У невров обычаи скифов. За одно поколение до похода Дария им
пришлось покинуть всю свою страну из-за змей. Ибо не только их
собственная земля произвела множество змей, но еще больше напало на
них из пустыни внутри страны. Поэтому-то невры были вынуждены покинуть
свою землю и поселиться среди будинов. Эти люди, по-видимому, колдуны.
Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что
каждый невр ежегодно однажды в году на несколько дней обращается в
волка, а затем снова принимает человеческий облик. Я не верю этим
рассказам, но так говорят и рассказы удостоверяют клятвой. (Геродот
Галикарнасец «История», IV, 105). …Фракийская дева-охотница и хищница
Гарпалика, которую отец Гарпалик, т.е. «хищный волк», вспоил молоком
кобылиц и диких зверей, пойманная в сети земледельцами и пастухами и
ими убитая, по убиение ее отца, а потом прославленная, на своём
кургане амазонки, кровавыми обрядовыми поединками и знаменуемая
тотемом козы, - представляет собою страстную героическую ипостась
древнейшей Артемиды, как ее отец пра-диониса – Арея. (Вячеслав Иванов
«Дионис и прадионисийство», Баку, 1923, с.83). …Отец воспитал
Гарпалику как мужчину, научив ее верховой езде, стрельбе из лука и
бегу. Гарпалика вместе с отцом участвовала в сражениях и во время
одной из схваток спасла ему жизнь. Когда Гарпалик за жестокость был
изгнан подданными и, укрывшись в лесах, стал заниматься разбоем,
Гарпалика разделяла его судьбу. Она была поймана пастухами в сети и
убита. После гибели Гарпалики между убийцами не прекращались кровавые
раздоры, и, чтобы умилостивить тень умершей, в ее честь был учрежден
культ и праздник. («Мифологический словарь», М., 1965, с.57)
Уроженка Богородского уезда Московской губернии была дочерью Николая
Антоновича Вокач, мелкого чиновника, затеняемого фигурою дядюшки,
барона П.К. де Витте. Мать - Марья Андреевна, урожденная Муромцева,
также известней своими дядьями С.А. и Н.А.Муромцевыми; В.Н.Муромцева -
жена И.А.Бунина - была ей племянницей [«Русская усадьба», М., 2008,
с.410 и дал.].
Исследование фамильных прозвищ, само по себе [см.: О.М.Гусев «Фамилии
сакральный смысл», СПб., «Потаенное», 2014], открывает о человеке
очень и очень многое. …Корень, в незапамятном доисторическом прошлом
образовавший эту сербохорватскую фамилию, выдает письменный
(жреческий?) род деятельности книжника, впервые его зафиксировавшего.
Не от фонетического произношения Вук (волк), но от славянского
написания: «воукъ», - родоначальник обрел прозвище Воука - подобно
совр.украинскому косвенному фамильному прозвищу ВовкА (не от
уменьшительного Вова, а от имени-прозвища Вовк (волк): Вовкач)!
Протяженный гласный у-, отсутствовавший в греческом письме,
конструкторы кириллицы обозначили диграфом (оу: кириллический Ук).
Отдельное (краткое) у (u) считалось согласным, переходящим в звук в-,
в славянской речи разделяемый с «буками» (в речи средневековых греков
оные, напротив, переходили в «веди»). Эта фонетическая тонкость
проникла в фамильное прозывание еще в те незапамятные времена, когда
Кириллица была новшеством, основным средством передачи голоса на
письме оставалась Глаголица (более чуткая к славянской речи, нежели
азбука, ложно вменяемая св.Кириллу, цифровая система которой не видит
различия б- с в-, внесенного задним числом). Звучит Ук не четко, и в
древности диграф транслировался с опорою, как на вторую, так и на
первую составляющую. В нашей великорусской речи он преобразовался в
вОЛк.
Возникла фамилия прежде известной черногорской фамилии Вуковичей,
выходцев из Византии, образованной чисто фонетически, чей основатель
Божидар жил в ХV в., и которым пришлось - обосновывая родовые
претензии, протягивать фиктивную нить к угасшему роду Бранковичей.
