ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Вождь Русской консерватории

Той весной страна бурно радовалась милости, явленной православным, избавленным от ждавшегося в лето 7000-е, - как 5 веков учили Русь греческие книжники и иереи, - Светопреставления и Страшного суда (картина коего, неизменно, красит притвор любого храма).

Русь испытывала взрыв деловой и политической активности. Журнал митрополита Даниила (Никоновская летопись, 1520-е гг.) пестрит записями о событиях тех дней: «…Апреля же в 6-е отпустил князь великий посла Стефанова, Мусата, ко его государю в Волохи. Апреля же, отпустил кн.вел.Иван Васильевич посла Максимилианова, короля Римского, Юрия Делатора, да с ним кн.вел.Иван Васильевич послал своих послов к королю Римскому Максимилиану: Юрья Грека Траханиота да Михаила Клипика Яропкина, да Ивана Волка Курицына. Тои же весны послал кн.вел. дьяка своего Василия Кулешина рубити города Владимиря деревяна, по Васильеву окладу (чертежу) Мамырева, и срубиша его в два месяца. Тои же весны, повелением вел.кн.Ивана Васильевича, заложиша град на Немецком рубеже на Норове, на Дивичей горе на слуде, четвероуглием (бастионом), и нарече ему имя Иванъградъ. Тои же весны, месяца мая в 17-е, Иван-Спаситель Фрязин, каплан постриженный Августинова закона белых чернецов, закона своего отрекся и чернечество оставил, <и> женился - понял за себя Алексиевскую жену Серинова. И кн.вел. его пожаловал селом!» [ПСРЛ, т. 12, с.233].

Ренегатство (обращение в истинную веру) неведомого священника из ордена ученых отшельников августинианцев (к этому ордену принадлежал и М.Лютер) - чье имя Джованни-Сальватора книжник перевел на святоотеческий язык - хотя вызывалось прозаической причиной: стремлением оформить отношения с уведенной у Алексиса Сорино супругой, - было сочтено столь важным, что митрополит занес его в летопись. В одном ряду с рассказами о дипломатических сношениях с тестем вел.князя кесарем Стефаном Великим и с Римско-Германским императором Максимильяном, и о военно-фортификационных делах! И, похоже, Иван III был такого же мнения, возведя ренегата в дворянское достоинство и обеспечив неверную латинянку богатым приданым.

Кто это такой мы узнаем из известия, под 1490 г. добавленного в особую редакцию Никоновской летописи – Лицевой Свод, составлявшийся в Посольском приказе (под рукой родственников блгв.царицы Настасьи Захарьиной), редактировавшийся же лично Иваном IV Васильевичем, внуком Ивана III: «Тое же зимы прииде из Рима на Москву брат вел.кн. Софии именем Андрей, сын Фомы, деспота Морейского, да с ним вместе приидоша послы вел.князя Дмитрий да Мануил, Ивановы дети Ралевы, и приведоша с собою к вел.князю мастеров: <…>, да каплана белых чернецов Августинова закона Ивана-Спасителя, органного игреца <…>» [там же, с.222]. Действительно, хотя священническая фамилия «Спасителев» присваивалась только в семинариях (возникших в ХVII в.), дворянский род Спасителевых по документам известен с 1540-х годов. Руку же венецианского аббата Ивана Фрязина, – как подобает возрожденцам знавшего многие искусства, но чьи музыкальные сочинения утрачены, - можно увидеть в росписи Успенского собора столицы (ок. 1500 г.), с ее цитатой из «Божественной комедии», где врата Ада сторожит трехглавый пес Цербер (чуждый православной иконографии).

Такова была культура России ХV – ХVI веков, утраченная в годы Смуты, романовской греко-православной «реформации» и никонианства! Её достижения отрицаются мракобесами от истории – даже сейчас [напр.: Б.П.Кутузов «Русское знаменное пение», гл.9], после открытия Супрасльского Ирмология ХVI века, постулирующими извечное русское невежество, доныне, вопреки фактам и свидетельствам.

