злодейство. Мы живем в эпоху пропаганды. Но,
как показывают источники, этим ремеслом древле-православные писатели
также владели в совершенстве.
Очень древний, датируемый ХII веком, пергаментный список церковного
устава (из Софийского собрания Новгорода) Курского краеведческого
музея хранит писцовую помету под 24 июля: «чтется житии князя
Володимира, и томъ есть мученикъ святою Бориса и Глеба» [«Свв.князья-мученики
Борис и Глеб», 2006, с.56]. Приписка засвидетельствовала, что в ХII в.
употреблялось служебное житие, посвященное Владимиру Святославичу и
его порфиророднорожденным детям Борису и Глебу, читавшееся 24 июля - в
дату битвы 1019 г. на р. Альте, впоследствии приуроченную к культу
братьев-страстотерпцев [см. там же]. Косвенное подтверждение
авторитетности пометы существует: Борис, Глеб и Владимир («отец их
Василий») совместно помянуты в новгородской берестяной грамоте №
906 3-й\4 ХI века.
Но текста названной объединенной службы равноапостольному кесарю Руси
и первым канонизированным русским князьям в Уставе нет. Не сохранилось
и иных ее списков, и она остается неизвестной («Память и Похвала»
Иакова-мниха, замещавшая в ХV в. отсутствовавшее служебное чтение, с
ней не совпадает, перечисляя в каталоге святых князей также Ольгу).
Родовое мировоззрение Руси предписывало религиозно почитать предков,
созидателей Рода. С христианизацией – разрушавшей родовые устои,
подобно колхозно-«общинным» дерусификаторским деяниям коммунистов, -
языческие мероприятия начали вытравляться наводнившим Русь греческим
духовенством. В Киевском своде 1094 года (Новгородская I летопись) и
Киевской летописи 1014 года («Повесть временных лет») молитвословия
предков, заступничавших пред Богом (читай – Богом-Родом) за
здравствовавшего князя (исключая канонизированных христиан Бориса и
Глеба, заступников пред Христом), нет, их нет в Киевской летописи ХII
века. Они обнаруживаются впервые лишь в Переяславской летописи 1160-х
годов [http://www.zrd.spb.ru/letter/2013/letter_0053.htm],
в княжение сыновей Юрия Долгорукого, возглавляемых Андреем Боголюбским,
конфликтовавших с оккупационным учреждением – византийской митрополией
Руси. А ведь требуется здравствующему князю небесный заступник -
праотчич, возглашение славы которому не влекло бы отлучения от Церкви
(правомочной разрешать клятвы, данные «еретику»)? На эту роль не
годился ни Рюрик, ни Игорь – язычники, ни Святослав, воевавший с
греками за Болгарский престол (что вычеркивало его из списка
православных «спасшихся», автоматически, устранив даже сведения о
весьма вероятном крещении этого князя). Владимир, вскормленный
новгородцами (то ли язычниками, то ли, вероятнее, богомилами) –
врагами греков, в отличье от Ольги (урожденной болгарской царевны)
оправославившийся не с рождения, а уже в зрелости, объявивший
Христианство государственной религией, канонически был пригоден на
роль святого в чине равноапостольных. Но против канонизации славянина
- варвара категорически выступила Византия.
Причисление Владимира к лику святых было греческой церковью признано,
даже согласно официозной голштинско-лубянской историографии, лишь в
ХIII веке. Фактически это произошло на два века позже, после
низвержения греко-татарского ига, когда появляются первые формально
житийные рукописи, используемые Православной церковью. До этого -
никто из греков не признавал святым русского архонта!
И прежде,
про влюбчивого князя - в просторечии «Ярилу», а в эпической – высокой
былинной форме «Красна Солнышка», монашествующие летописцы
складывали глумливые фельетоны, вошедшие не только в летописи (где
прозелиту приписан арианский символ веры…), но и в жития. Ныне, благо
почитание христианского архонта внесено в перечень государственных
празднований антисоветской государственности РФ, их пересказывают и
казенные пропагандоны (возможно, открытие военных действий против
Украины в 2014 г. прервет эту традицию).
