«Снос
истории» - так определяет происходящее библиограф Тихвинской
районной библиотеки №1 им.Мордвинова Алла Александровна Титова: «…Год
литературы в Тихвине может быть отмечен, в том числе, сносом дома
одного из первых тихвинских литераторов Бередникова, который был не
только академиком, археографом, но и поэтом. Он был, также как
А.С.Пушкин, К.Н.Батюшков, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер, действительным
членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств "по
части словесности". Дом Бередникова на улице Труда (в прошлом
Петербургская ул.) расселен, подлежит сносу и уже постепенно
разбирается. Мы празднуем 500-летие Успенского собора и рушим дом
автора "Историко-статистического описания первоклассного Тихвинского
Богородицкого Большого мужского монастыря», - говорит она в
интервью «Тихвинским Новостям».
После боев 1941 г. уцелевших зданий оставались в Тихвине единицы.
Тогда, в середине ноября ударили холода, и представитель Ставки ВГК
Л.З.Мехлис категорически потребовал восстановить сообщение с берегом
Ладоги, ориентировав всю фронтовую авиацию: площадями бомбить
зажигательными бомбами населенные пункты, прилегающие к немецкому
фронту, лишая жилых укрытий, вымораживая Вермахт (не имевший зимнего
обмундирования). Но попытка обрезанного кремлевского
художника-акциониста - воплотить рукотворный Конец Света, была
предотвращена Девой-Богоматерью. Чудом, явленным Ею, прочно
удерживавшие Тихвин - солдаты Вермахта, оборонявшие Успенский
монастырь, прониклись паникой и обратились в бегство, прекратив бой.
Наряду с домом Римского-Корсакова, поврежденным снарядами при штурме
08.12 (спасенным лишь тем, что боеприпасов РККА категорически не
хватало, а узлом немецкой обороны был монастырь), но тщательно
отреставрированным к 1944 году, уцелел и дом Бередникова. Так что, это
еще и памятник освобождению Тихвина в декабре 1941 года, помнящий его
штурм!
В 3-м тысячелетии, однако, ему грозит участь всех прочих древних
тихвинских зданий - от коих, волею Л.З.Мехлиса, к 1942 году остались
лишь печные остовы. Погребенного Кремлевской стеной активиста «Поалей
Цион» - заменили активисты партии антифашистов, жуликов и воров!
Имя Я.И.Бередникова (07.10.1793 – 28.09.1854), к сожалению, известно
его соотечественникам очень плохо. Хотя возмутиться и забить тревогу
должны были бы многие: и Академия наук, и Министерство культуры, и
союзы писателей и композиторов, и Консерватория, и Патриархия!
Заслугами пред Отечеством акад.Бередников никак не уступит, ни
А.А.Шахматову, ни А.М.Панченко, Д.С.Лихачеву. Увы, имена ученых – не
спешивших возвеличивать себя, в первую очередь, записываемыми в
столбик виршами, народу интересны слабо…
Ныне, когда источником знаний о мире стал телевизор, а методом
госпропаганды - сочинение «альтернативных» историй, Русский историк,
издававший историю подлинную, в первоисточниках, сделался и вовсе «социально
вредным элементом» - классовым врагом посткоммунистической
КГБ-шной державы. Именно он - наряду с суздальскими и новгородскими -
опубликовал Ипатьевскую: старейшую русскую летопись (1290 г.),
советской наукой квалифицированную как «украинская». Древнейший список
ее (ХV в., старше польских и малороссийских списков), однако,
переписан псковским писцом, а из летописных повестей видно, что на
Волыни и в Новгороде даже в ХIII веке бытовала одна и та же, возникшая
в Переяславе Русском (ныне Хмельницкий), редакция летописных повестей.
Отсюда же современники открывают, что фейковая, якобы украинская фраза
«хто не скоче, той москаль», - вообще не имеет отношения к
западному (украинскому) наречию, в оном подпрыгивать – уже в 1151 году
называлось «гОпать» (ныне ср.: «гопак»); скакать – это, в
действительности, церковнославянизм, насаженный в эпоху московского
патр.Никона… Под этим же годом, рассказав о появлении на Руси
рыцарских турниров, летопись непринужденно подпиливает опоры азиатской
идеологии КГБ-шных российских «евразийцев»…
Раньше было лучше: в «Тихвинском земском календаре» на 1917 г. дом
Бередникова числится среди главных городских достопримечательностей,
наряду с домом Римского-Корсакова и первым городским каменным зданием.
Сегодня же
он, расселенный и заброшенный, занят бомжами. В радостном предвкушении
ожидаемого объединения СПб. и ЛО, должного резко повысить цену земли в
райцентрах - куда чиновные мигранты планируют принудительно расселять
«старых» петербуржцев, здание было «иных веков татарами и монголами»
выставлено на конкурс по сносу ветхих строений, сбереженное от
экскаватора, лишь постольку, поскольку - в последний момент -
«обнаруживалось», что еще в 1979 г. было внесено в перечень охраняемых
памятников.
Когда его не удалось размазать по грунту траками гусеничной техники,
дело сноса было предоставлено «социально близкому элементу»
партии жуликов и воров – ополченцам Молотов-коктейля, российским
бомжам…
Мы напоминаем о деяниях и заслугах Якова Ивановича Бередникова.
Тема Ивана Грозного – ключевой лейтмотив 1-й оперы
Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка», впоследствии воспроизведенная
лейтмотивом (без вокальной партии) и в «Царской невесте» (пьесы
Л.А.Мея), была основана на подлинной мелодии, созданной
царем-музыкантом Иваном Васильевичем (это подметил еще В.В.Ястребцев).
