Она была
дочерью Николая Антоновича Вокач - мелкого чиновника (коллежский
секретарь), затеняемого фигурою дядюшки, барона П.К. де Витте. Мать -
Марья Андреевна, урожденная Муромцева, также известней своими дядьями,
С.А. и Н.А.Муромцевыми.
Великий -
впрочем, с 2012 г. вновь замалчиваемый ученый, автор крупнейшего
русского труда о Гегеле [Фил.Энц.Словарь, 1989, с.209], И.А.Ильин
упоминает в письме историку науки В.А.Рязановскому такой эпизод: «Еще
в 1938, при нашем последнем свидании с Петром Бернгардовичем [Струве],
жена моя, …заканчивавшая тогда книгу, озаглавленную «Изгнание
норманнов», подняла этот вопрос с ним. Мы оба изумились, когда он
вдруг пришел в раж, начал вопить, и бить себя по коленам - …за
норманнскую теорию. Аргументы его были слабы, смахивали на «веру
норманнов», а Гедеонова он пробовал «убить», возопив о нем, что он был
«статский советник». Я уже после объяснил это психологически: значение
норманнов, по-видимому, имело для него некоторым образом персональный
смысл… Но по истине – это не аргумент».
"Сомнение,
присущее доныне многим русским людям, связано в русской душе с
подорванным чувством национального достоинства. В этом и скрывается
первопричина норманского учения", - такой диагноз болезни русского
общества нач. ХХ века поставила Наталья Вокач.
…В 2000-х
Ильин сделался любимцем кремлевских спич-райтеров - узнавших из цитат
в горбачевской периодике это имя, его антисоветскую публицистику, и
еще не подозревавших, что столь же резко Ильин определял "свободное"
(в терминологии К.Поппера) - релятивистское общество и его
апологетов-антифашистов.
03 октября
2005 г. состоялось с участием ВВП шоу перезахоронения
Главнокомандующего Вооруженных сил Юга России А.И.Деникина, с
супругой, в Кремль. Мероприятие отличалось редкостным цинизмом, к
присутствию на нем не был допущен ближайший родственник Антона
Ивановича, оказавшийся полковником вооруженных сил Российской
Федерации и членом Компартии. Законы психологии требовали
множественности персон вождей Белого дела, «посмертно братающихся» в
РФ с вождями Лубянки. И первоначально планировалось, так же, на пару с
Деникиным, переместить прах П.Н.Врангеля (в 1928 г. убитого
чекистами!). Но у Врангеля нашлись бодрые и идейные зарубежные
родственники (в отличье от инфантильных деникинских), которые не
допустили кощунственных манипуляций кремлевских шаманов! В последний
момент, на место, отводившееся московскими пиарщиками чете Врангелей,
пришлось поместить прах четы Ильиных, погребенных в Цолликоне
(Швейцария) и не имевших влиятельных родственников.
Знакомство с
биографией и сочинениями И.А.Ильина (16\28.03.1883 – 21.12.1954)
ставит в недоумение. Где корень этих мужественных стихов в прозе:
ученого, немецкими национал-социалистами изгнанного с работы и
сосланного, но отнюдь не изменившего взгляда на их противников? Они
никак не вяжутся с обликом этого невзрачного человека, очень слабого
полемиста - будучи идеологом РОВС, проигрывавшего публичные споры
декадентскому философу-богоискателю, прозванному оппонентами
Белибердяевым. Боевитость в споре - это свидетельство убежденности
внутренней, душевной, отсутствие ее говорит о неполной, лишь
умственной (спекулятивной) искренности.
Труды
философа изумляют вовсе, если знать, что в юности воинствующий
социал-демократ [см. http://www.bogorodsk-noginsk.ru/rodoslovie/ivanovskoe2.html],
он вступил тогда в ложу, а родство со стороны германской матушки ныне
бы ему позволяло претендовать на израильский паспорт. Масоны дают
агентурную легенду, но не могут даровать вдохновение ума и воли.
Источник
проясняется, если книгу сопровождают фото, с той женщиной, что стала
Музой ученого, с ее античным – по-римски строгим и волевым, чуждым
сексапильности ликом. К примеру здесь:
http://1914ww.ru/biograf/bio_we/vrangel_pn.php,
- где чету запечатлели вместе с командиром РОВС Врангелем и
Соколовым-Кречетовым – организатором Братства Русской Правды. Эта
организация, созданная бывшим савинковцем С.А.Соколовым, казачьим
генералом П.Н.Красновым и герцогом Г.Н.Лейхтенбергским, в 2-й\2 1920-х
– 1-й\2 30-х гг. «держала в страхе актив пограничных областей
Совдепии».