Князь (+ 1015 г.), достоверно крестившийся в 986-987 г.: согласно
«Памяти и похвале» 1070-х гг., житийному Сказанию о Борисе и Глебе
(тех же времен), «Летописцу Русских царей» 1214 г., «Летописцу вскоре»
(русской редакции 1276 г. хронографа Никифора Цареградского по спискам
ХIII – ХIV вв.), а также и «Слову о Законе и Благодати» (не
считавшему, будто Владимир крестился в Корсуни, женитьбы ради), - и,
как свидетельствует отзыв 1006 г. еп.Брунона Кверфуртского, абсолютный
христианин, - в глумливом русофобском житии, сочиненном достойным
православным предшественником красного хлыста Проханова -
Владимир-язычник в 988 г. насилует дочь Корсунского архонта пред лицом
родителей. Крестится, якобы, варвар – именно там, лишь под влиянием
поразившей богохульника, разорителя греческих храмов, болезни…
Житие, известное ныне, копирует летописную новеллу.
Ежели верить той летописи, которую обожали цитировать российские
христианизаторы и советские тираноборцы – Лаврентьевской (Суздальской
по Лаврентьевской редакции), так же насилует Владимир Новгородский
пред лицом плененных родителей мать будущих Русских князей Рогнеду
Полоцкую (в квадратных скобках разночтения Радзивилловской редакции):
«В лѣт̑
.
҂s҃
. х҃
. л҃s
13
.
[6636 (1128)]
Престависѧ
кнѧзь
Полотьскъıи Борисъ .
В се же лѣт̑
. Бъıс̑
вода велика . потопи люди . [и]
А
жита . и хоромъı оунесе .
В
се лѣт̑
. преӕша
14
цр҃квь
Дмитриӕ
Печерѧне
. и нарекоша ю Петра
Д.
съ грѣхом̑
великим̑
. и неправо .
В
то же лѣт̑
. заложи цр҃квь
. Мьстиславъ кнѧзь
15
камену . стаг̑
Ѳеѡдора
Ѻ
сих̑
же Всеславичих̑
16
сице єсть
ӕко
17
скзаша вѣдущии
преж̑
18.
ӕко
19
Роговолоду держащю и владѣющю
и кнѧжащю
Полотьскүю землю
20.
а Володимеру сущю Новѣгородѣ
. дѣтьску
сущю . єще и
21
погану . и бѣ
оу него [оуи єго]
Е
Добръıна
22.
воєвода и
2
храборъ и нарѧденъ
мужь.
ись
23
посла к Роговолоду . и проси оу него дщере
24
[єго]
Ж
за Володимера .
ѡн
же реч̑
дъщери своєи . хощеши ли за Володимера .
ѡна
же реч̑
не хочю розути робичича . но
Ӕрополка
хочю . бѣ
бо Роговолодъ перешелъ
25
изъ заморьӕ
. имѣӕше
волость сво|ю Полтескъ . слъıшавше
26
же Володимеръ разгнѣвасѧ
27
ѡ
тои рѣчи
ѡже
реч̑
28
не хочю
ӕ
за
29
робичича . пожалиси
30
Добръıна и исполнисѧ
ӕрости
. и поємше
31
вои [и]
А
идоша
32
на Полтескъ . и побѣдиста
Роговолода . Рогъволодъ же вбѣже
33
в городъ . и приступивъше к
34
городу и взѧша
городъ
35.
и самого [кн҃зѧ
Роговолода]
З
ӕша
36
и жену
ѥго
. и дщерь
ѥго
. и Добръıна поноси
ѥму
З
и дщери
ѥго
. нарекъ єи робичица
37.
и повелѣ
Володимеру бъıти с нею . пред̑
ѡц҃мь
єӕ
и мт҃рью
. потом̑
ѡц҃а
єӕ
38
оуби . а саму поӕ
39
женѣ
. и нарекоша єи имѧ
Горислава . и роди Изѧслава
. поӕ
же пакъı инъı
40
женъı многъı . и нача єи негодовати . нѣколи
же
41
єму
И
пришедшю
42
к неи . и оуснувшю . хотѣ
и
43
зарѣзати
44
ножемь . и ключисѧ
ѥму
оубудитисѧ
. и
ӕ
ю за руку .