…Изошло наречение от той же группы значений, что и определения Алчный,
Пламенеющий [см. И.Кноблох "Kurd-Alaegon и Volcanus", "Этимология -
1972", М., 1974] («бурый волк»: древнейшее определение масти) -
первичные даже относительно таких древних основ как воля, влечь,
ставших корнем к имени Волк. Это называние, подобно называнию хорт,
сохраняемому названием псовой масти - мухортый, фамилией Мусергской
(древнее звучание), топонимами Сертислава и Хортица (у Константина
Багрянородного: «остров св.Георгия» - остров руководителя волков), -
служило эвфемизмом, замещая не употребляемый в профанной речи
(аналогично беръ\медьведь), - высокий титул Лют. Украинское название
месяца: лютень - это в честь хортов, волков, празднующих в феврале
свадьбы. Имя сие было едва ли не исходным, и П.Я.Черных, воспроизводя
наличные толкования определения «лютый», констатирует, что «этимология
не из ясных» [«Историко-этимологический словарь», 1993, т. 1-й,
с.499].
Лют (Лутъ), в носовом произношении Л(он)тъ (балто-славянское племя л(ен)чан
в историческую эпоху стало называться велетами-лутичами) [В.П.Кобычев
«В поисках прародины славян», 1973, с.61-64], - аналогично известен в
речи латинян (луп\луперк), персов (гурк), эллинов (лик). Лишь в
славянской, балтской и германской речи за ним утвердилось
эвфемистическое прозывание, однокоренное скифскому (нартовскому)
прозвищу волшебного кузнеца и римскому имени божества скрытого -
хтонического огня: Вулкан.
Лютые выехали из Сербии после Косовских битв 1389 и 1448, взятия
османами Белграда в 1453 г. и падения королевства - не следуя примеру
боярства павшего режима, не согласившись потуречиться, унеся на Русь
предания о битвах с агарянами, отразившиеся в новгородском эпосе [С.Н.Азбелев
«Куликовская битва в народной памяти», 2011].
В ХVI веке они служат Русскому царству лекарями. Один из них,
гвардейским офицером, участвует в свержении инородческого режима
Остермановщины в 1742 г., жалованный гербом с изображением стропил:
указание, что владелец возводил Дщерь Петрову на трон. С переворотом
Екатерины - сторонники ПетраIII Вокачи эмигрируют; по смерти царицы
один из сыновей проф.Лейпцигского ун-та Ф.Вокача - Фридрих Фридрихович,
отец Антона, возвращается в Россию…
Р. Жданович
121.
Ильин, Иван Александрович (1883–1954)
Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. В 2 т.
–
(Посвящается Наталии Николаевне Ильиной).
–
М.: Изд. Г.А. Лемана и С.И. Сахарова, 1918.
Т.
1: Учение о Боге. – [Х], 300, [1] c. – 2 экз. 15,5 х 23,5.
Издательская обложка (бумажная).
17,0 х 24,5.
Кожаный переплет с золотым тиснением.
Экслибрис «Из книг Н.Н. Ильиной и И.А. Ильина» на с. 1.
Следы чтения: пометы простым карандашом.
Т. 2: Учение о человеке. – 356 c.
17,0 х 24,5.
Кожаный переплет с золотым тиснением.
Экслибрис «Из книг Н.Н. Ильиной и И.А. Ильина» на c. 1.
Следы чтения: пометы простым карандашом.
Ильин-131
Инв. № 256, 260-261
122.
Ильина, Наталия Николаевна (1882–1963)
Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки.
–
Париж:
Impr. de Navarre, 1955. – 186 c. – 5
экз.
14
х 20,5.
Бумажная обложка.
Неразрезанные страницы.
Ильин-132
Инв. № 262-266
(http://www.nasledie-iljina.srcc.msu.ru/lichn-bibl/katalog%20Ilyina.pdf)
(http://zrd.spb.ru/ilina.htm)
|