Двадцать лет назад израильский журналист Леонард Гендлин выпустил
книгу "За кремлевской стеной" ("Исповедь любовницы Сталина"). Знакомые
с источниковой литературой, напр., с мемуарами Кшесинской (где
описывается процедура "утверждения" официальной великокняжеской
фаворитки из труппы императорских театров), видели источники,
служившие создателю опуса. Знавшие должностное движение советских
руководителей, легко обнаруживали ошибки в перечнях действующих персон
- характерные для профанов, не бывших свидетелями событий и судящих об
оных по прессе (Берия до 2-й\2 1930-х не работал в Москве) и т.п..
Биография нынешнего обитателя святой земли выдавала и его личную
мотивацию. Гражданин Государства Израиль, в прошлом музыкант Большого
театра, посредственный своими профессиональными (столичные оркестры
издавна комплектуются по одному принципу с Пре<з>идиумом АН СССР) и
человеческими качествами, Гендлин был руководителем БТ Д.Мчадлидзе
(муж Веры Давыдовой) уволен с престижного места. Однако на Западе, а в
2000-х гг. и в РФ, скандальные «мемуары», якобы, надиктованные
любовницей Вождя СССР (1933-1953 гг.), получили распространение.
Википедия осторожно упоминает в описании опуса: «…что в основу
романа легли реальные воспоминания Давыдовой, вызывает некоторые споры
и противоречия. Так, существует распространённое мнение о том, что
книга является художественным вымыслом и не имеет исторической
достоверности, а родственники певицы характеризуют её как «фальшивку»,
одновременно, устранив статью об авторе и резко сократив объем
сведений в справке о певице (сравнительно даже с последними Большими
Энциклопедиями). Они м.б. сопоставлены с содержанием выложенного в
интернет сочинения!
"Энциклопедический Словарь" (в 3 т.т.) Изд-ва "Советская
Энциклопедия", современный событиям, представляет такую справку: «Давыдова
Вера Александровна. Род. 1906 г.. Советская певица (меццо-сопрано),
солистка Большого театра СССР (с 1932 г.), народная артистка РСФСР и
заслуженная артистка Грузинской ССР, трижды лауреат Сталинской премии.
Член КПСС с 1951 года. Создала правдивые и сильные образы в операх
Н.А.Римского-Корсакова (Любаша - "Царская невеста"), М.П.Мусоргского
(Марфа - "Хованщина"), И.И.Дзержинского (Аксинья - "Тихий Дон"),
Ж.Бизе (Кармен - "Кармен"), Д.Верди (Амнерис - "Аида") и др.» [т.
1-й, 1953,
c.
499-500]. Карьера для артистки придворного театра достаточно скромная,
хотя актриса была ученицей А.А.Глазунова и И.П.Ершова – крупнейшего
тенора отечественной сцены, исполнителя героических ролей, сравнимого
с Шаляпиным… Том подписан в печать 09 сентября 1953 г. Готовилось
издание позже июня 1953: в нем отсутствует справка на Л.П.Берию. Это
важно, поскольку, согласно «мемуарам», сразу после смерти Вождя, с
«любовницы» взяли расписку о неразглашении кремлевских секретов и
административно, хотя и почетно выслали из столицы - переведя на
другую должность, в столицу Грузинской ССР (в действительности,
Давыдова перевелась в Тбилиси, уехав туда вслед за мужем, в 1956 г.).
Имеются ли объективные - независимые от тенденциозные свидетелей
признаки достоверности пера Гендлина (не важно, устами Веры
Александровны или иными надиктовывалось писанное)? Заглянув в
следующее энциклопедическое издание – 10-томную(!) «Малую Советскую
Энциклопедию» (1958-1960), в ней мы справки на В.А.Давыдову
(30.09.1906 – 19.02.1993), н.а. РСФСР, з.а. Грузинской ССР, солистку
Тбилисского оперного театра и профессора Тбилисской консерватории
(учительница М.Касрашвили), уже не обнаруживаем. Подтверждение? Нет.