ѡна
же реч̑
сжалиласи
45
бѧхъ
. зане
ѡц҃а
моѥго
үби . и землю
ѥго
полони мене дѣлѧ
. и се нъıнѣ
не любиши мене и
2
съ младенцем̑
симь . и повелѣ
єю
46
оустроитисѧ
Д
во всю тварь цс̑рьскую
47.
ӕкоже
в дн҃ь
посага
І
єӕ
. и сѣсти
на постели свѣтлѣ
. в храминѣ
да пришедъ потнеть
||л.100||
ю .
ѡна
же тако створи . и давши же
48
мечь съıнови своѥму
49
Изѧславу
в руку нагъ . и реч̑
ӕко
внидеть ти
ѡц҃ь
К
рци
50
въıступѧ
.
ѡч҃е
ѥда
ѥдинъ
Л
мнишисѧ
ходѧ
. Володимеръ же реч̑
. а хто тѧ
мнѣлъ
М
сдѣ
. и повергъ мечь свои . и созва болѧръı
. и повѣда
им̑
.
ѡни
же рекоша оуже не оубии єӕ
дѣтѧти
дѣлѧ
сего . но
въздвїгни
ѡтчину
єӕ
. и даи єи с съıном̑
своимъ . Володимеръ же оустрои городъ . и да
1
има . и нареч̑
имѧ
городу тому
2 А
Изѧславль
. и
ѿтолѣ
мечь взимають
3.
Роговоложи внуци . противу
Ӕрославлим̑
внуком̑
4
❙»
[ПСРЛ, т. 1-й, с. 300-301]
Судя
по наличию в княгининой светелке меча, как и по перемене мыслей
супруга, глазами летописца, князь признает некую правомерность
самообороны бывшей, как и право на отмщение себе за
отпрыском-наследником – признав серьезность его угрозы, остынув… Но
оговариваемся мы: «ежели верить», - поскольку эпизода нет в
летописи, собственно, новгородской – НПЛ, летописи вековых врагов
полочан. Нет его в Ипатьевской летописи, хотя вводная часть
ретроспекции, сообщавшая о текущих полоцких делах, в летописи стоит.
Нет в Карамзинской – в новгородском митрополичьем летописном
черновике, соединявшем новгородскую летопись с ПВЛ лаврентьевского
типа; чистовая митрополичья Софийская летопись, зависимая от источника
типа Карамзинской, здесь повторяет Ипатьевскую, так же происходит в
1-й части Тверского Сборника. Окончание статьи противоречит
предшествовавшему тексту ПВЛ 980 г., рассказывая о захвате Киева
Владимиром Святославичем, неизменно вменяющему потомкам Ярослава –
Киевским, Новгородским (Галицким), Черниговским и Туровским князьям
происхождение от Рогнеды, равно князьям Полоцким:
«…И нача кнѧжити
Володимеръ въ Києвѣ
єдинъ . и постави кумиръı на холму
7.
внѣ
двора теремнаго . Перуна древѧна
. а главу єго сребрену
8.
а оусъ златъ . и Хърса Дажьба҃
9.
и Стриба҃
10.
и Симарьгла
11.
и Мокошь [и]
А
жрѧху
имъ наричюще
ӕ
б[ог]ъı
Б.
[и]
А
привожаху сн҃ъı
своӕ
и дъщери . и жрѧху
бѣсомъ
. [и]
А
ѡсквернѧху
землю теребами
12
своими . и
ѡсквернисѧ
кровьми землѧ
Руска . и холмо-тъ
13
но прбл҃гии
Бъ҃
не хотѧ
смр҃ти
грѣшникомъ
. на томъ
холмѣ
нъıнѣ
цр҃ки
стоить
14.
ст҃го
Васильӕ
єсть
.
||л.25об.||
ӕкоже
послѣди
скажемъ . мъı же на преднеє възратимсѧ
. Володимеръ
15
же посади Добръıну
В
оуӕ
своєго в Новѣгородѣ
. и пришедъ Добръıна Нооугороду
16.