Национальная
гордость великороссов той поры, видевших преступления чекистов Вихмана
и Джонсона (Одесса), Саенко (Харьков), Гагена (Севастополь), Золотой
Ножки (Петроград), не позволяла им быть толерантными к «борцам с
фашизмом». Вооруженная борьба русских боевиков
c
интернационалистами - благословлялась братией Почаевской лавры,
цитадели Русского Православия на Волыни [«Братская памятка», изд. 1
Томпсон. Конн, 1932], – не с «жидобандеровцами» оперировавшими тогда в
Польше, но с советскими революционерами!
Братству
адресовались послания предстоятеля Русской Православной церкви
(зарубежной), напр., 1930 г.: «…Я, смиренный Антоний, митрополит
Киевский и Галицкий, старейший из Русских архипастырей, находящихся
волею Божией на свободе от красного плена, возвышаю свой голос, дабы
возвестить Русскому народу:
<…> Первее
же всего, благословляю оружие и боевую работу всенародного Братства
Русской Правды, которое уже немало лет словом и делом ведет борьбу
против Красного сатаны во имя Бога и России».
В июле 1932
г. митр.Антоний (Храповицкий) обращается к Верховному Кругу братства:
«Любезные во Христе Братья Русской Правды с вашими сотрудниками!
Сегодня я получил Ваше дружественное послание с выражением мне
благодарности за молитву и сочувствие. Общую молитву за подвижников
Русской идеи я посильно возношу постоянно. <…>
Светлая
надежда на победу над врагами д.б. в Ваших православных сердцах, в
уверенности, что с Вами души всех Ваших честных соотечественников,
которые с нетерпеливым любопытством следят за ходом Ваших дел,
радуются Вашим успехам за раненых соратников, желая им выздоровления и
возвращения в ряды сражающихся героев»!
…Окончив
словесное отделение Московских Высших женских курсов, Наталья
венчалась с выпускником юрфака Московского ун-та Иваном в венерин день
- пятницу 27 августа (08.09), перед предпразднованием усекновения
главы Иоанна Предтечи 1906 года.
Евгения
Герцык так вспоминает о них: «Двоюродная сестра не была нам близка…
Умная и молчаливая, она всю жизнь делила симпатии мужа, немного
ироническая к его горячности. Он же благоговел пред ее мудрым
спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом: ни
он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали
философии. Оковали себя железной аскезой - все строго расчислено,
вплоть до того, сколько двугривенных можно в месяц потратить на
извозчика. Концерты, театр - под запретом, а Ильин страстно любил
музыку и Художественный театр. Квартирка (две маленькие комнаты)
блистала чистотой - заслуга Натальи, жены…" [Е.Герцык
«Воспоминания», Париж, 1973, с.153]. Не желая зависеть от родителей,
пара интеллектуалов – незаслуженно забываемая, на фоне декадентов
Гиппиус и Мережковского (с Философовым…) - зарабатывала преподаванием
и научными переводами, вместе ими переведена, напр., работа Зиммеля «О
социальной дифференциации» (М., 1908 г.), Эльсибахера «Анархизм»,
также два трактата Ж.-Ж.Руссо, оставшиеся неизданными…
В 1918-1922
гг., принципиально отрицая большевизм, супруги оставались в Москве,
где Ильин арестовывался 6 раз, как «черносотенец» и «буржуазный
элемент», дважды получая от Лубянки смертный приговор, не исполненный
лишь благодаря тому, что работы о Гегеле (создателе философского
фундамента марксизма) знал и ценил вождь партии большевиков. Сейчас
известно, что Ильины были связаны с подпольной организацией
Добровольческой Армии, - хотя новейшие источники дисциплинированно
замалчивают этот биографический факт. Напротив, оными неустанно
возглашается, будто "…во всех своих работах Ильин последовательно
отвергал идею тоталитаризма" [http://blogs.pravostok.ru/slovo/2011/10/23/ivan-ilin-kto-on/]
(подразумевается гитлеризм), будто он "очень рано сумел распознать
подлинное лицо нацизма" [http://project03.ru/PR/bioii.php] и т.п.