Кроме Давыдовой, артистическая молва приписывала фаворитизм Вождя
также и другой приме Большого театра 1930-х – 1940-х гг., тоже
меццо-сопрано и русской красавице, с тем же репертуаром и теми же
регалиями (н.а. республики, 3 Сталинских премии): Марии Петровне
Максаковой. И она так же оказалась лишена персональной справки в
хрущевской МСЭ, хотя пятилеткой раньше, удостаивалась ее в 3-томным ЭС
1953-1955 гг. издания [т. 2-й, с.309]. Академик Б.А.Введенский,
Гл.редактор советских энциклопедий, оказался политизированным
обывателем, предпочитая подстраховаться! Отметим, кстати, серьезный
его служебный прокол. Занимаясь УКВ-радиоволнами (читай,
радиолокацией) - хорошо зная о ракетно-космических разработках, он
привел в 1959 г. справки на С.П.Королева и А.Д.Сахарова, без чего,
учитывая степень секретности их работ, советский справочник перед 1961
годом мог бы и обойтись.
Взглянем на карьеру артистки. Звание з.а. Грузинской ССР – родины
Вождя, находившейся в 1940-х гг. в резко привилегированных условиях,
Давыдовой было присвоено только в 1943 г. [http://www.bolshoi-theatre.su/legends/vera-davidova-mchedlidze/46/],
после долгих гастролей эвакуированной артистки по прифронтовой
республике (большинство московских артистов эвакуировалось в Ташкент
либо Свердловск). Н.а. РСФСР (не СССР!) – в 1951 г., в честь 175-летия
Большого театра (т.е. среди абоймы других сотрудников, награждаемых к
дате), тогда же она награждена орденом Трудового Красного Знамени [там
же]. Сталин, допустим, был скрытен и скуп. Ну, а что, писавшие
наградные представления - отнюдь не чуждые стремления выслужиться
перед Вождем, не знали, кого из артисток он привечает своим вниманием?
Среди советской (неидеологической) элиты Сталинской эпохи, в партию
Давыдова вступила одною из последних - в 1951 г. (когда это утрачивало
смысл: в 1952 г. ВКПб превращается из партии большевиков в
идеологическое министерство Советского Союза - КПСС, в 1953
планировалось упразднение партийного контроля государственных органов)
[см. Ю.Мухин «Убийство Сталина и Берия», 2002]. Хуже «анкета» только у
С.П.Королева, посидевшего в 1930-х в тюрьме: 1953 год!
В чем, кроме личных счетов Гендлина к мужу Давыдовой, был смысл
публикации скандальной фальшивки, ее тиражирования в РФ? В книге,
якобы от имени «свидетеля», описываются последние месяцы жизни
И.В.Сталина, якобы, находившегося в недееспособном состоянии - уже
задолго до официальной смерти 05 марта 1953 года. Тем самым,
автоматически снимались вопросы - о характере «лечения» советских
руководителей кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. кремлевской медициной (еще
в те времена обнаруженного русской исповедницей Лидией Тимашук!), о
подлинных причинах смерти И.В.Сталина. Смерть пресекла те изменения в
государственном устройстве СССР, что ожидались в последние недели его
жизни [см. там же].
Дорогу им открывала смерть Л.Мехлиса - негласного соправителя СССР
(активиста Поалей Цион, слившейся с ВКП в 1928 - супротив всех
возможных принципов ленинского партстроительства), предполагавшегося
президента Еврейской ССР (ей отводились Таврия, Кубань, Одесса,
словом, «Новороссия»). Он скончался 11.02.1953 г., похороненный у
Кремлевской стены, невзирая на все свои «опалы» 1941-1945 гг. и не
глядя на «антисемитские гонения» в СССР кон. 1940-х.
Смерть А.А.Жданова, а за ним И.В.Сталина, их перечеркнула. Юрий
Игнатьевич Мухин, гл.редактор запрещенной газеты «Дуэль», полагает,
что именно угрозой опубликования этих материалов - о подлинных
обстоятельствах смерти И.В.Сталина, Верховного Главнокомандующего в
годы Великой Отечественной войны, в 1950-х полученных разведслужбами
Сев.-Американских Соединенных Штатов, было куплено молчание
руководителей КПСС, во время голливудских «полетов на Луну»
американских астронавтов в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. [см. Ю.Мухин
«Антиаполлон. Лунная афера
USA»,
2004].
Скандальное содержание – обеспечивало фальшивке общественное внимание,
фиктивные сведения о состоянии здоровья И.В.Сталина в 1952 – 1953 гг.
– снимали вопросы, о процессах, шедших в то время в руководстве
страны, о характере преобразований, намеченных им, причинах прервавшей
намеченное смерти.
Ждан Романов
|