постави кумира надъ рѣкою
Волховомъ . и жрѧху
єму людьє Нооугородьстıи . аки Бу҃
. и бѣ
Г
же Володимеръ побѣженъ
похотью женьскою . и бъıша ему
17
водимъıӕ
. Рогънѣдь
юже
посади на Лъıбеди . идеже нъıне стоить
18
сельце Предъславино .
ѿ
неӕже
роди . д҃
. сн҃ъı
. Изеслава . Мьстислава .
Ӕрослава
. Всеволода . а . в҃
. тчери
19.
ѿ
Грекинѣ
. Ст҃ополка
.
ѿ
Чехинѣ
. Въıшеслава
. а
ѿдругоѣ
20.
Ст҃ослава
. и Мьстислава
21 Д.
а
ѿ
Болгаръıни Бориса и
22
Глѣба
. а
23
наложьниць
24
бѣ
25
оу него. т҃
. Въıшегородѣ
26.
а . т҃
. в Болгарех̑
27.
а . с҃
. на Берестовѣ
28.
в селци єже зооуть
Е
нъıне Берестовоє . и бѣ
несъıтъ блуда приводѧ
к собѣ
мужьски
29
женъı . и дв҃цѣ
30
растьлѧ
ӕ
31.
бѣ
бо
32
женолюбець .
ӕкоже
и Соломанъ . бѣ
бо рече оу Соломана женъ .
ѱ҃
.
33
а наложниць
24
. т҃
. мудръ же бѣ
. а наконець погибе
34.
се же бѣ
невѣголосъ
35.
а наконець
ѡбрѣте
спс̑ньє
. велии
36
Гь҃
и вельӕ
крѣпость
єго и разуму єго нѣс̑
конца
37.
зло бо єсть женьскаӕ
прелесть .
ӕкоже
рече Соломанъ покаӕвсѧ
ѡ
женах̑
. не вънимаи злѣ
женѣ
. медъ бо каплеть
ѿ
оустъ єӕ
. женъı любодѣици
38
во времѧ
наслажаєть твои гортань . послѣди
же горчає золчи
39.
ѡбрѧщють
40
прилѣплѧющесѧ
41
єи
Ж
смр҃ть42
въ вадъ
43.
на пути въ животьнъıӕ
44
не находить . блуднаӕ
же теченьӕ
єӕ
небл҃горазумна
. се же реч̑
Соломанъ о прелюбодѣицах̑
. [а]
З
ѡ
добръıхъ женах̑
реч̑
. драгъши
45
єсть каменьӕ
многоцѣньна
. радуєтсѧ
ѡ
неи мьжь
46
єӕ
. дѣєть
бо мужеви своєму . бл҃го
все житьє
ѡбрѣтши
И
||л.26||
же лну веснъı
47
творить
48.
бл҃гопотребнаӕ
рука[ма] да
49
»
[там же, с.81].
Из
московских компиляций мы обнаруживаем эту новеллу в Львовской и
Никоновской летописях, извлекавших ее из Лаврентьевской, и, в иной
редакции – в летописи Московской (по Уваровскому и Эрмитажному
спискам), передавшей ее в Воскресенскую летопись. Московская близка
Софийской летописи, но здесь она использовала дополнительную
южнорусскую летопись, близкую Ипатьевской. В ней была эта
ретроспекция, несколько отличная по изложению от Суздальской (еще не
вырезанная из протографа Ипатьевской): изнасиловав Рогнеду, в ней
Владимир убивает, наряду с ее отцом, также и мать:
[там же, т.
25-й, с.31].
Суздальская
и южная летописные редакции происходят из летописи Переяслава Русского
- доменного владения Мономашичей, откуда разошлись ок. 1188 г., после
гибели племянника Андрея Боголюбского – Владимира Глебовича, когда
переяславское великокняжеское летописание прервалось, а экземпляры
летописи получили утробные сродники покойного – потомки Юрия
Долгорукого от его 2-й жены Ярославна Новгород-Северская (в жен.линии)
[«Энциклопедия Слова о полку Игореве», т. 3-й, с.147] и Всеволод
Бол.Гнездо.