Это является подлогом [см. http://iljinru.tsygankov.ru/works/vozr170533full.html],
уже постольку, поскольку нацизм вообще был мимолетным
традиционалистским эпизодом, в истории просвещенческого –
механистического тоталитаризма Нов.времени. "Фашизм возник как
реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных
сил направо" [И.А.Ильин "О фашизме", 1948 г.].
Но если в
1918-1921 гг. ВЧК не смогла раскрыть чету (при таких уликах, никакие
ученые заслуги пред философской базой победившей идеологии не имели б
силы!), это дОлжно отнести к аккуратности, железной аскезе и мудрому
спокойствию подруги.
Не сумев
уличить в контрреволюции, вредных «интеллигентов» - непонятно
уважаемых Лениным, чекисты в 1922 г. присоединили к декадентскому
обществу, направленному на «философский пароход».
***
…Этой книги
- не было даже в спецхране (ныне «Основной русский фонд»)
Государственной Публичной библиотеки: Н.Ильина «Изгнание норманнов.
Основная задача русской исторической науки», 1955. «Вокруг нас
разрушение… и мы хотим узнать, как строилось то, что мы так плохо
берегли? Мы хотим узнать, как началось наше государство и, минуя
недавние века, допрашиваем IX век о тайнах рождения России. Многое
говорят историки про эту пору нашей жизни, но они разно рисуют и разно
объясняют события тех давних времен. Мы готовы им верить…» -
восклицает Введение к книге, писавшейся Натальей с тех лет, вышедшей в
Париже 60 лет назад.
(http://www.zrd.spb.ru/ilina.htm)
В Совдепии -
созданной на руинах России и на волне пораженческого пафоса 1914-1921
гг., разрушившего Ее, когда бережно реставрировались
первобытно-средневековые государственности, некогда поверженные Ею
(Поволжская Германия, Поволжская Венгрия (Башкортостан), Татарская
АССР – Золотая Орда, Крымско-Татарская АССР – Крымское ханство), - "…норманизм,
как обоснование интернационализма, занял в 1920-х главенствующее
положение. Не случайно в СССР в 1928 году устроили пышное чествование
норманиста Томсена" [А.Г.Кузьмин "История России с древнейших
времен", 2002, с.82]. В 1940-х, логикой событий, этому возникла
препона, и в отсылках ученых трудов стали встречаться работы
С.А.Гедеонова (1815-1878) [см. В.В.Мавродин "Образование
Древнерусского государства", Л., 1945; С.В.Юшков
"Общественно-политический строй и право Киевского государства", М.,
1949]. Но в 1950-х создается дружественное СССР социалистическое
государство (с циркулем в гербе) - ГДР, чьи поморские земли
исторически отнюдь не являлись германскими. И соответственно, имя
С.А.Гедеонова, раскрывавшего корни русской государственности [см.
В.Меркулов «Откуда родом варяжские гости?», М., 2005], со страниц
советских книг пропадает вновь…
В блюдении
русофобской "политкорректности" "ученые" доходят до маразма. Поляк
Генрик Ловмяньский теорию Гедеонова разделяет не особенно. Но в его
трудах фамилией оппонента словники пестрят [Х.Ловмяньский "Русь и
норманны", 1985]. Книга же отечественного исследователя, трудившегося
до 1990-х гг., Вениамина Павловича Кобычева "В поисках прародины
славян" [1973], уникальная по теме - обобщившая топонимический
материал, напечатанная изд-вом "Наука" 50-тысячным тиражом с
предисловием д.и.н. В.Д.Королюка, вплоть до 2000-х (когда на нее
сослался А.Кузьмин) в обзорах исторической литературы коллег
игнорировалась. Трудно найти иное объяснение, кроме того, что в
примечаниях, автором просто помянут (без ссылки на публикацию)
С.А.Гедеонов, и, т.обр., его имя попало в указатель книги. В.Т.Пашуто,
ученый тертый и хитрый, поступил хитрее, внеся название труда в очень
сложно, по-главно организованный библиографический список [«Внеш.политика
Древ.Руси», с.381], но убрав фамилию из указателя книги [там же,
с.439].