С детства запомнив праздничную обстановку архимандритских служб
Успенского монастыря, где звучали древние стихиры св.митр.Петру,
Владимирской иконе, иные средневековые гимны, мальчик, последний раз
бывший в Тихвине на похоронах отца в нач. 1860 г., не мог сам узнать
авторства: в церкви служебные тексты поются без представления автора.
Назвать его мог начальник сотрудника Археографической комиссии Льва
Мея (готовившего к изданию псковские летописи), друг семьи
Римских-Корсаковых, учивший их детей Воина и Николая грамматике и
каллиграфии, исследователь скриптория Тихвинского Большого монастыря:
академик Яков Бередников.
Он же, возможно, познакомил учеников со старшей редакцией «Сказания о
Казанском царстве» - сохранившейся в ничтожном числе списков и
изданной лишь в ХХ веке, сентенция откуда, однако, прозвучит цитатой в
Песне Варяжского гостя в опере «Садко», законченной к 1898 г. (также,
похоже, она цитируется в ремарке М.П.Мусоргского от 06.08.1873 к 5-му
акту «Хованщины», писавшейся в период тесного сотрудничества с
Римским-Корсаковым).
Сын
тихвинского купца, Яков начинает учебу в Тихвинском духовном училище,
попутно обучившись французскому и немецкому языкам. Как рассказывает
дореволюционная энциклопедия, «архимандрит Герасим поощрял
дальнейшие его занятия науками и, несмотря на практический склад
купеческой семьи, Я.И. попал в С-Петербургскую (2-ю) гимназию, из
которой по расстроенному здоровью вышел в 1811 г. и поехал лечиться на
родину. С лета 1813 г. он начал посещать лекции казанского
университета, чем выполнил свою самую заветную мечту. …А после
небольшого перерыва, с 1815 и до 1819 г. занимался в московском
университете, под руководством М.Т.Каченовского».
Курс Каченовского не отличался глубиной, но прививал русским учащимся
полезную черту - критическое отношение к сочинениям Н.М.Карамзина, в
деле создания «альтернативной» истории России предварившего
современных писателей-фантастов. В юности же своей, благодаря вниманию
архм.Герасима, Бередников оказался допущен в архивы Тихвинского
Большого Успенского монастыря, изучая практически монастырские архивы,
хранившиеся с древности художественные рукописи и документы.
В 1819 – 1820 г. Бередников гувернер и учитель в столице, в семье
сенатора Нарышкина, по недостатку средств перейдя на государственную
службу, в 1820 – 1824 гг. служив Новгородской казенной палате, затем в
канцелярии дежурного генерала Гл.Штаба и в инспекторском департаменте
в Петербурге, в канцелярии Новороссийского ген.-губернаторства, в 1827
вернувшись в Новгородскую палату, а в 1828 по состоянию здоровья выйдя
в отставку.
В те годы создавалась Археографическая экспедиция, будущая
Археографическая комиссия АН, и по рекомендации новгородского
вице-губернатора де Роберти, Бередников стал ее участником, исследуя
монастырские древлехранилища Новгородской, Вологодской, поволжских
губерний. За 4 года, частью совместно с начальником Экспедиции
П.М.Строевым – ярым коллекционером, не вполне чистым на руку, но
спасшим часть древнерусского наследия от безродных уранополитов -
греко-еврейских церковных вандалов, а частью самостоятельно -
Бередников объехал больш.часть России, обозревая архивы и библиотеки.
Большая часть исторических манускриптов, хранимых ныне русскими
фондами, были найдены и описаны в эти десятилетия; то, что не успело
попасть тогда на глаза археографам, в массе своей, погибло!!
Войдя в конфликт с АН по вопросам хранения и издания собираемых
раритетов, ученый вновь подает в отставку, но в 1834 г., по
преобразовании Экспедиции в постоянно действующую Комиссию, входит в
ее состав, а в 1835 назначается библиотекарем Департамента народного
просвещения. Здесь он описывает древлехранилища Академической,
Румянцевской, Эрмитажной, Императорской публичной библиотек, изучает
русские рукописи французских и немецких архивов. С 1838 г. гл.редактор
Археографической комиссии, он руководит изданием «Актов
Археографической экспедиции» (1294-1598), «Собрания форм старинного
делопроизводства» («Акты юридические»), «Актов исторических» (тт. 1-5)
и первых томов знаменитой серии «Полное собрание русских летописей»,
выпустив, уже как автор, ок. 300 научных работ и кратких сообщений.
Издания рукописей Бередникова достоверны, чего нельзя сказать об
изданиях ХХ века: глядя в типографский текст, можно быть уверенным,
что западнославянское имя деда св.Владимира МалкО в Ипатьевской
летописи правильно передано изданием 1846 г., а евреизм МалкЪ -
выплывающий в предреволюционных переизданиях и в массовом советском
издании ПВЛ, это - фальшивка.
Прервана смертью работа Я.И. была на издании Воскресенской летописи
(7-й – 8-й тома ПСРЛ), и вплоть доныне, переиздаваемые АН, эти тома не
получают удовлетворительной подготовки, прервавшейся со смертью
первого академического издателя.
Бередников участвует в создании каталога епископов и игуменов XIV -
XVIII веков, редактирует академический "Российский Словарь", в
последние годы собирает материал для областного Словаря. В 1841 г. он
избран в адъюнкты Академии наук, с 03.05.1845 экстраординарный
академик, а с 06.02.1847 – ординарный академик АН. По словам
П.А.Плетнева, все 24 года, он постоянно думал об отечественной истории
и разным ее отраслям посвящал неутомимую свою деятельность.
Умер 28 сентября 1854 года, похоронен на кладбище Успенского
монастыря.
(Дом
Бередникова.
После
пожара 17.10. Фото Аллы Титовой, 30.10.2015 г.)
Роман Жданович
|