В 1120-х гг. там княжил Ярополк, мл.брат Мстислава Великого, участник
его предприятия - захвата Полоцкого княжества и высылки в Византию
Полоцких княжичей (греческие цари так становились соучастниками
грабежа чужой страны). В представлении родового древнерусского
общества это была узурпация; скажем, завоевав Киев, Андрей Боголюбский
- претендовавший на кесарское положение, и которому великороссиянские
пропагандоны сегодня вменяют византийские поползновения, отнюдь не
ликвидировал беспокойное княжество, а посадил в нем – титульным
(номинальным) Вел.князем Руси - родного брата Глеба, владетеля родовой
дедины – Переяславской земли…
Это объясняет внесение в летопись тенденциозной новеллы, отрицающей
родство Полоцких князей с Ярославичами. Безродные космополиты -
конструктивисты ХII века, сионизированные и эллинизированные потомки
Всеволода Ярославича Переяславского - по-еврейски презиравшие
язычников и по-римски игнорировавшие материнские линии русского
родства, были равнодушны к персоне далекой пра-пра-бабки. Они решили
отречься от нее – вероятно, широко известной на Руси, прославленной
историографией Полоцкого княжества (исчезнувшей в оригиналах, но
оставившей цитаты в «Слове о полку Игореве») – ради предъявления прав
на Полоцк, на противоправное (в глазах родового древнерусского
общества) лишение удела
n-юродных
братьев.
В 1136 г. Мономашичи были в битве на Супое разгромлены вождем
национальной партии – Черниговским князем Всеволодом-Кириллом
Ольговичем (прототип былинного Чурилы Пленковича), потеряв цесаревича
Василька Леоновича (сына Марины Мономаховны), и лишились Новгородского
стола, откуда в 1137 г. был изгнан Всеволод Мстиславич (св.Гавриил),
отдав 2-ю столицу Святославу Ольговичу (отец Игоря
Новгород-Северского), удержавшись лишь во Пскове. В 1139, по смерти
Ярополка Киевского (занимавшего Полоцкий стол по изгнанье Изяславичей),
Всеволод Ольгович выгнал из Киева Вячеслава Владимировича, заняв
Киевский стол, как старейший внук Ярослава Мудрого и как свояк
Всеволода-Гавриила - зять Мстислава Великого.
Благодаря этому, идея новеллы 1128 г. не получила развития в
переписывавшихся летописях, они сохранили ранние летописные новеллы,
отражавшие идею единства Руси, - о том, что Киевские, Полоцкие,
Волынские и Тмутороканские Владимировичи - произошли из одной
материнской утробы.
Новелла, однако, стала фундаментом последующей – ведшейся в 1150-х –
1400-х гг., и вплоть доныне, литературно-«агиографической» разработки
биографии Владимира Святославича, вероисповедной и политической,
нацеленной на дискредитацию Русского князя.
О подлинных отношениях Равноапостольного с Рогнедой – ретроспективный
рассказ о насилии над которой, т.обр., датирован надежно, вставленный
лишь в летопись Мономашичей, близ времени своего написания, вопреки
предшествовавшей ПВЛ, - мы можем судить по косвенным признакам.
Под 988 г., говоря о закладке Владимиром городов, летописи вновь
перечисляют его сыновей, видимо, в хронологической последовательности,
попутно открыв неполноту каталога 980 г. (называвшего лишь сыновей от
высокородных жен?): «Володимиръ
же просвЂщенъ
самъ и сыно†28
его с 29
нимъ 29
12 30,
ихъ 31
имена: 1 32.
Вышеславъ, 2 33.
Изяславъ А,
3 34.
Святополкъ, 4 35.
Ярославъ, 5 36.
Всеволод, 6 37.
Святославъ, 7 38.
Мьстиславъ, 8 39.
Борисъ, 9 40.
ГлЂбъ,
10 41.
Станиславъ, 11 42.
Позвиздъ, 12 43.
Судиславъ. И посади Вышеслава в НовЂгородЂ,
а Изяслава в Полотскы 44,
а Святополка в ТуровЂ,
а Ярослава в РостовЂ.