Ильина
квалифицирует доктрину в части 2-й ("О предпосылках норманнской
теории"): "Изучая док-ва норманнской гипотезы, читатель убеждается,
что её утверждения отнюдь не исходят из существа исторических событий…
Те факты и
свидетельства, на которые ссылаются норманисты, извлечены из
неисчерпаемого жизненного многообразия протекших времен, как
необходимая защита учения, созданного ПОМИМО исторических фактов и
утвердившегося на другом основании. Замечательно то, что живучесть
норманнской теории не страдает от самой сокрушительной критики её
доказательств; так же мало пошатнула её научная критика летописного
текста, послужившего исходной точкой… Этот удивительный факт
объясняется не достоинствами теории, но тем, что она черпала свою силу
не столько в изучаемом реальном предмете, сколько в общем воззрении на
восточных славян, ПРЕДВАРЯЮЩИМ самое изучение. …Представление о
"дикости" славян не было вызвано углубленным изучением древности; его
поддерживало упрямое желание, чтобы так было».
***
Борьба с
«фашизмом» в России нарастает, по мере отдаления от 1945 года (временнАя
составляющая пространственно-временного закона «Чем дальше в лес, тем
толще «партизаны»). И если «Моя борьба», запрещенная «судом» РФ, не
просто закупалась СССР, но и, переведенная небезызвестным К.Радеком, с
1934 г. пиратски издавалась, для нужд идеологических работников, - то
книга русской исследовательницы, посвященная полемике с пангерманизмом
и адресованная историкам - удостоилась чести выше, нежели труды
А.А.Гитлера! Она не была допущена даже в отдел специального хранения
(переводы Гитлера там были)!
Издали труд
Ильиной лишь в 2010 г. - в столице, в сборнике Ин-та Российской
истории «Изгнание норманнов из русской истории» (М., «Русская
панорама», п\ред А.Н.Сахарова и В.В.Фомина), и в Петербурге,
опубликованный отдельной книгой издательством «Белые Альвы» и
редакцией газеты «Потаенное», с предпосланной работой Сергея Лесного
«История борьбы антинорманизма с норманизмом», статьей А.Русакова
«Сход пророков ложных и пророков ясных» [«За Русское дело», №1-3,
1993] и редакционным предисловием «Норманизм и русофобия».
Острота
«норманнского» вопроса в русскоязычной историографии, в
действительности, подогревается обстоятельством, раскрываемым
С.Я.Парамоновым: «Пишущий эти строки 9 раз бывал в Крыму в период
1923–1941 гг., путешествуя часто пешком в самых глухих уголках, но ни
малейших следов «готов» там не обнаружил» [С.Лесной «Откуда Ты,
Русь», 1995, с.147]. Он цитирует письма академика Петра-Симона Палласа
(экспедиция 1793-1794 гг.) и шведского ученого, профессора
Геттингенского и Петербургского университетов Йогана Бекмана
(1739-1811), не обнаруживавших готского языка в Тавриде, ни живого, ни
в топонимике, ни следами в татарских диалектах, приводя ссылку
последнего на профессора Гаккета: «Я могу заверить, что многие
евреи, которые имеются повсюду в Понте, принимаются за древних немцев
или готов…» - То, что считали «древнегерманским», на самом деле было
«идиш» [там же], – было лингвистическими остатками Хазарского
каганата, после его разгрома Святославом Киевским и истребления
Тмутороканских городских диаспор Олегом Черниговским.
По горячим
следам Парамонов писал: "В 1955 г. в Париже вышла небольшая книга
Натальи Ильиной "Изгнание норманнов". Она в сущности не содержит
новых, оригинальных данных, но является талантливым подбором сведений
против норманизма, в пользу славянской теории. Некоторые места в ней
просто великолепны как по стилю, так и по глубине понимания истории и
анализируемой проблемы".
Логика
исследователя, как и владение аппаратом ученого-историка у Ильиной
безупречны, и она с блеском пользуется ими. Непререкаемым атрибутирующим признаком археологи считают фибулы определенных типов,
в частности скандинавского: "скорлупообразного". И в книге приводятся
материалы ген.-майора Н.Е.Бранденбурга, классика Новгородской
археологии: лишь одна из трех разновидностей этих фибул скандинавская
генетически (остальные суть неумелые подражания), и датированы оные
моложе, нежели "призвание варягов"…
"В
Швеции, в могиле викинга (VIII - IХ вв.) найдены предметы конского
убора, украшенные орнаментом, сочетавшим восточные мотивы и мотивы
эмалей IV - V в.. Этот смешанный стиль получил название
"скандинавского". Между тем, еще в VI в. изделия этого типа
встречаются в Венгрии, а еще раньше, в III - IV в., конские уборы того
же стиля выделывались в Полоцкой земле [ссылки]. Точно так же
присутствие в насыпи кургана костей коня или остатков ладьи еще не
убеждает в том, что эта могила норманнская: конь был религиозно чтим,
и у славян, и у финнов; по древней славянской вере, души, отправляясь
в рай, переезжали на коне через огненный поток, отделяющий землю от
неба [ссылка]. …Ладья также была нужна на длинном пути в райские
селенья [нава (откуда навий), по-старочешски - могила, слово того же
корня, что и лат.навис - корабль] - верование, пережитки которого
сохранились, между прочим, в обычае раскольников выдалбливать гробы из
цельного дерева" [Ильина, 2010, с.с. 85-86].
Старая школа
еще знакомила учащихся с арийской традицией - с церковнославянским,
несколькими классическими и живыми языками, с памятниками их
словесности, давая понимание таких, например, нюансов: "…самый язык
св.Писания, язык церковно-славянский по всем древнейшим его
памятникам, вполне убеждает нас своей чистотою и ясностью в выражении
христианских идей, что славяне уже с давних времен, привыкли на своём
языке высказывать христианские понятия и имели уже готовые, чисто
христианские выражения", - этою цитатою из диссертации
В.Ф.Буслаева, Ильина [там же, с.77] показывает древность славянской
письменной культуры до св.Кирилла.
Представления, недоступные советскому языкознанию - ищущему в
древности "матриархат", "шаманизм", почитание "божества-"связывателя"
и т.п. измышления нерусских академиков, - ею раскрываются столь же
исчерпывающе: "Двойственное значение коренных звуков Р-С имеет в
своей основе помысел о сродстве между огнем и влагой. Та же мысль -
живая основа культа природы - отразилась и в языке русской народной
поэзии, где огонь и вода (питье) могут указывать символически на одно
и то же психическое состояние, на чувство любви" [там же, с.180].
Книга
необходима тем, кому предстоит использовать хрестоматийную детскую
литературу, сказочные образы которой, воспроизводимые в адаптированных
детских изданиях без понимания их смысла, имеют глубочайшую древнюю
семантику. Приведем еще фрагмент из 3-й части "Тайна Руси": "Вера в
небесный напиток создала в мифологии арийских народов образы птиц,
которые или охраняют его у древа жизни или охраняют им природу; за
ними скрываются иногда боги или богини. Птицей могла обернуться и
русалка, причем превращалась в крылья ткань её белых покрывал. …Самая
способность водяных нимф превращать свои одежды в крылья нашла отзвук
в сказке о Морском Царе и Василисе Прекрасной. …Если южно-славянские
предания помнят о вилах, являющихся в образе белых лебедей, то наши
сказки сказывают о лебедь-птице, красной девице, выплывающей из
морской глубины. …Птицы, обличье которых принимает русалка, появляются
в древних мифах, как носители света и живой воды, или как стражи у
источника огня и влаги. Лебедь приносит весною лучи солнца или золотые
яблоки, полные чудесным соком, возвращающим молодость; кукушка,
вестница весны, зимою живет в раю у древа жизни и хранит ключи от
входа в эту обетованную страну. Представления о небесном рае, где
мировое древо раскидывает свои медоточивые ветви, где ночует и зимует
солнечный бог, соединяют образ русалки, хранительницы напитка
бессмертия, с образом лебедя. По народному поверью, молодому солнцу
прислуживает солнечная дева, умывает, убирает его и поет ему песни,
тогда как в одной из русских сказок рассказывается, что в дивьем, т.е.
в небесном царстве зреют моложавые яблоки и живет царь-девица Лебедь,
охраняющая влагу бессмертья.
…Благодетелен
приход русалки на землю, но встреча с нею самой — богиней райских
садов, гибельна для обычного дневного сознания, не постигающего в ее
явлении знаков нездешнего мира. Встретив русалку, человек неумудренный
невольно повторяет ее вихревые движения… и заболевает Виттовой
пляской. Увидев над волною прекрасную богиню, поддавшись чарам ее
песни, пловец спешит к ней навстречу и тонет в бурливой реке. Лишь
вещий человек, на земле прозревающий неземное, безнаказанно любуется
воздушно-легкими играми русалок и понимает их нездешнюю песнь»
[Ильина, с.158 и дал.].
Книгу в
редакции «Потаенного» пока [http://www.zrd.spb.ru/news/2014-03/news-1111.htm]
еще можно заказать.
Р.Жданович
|