Умеръшю 45
же старЂишему
Вышеславу в НовЂгородЂ 46,
и посади 47
Ярослава в НовЂгородЂ,
а Бориса в РостовЂ,
а ГлЂба
в МуромЂ,
Святослава в Древлянех 48,
Всеволода в ВолодимирЂ 49,
Мьстислава 50
ТмутороканЂ »
[ПСРЛ, т. 3-й, с.160]. Мстиславов, похоже, было два. Разными
источниками называются следующие дети Владимира. От чехини - Вышеслав,
от Рогнеды - Изяслав, Мстислав, Ярослав, Всеволод, от грекини,
плененной Святославом и привезенной старшему сыну византийской
монахини, - Святополк (Владимиром, изнасиловавшим уже беременную
княгиню, лишь усыновленный, зачатый убитым Ярополком), от 2-й чехини –
Святослав (убитый Святополком), Мстислав, от «болгарыни» (т.е.
Анны, родственницы Симеона Великого) – свв. Борис и Глеб, также:
Станислав Смоленский, Судислав Псковский (посаженный в поруб
Ярославом), Позвизд, две дочери от Рогнеды (одна из них Предслава) и
Доброгнева (Мария) – поздний ребенок, ок. 1042 г. вышедшая замуж за
Казимира Польского.
Последнюю – наверняка христианскую жену Владимира, на долю которой
можно отнести Доброгневу и младших сыновей (не получившего удела
Позвизда), водимую после смерти Анны (+ около 1011 г.) [там же, т.
15-й, с.121], хроники вообще скрыли! Не Евпраксией ли (известной из
былин) звалась оная?..
По летописи малолетний Владимир, за которого заправлял уй Добрыня,
воюя со старшим единокровным братом, в 980 г. посватался к Полоцкому
князю.
Ярополк, напомним, пойдя в 977 г. войной на младшего брата Олега, убил
его в бою и, хотя плакал над трупом, но сына Олега приближенным
пришлось от Ярополка спасать, бежав в Чехию (его потомками был
шляхетский род Жератинов). Лишь единокровный брат Владимир (его
семейство) бежал «за море», Ярополк же посадил в Новгороде своих
наместников. Владимир-язычник, женатый на Чешской княжне, возвращается
через 3 г., - как сказали бы теперь, изгнав украинских оккупантов. Он,
вернее его дееспособный дядя - Добрыня сватается, находясь в состоянии
войны с братоубийцей, к Рогнеде. Та выбирает его кровника, при этом
нарочито оскорбляя мать Владимира, сестру Добрыни: «Не хочу розути
робичича, хочу Ярополка!».
По логике, во взятом Полоцке - изнасилованная на глазах родителей,
наблюдавшая убийство отца (и матери) - Рогнедь оказалась добычей,
бесправной наложницей, насилие над каковой было ритуалом победителя.
Такою стала в т.г. безымянная вдова Ярополка, мать Святополка
Ярополчича (передавшая единственному сыну отношение к усыновителю и
номинальным братьям), такова была судьба Предславы Владимировны -
дочери Рогнеды, в возрасте ок. 35 лет(!) увезенной из Киева немощным,
хотя сластолюбивым стариком Болеславом Храбрым.
Можно сравнить скупой текст ПВЛ 980 г. (обычно очень подробной) - с
названным рассказом 1128 г.:
«В
лѣт̑
.҂s҃
. у҃
. п҃и
[6488 (980)]
❙
Приде
19
Володимиръ съ Варѧги
Нооугороду
20.
и реч̑
посадникомъ
Ӕрополчимъ
. идѣте
къ брату моєму . и рцѣте
єму . Володимеръ ти
21иде[ть]
Д
на тѧ
. пристра[и]ваисѧ
Е
противу битъсѧ
22.
и сѣде
в Новѣгородѣ
. и
23
посла
24
ко Рогъволоду Полотьску
25
гл҃ѧ
. хочю поӕти
тъчерь
26
твою собѣ
женѣ
27.
ѡнъ
же реч̑
тъчери
28
своєи . хочеши ли за Володимера .
ѡно
29
же реч̑
. не хочю розути робичича . но
Ӕрополка
30
хочю . бѣ
бо Рогъволодъ прıшелъ и-заморьӕ
31.
имѧше
власть свою в Полотьскѣ
32.
а Туръı Туровѣ
33.
ѿ
негоже и Туровци прозваша
сѧ
Ж.
||л.24||
и придоша
ѡтроци
Володимерови . и
34
повѣдаша
єму всю рѣчь
Рогънѣдину
. и дъчерь Рогъволожю
35
кнѧзѧ
Полотьскаго
36.
Володимеръ же собра вои многи . Варѧги
. и Словѣни
. Чюдь
37
и Кривичи . и поиде на Рогъволода . в се же времѧ
[хотѧху]
З
Рогънѣдь
вести за
Ӕрополка
. и приде Володимеръ на Полотескъ . и оуби Рогъволода . и сн҃а
єго два . и дъчерь єго поӕ
женѣ
38.
и поиде на
Ӕрополка
.»
[там же, т. 1-й, с. 76-77]. Точно так же рассказывается в статье НПЛ
(М), передававшей протограф ПВЛ – Свод 1094 г. [там же, т. 3-й,
с.126]. Так же в списках Белорусской летописи, передающей Печерский
свод 1074 г. [там же, т. 35-й, с.с. 21, 39 (мл.редакция – с.80)]. В
рассказе печерского летописца - бесспорно монаха (и сторонника
Изяслава Ярославича) - деяния Владимира не лишены даже некоей
варварской рыцарственности.
Отражается ли новелла 1128 г. в содержании предшествовавшего
летописного рассказа о Владимире? Его первая жена – чехиня,
водившаяся, вероятно, еще до 980 г., неизвестна даже по имени, хотя
брак был династическим, и Вышеслав Владимирович, умерший в 1010 г. (по
Татищеву), был посажен на престолонаследническом Новгородском столе.
Но Рогнедь называется по имени, так, кроме нее, летописные перечни жен
Владимира называют лишь Малфредь - вторую чехиню, мать Мстислава (Тмутороканского?)
и убитого Святополком Святослава Древлянского, да еще Иакимовская
летопись – Адель, 2-ю чехиню (расходясь с ПВЛ в именовании 1-й чехини).
Лишь Рогнедь получила от мужа новое внесенное в летописи имя Горислава,
семантически отражаемое в имени наследника Ярослава, подтверждаемое
«Словом о полку Игореве» (вменившим его матери Олега Святославича).
Более всего сыновей Владимира летописью вменяется Гориславе - четверо,
более того, лишь Рогнедины дочери удостаиваются упоминания летописцем
(о Доброгневе сказали западные источники, отечественные ее
игнорировали). Сам характер имен, присвоенных детям Рогнеды и
Владимира, выдает сугубую активность их отношений: Взяслав (Изяслав),
Ярослав, Мстислав, Всеволод, Передслава…
Лишь прерываемый брак с Рогнедью (христианское имя Настасья, как
сообщает 1-я часть Тверского сборника) [там же, т. 15-й, с.113], после
сватовства Владимира к Анне Греческой, вызвал скандал и покушение
подруги на князя, угрозу ему от старшего сына. Ярослав, обезноженный
защемлением седалищного нерва, действием стресса тут обрел
подвижность. Его обезноженность бросалась в глаза, иначе говоря, ему
было не меньше 5-6 лет, и было это не раньше 987 г.. Иначе говоря,
прав Иаков-мних, и Владимир с Рогнедою - предпочтенной, среди
многочисленных языческих жен (включая тех, брак которых был
династийным), были к тому времени христианскими супругами. Сватаясь к
цесаревне, князь предавался такому нехристианскому предприятию, как
юридический развод.
После смерти старших сыновей, держателей престолонаследнических уделов
– Изяслава в Изяславле (Полоцкая земля) и Вышеслава в Новгороде, дети
Изяслава наследуют Полоцкое княжество, выделяемое в отчину, а
престижнейшее место бездетного Вышеслава в Новгороде занимает Ярослав.
Спор за Киевский стол между Святополком – формально старшим, зятем
Польского короля и владетелем Древлянского удела, и сыном
порфирородной матери Борисом Ростовским, не давал возможности
немолодому Владимиру определиться в столице. Но внимание его к
старшему из остававшихся сыновей Рогнеды (встретившему известие о
претензиях на Киев княжичей Святополка и Бориса мятежом) характерно.
К сожалению, потомки Ярослава Мудрого, освободив немощного дядю –
брошенного отцом в поруб брата, Судислава Псковского, позаботились о
том, дабы двоюродные братья – дети иных Рогнединых сыновей были лишены
не только очередности в престолонаследнической лествице, прав на
Золотой Киевский стол, но и упоминания в хрониках.
Владимир Мономах и Мстислав Владимирович, после многолетней борьбы
(где именно потомки Всеволода Ярославича положили почин наведению на
Русь половцев!), изгоняют из Руси Изяславичей Полоцких (арестовав их и
передав в оковах сюзерену Всеволодовичей – греческому царю, для
содержания в византийском плену). После битвы на Супое и низвержения
Мономашичей Всеволодом Ольговичем, Полоцкие князья бегут из
православного плена и возвращают дедину. Благодаря этому, они не были
полностью забыты летописями, как иные княжичи старших колен лествицы
потомков Святослава Великого. Но летописи Полоцка, увы, не
сохранились. Остались лишь пасквильные новеллы, вносившиеся в
летописание их врагами – потомками Ярослава Рогнедича.
Верить новелле 1128 г., полюбившейся греко-христианской «агиографам»
св.Владимира и коммунистическим богоборцам, соратникам
М.Н.Покровского, таким образом, нет никаких оснований! Реальность
восстановима лишь предположительно, по сюжетам памятников эпоса –
вероятно, передающим раннюю древнерусскую реальность, поскольку, войдя
в былины, фигура Владимира совершенно не коснулась духовных стихов.
Добрыня, оставленный в Новгороде посадником, не был новгородцем:
статья 970 г., о поставлении Святославом княжича новгородцам [там же,
т. 3-й, с.122], показывает его, как знакомца словен, но не сродника (Иакимовская
летопись рисует Добрыню и Путяту, крестителей Новгорода, ростовцами).
Никоновская летопись сообщает интересную подробность. После разгрома
Болеславом Ярослав попытался бежать за море, остановленный
Константином Добрыничем - прорубившим днища княжеских лодей и
объявившим сбор ополчения. Но родовой счет к своему благодетелю –
Ярослав, сын Рогнеды помнил и, выпроводив Болеслава с Руси,
избавившись к 1020 г. от Святополка, повелел заточить Добрынича в
Ростове, а через три года отвезти в Муром и убить [там же, т. 9-й, с.
76-77].
Судя по былине «Дунай и Добрыня» («Дунай и Настасья»), рассказ о
завоевании Владимировым уем Добрыней и его воинами Полоцка, в каких-то
формах, в Древ.Руси бытовал уже в 1200-х гг. (когда книжное, но не
христианское имя Дуная носит Галицкий воевода). Но христианское имя
Апраксы эпическая жена Красна Солнышка получает лишь в ХV веке, в
процессе циклизации эпоса вкруг Стольного Киева, под влиянием повестей
о Николе Зарайском [Келтуяла, 1913, с. 797-800].
Памятуя что столицу Литовского (читай - Полоцкого) короля
действительно брал Добрыня, а «дуплицирование» образа героя былины
было лишь поэтическим приемом (как и героини, дочери Литовского
короля), мы можем допустить, что ее титульный персонаж Настасья
(христианское имя Рогнеды) досталась Владимиру, не столько вместо
брата-кровника, сколько - от своего богатыря-дядюшки, забыв прошлое (намекаемое
в былине), пленившего и изнасиловавшего строптивую княжну-амазонку -
не желавшую оказаться «пристроенной» неверным любовником - прежде чем
передать наказанную оскорбительницу племяннику (уже женатому
династическим браком на чехине).
Его отношения с нею – уже не соотносились с предприятиями материна
брата, и, как кажется, действительно оказались очень теплыми, зиждясь
на чувствах, а не политико-родовых отношениях.
Р.Жданович, 24 июня\07 июля 2014 г.
|