Одним из немногих ее ЖИВЫХ осколков, сохранившихся с тех дней, является Хор государевых певчих дьяков (т.е. гражданских чиновников) - издавна соперничавший с митрополичьим (синодальным, патриаршим) хором и, вполне возможно, в 1490-х как-то связанный с деятельностью Джованни Сальватора.

Сейчас это Государственная академическая Капелла – переведенная Петром Великим в С-Петербург, да так и оставшаяся в нашем городе, когда музыкальные вкусы властей изменились, востребовав к жизни в московской столице ансамбль песни и пляски Александрова и хор старых большевиков. Обычно называют датой рождения Капеллы 12.08.1479, когда Государев хор участвовал в службе на освящение Успенского собора. Это не совсем верно. При Иване III - еще до победы над Ахмат-ханом, Московское государство начинает расставлять видимые знаки своего суверенитета. Реставрируются уцелевшие и возводятся по образцу старых - новые величественные соборные церкви, некогда украшавшие города Владимирской Руси но в годы татарских нашествий разоренные и запустевшие.

Для перестройки Успенского собора Москвы (и для многого иного), по образцу столичного общерусского – владимирского, - в 1475 из Италии приглашается Ридольфо Фьораванти по прозвищу Аристотель, один из крупнейших инженеров эпохи, в Риме бывший под следствием, обвиняясь в подделке денег, в России же получивший откуп на право чеканки (монеты его эмиссий сохранились). Так что, можно считать Московское государство и местом рождения учреждения, подобного ФРС…

Новые объемы репрезентативных зданий, возводимых для общественных собраний всей суверенной России, потребовали совершенно новых навыков певцов и музыкантов - способных заполнить звуком пространства соборных церквей и парадных дворцовых палат. Отвечать поставленной задаче был должен великокняжеский певческий ансамбль, учрежденный около 1476 г. и собиравший лучших певцов страны, обучавший им смену, став средоточием профессиональной музыкальной культуры Руси. Неверно, будто первая русская консерватория была создана в Кременчуге в 1784 г.! Её предшественница была создана в 1738 г. - тоже на Украине, в Глухове, как подразделение Придворного хора, но консерваторские задачи издавна выполнял и сам Государев хор, уже в ХV – ХVI вв. введя в православную церковную практику многоголосное – строчное пение («русский авангард ХVI века»). Судя по устройству хора – по нескольким «станицам» (от слова стоять) из 4-5 человек (1-2 путника, нижник – бас, вершник и демественник), основу репертуара в древности образовывало не церковное, а мирское пение, близкое фольклорному ансамблевому многоголосию, сохранившемуся у донских казаков («русское бельканто») – в ХVI в. возвратившихся на Дон из Рязанской земли.

Государевы певчие дьяки пели на официальных мероприятиях, церковных и светских, сопровождали государей на смотрах, в гостевых поездках и военных походах, участвовали в коронационных актах, великокняжеских бракосочетаниях и крестинах, архиерейских настолованиях. Будучи обще-образованными людьми - подобно эллинским философам - они обучали наукам детей высшей знати, занимались рукописным «издательством» книг, вели судебное производство по делам церковных и дворовых людей, дворцовое делопроизводство, иногда привлекались к войсковой службе. Чины хора при нехватке кадров откомандировывались на службу приказными дьяками.

Значение Придворного хора, не потерявшего положения в 1700-х гг., однако, очень резко упало в 1917, когда он утратил свой не только общегосударственный, но и столичный статус, сделавшись учебным коллективом областного значения. Национально-русская музыка - новым властям была не нужна! И хотя с Петроградской народной хоровой академией (новое название) связан труд многих больших музыкантов 1-й\2 ХХ века, а в 1954 г. коллективу присваивается имя М.И.Глинки, по существу, можно говорить о возрождении его лишь в 1970-е годы, после прихода в Капеллу Владислава Александровича Чернушенко.

Не рискуя состязаться со специалистами, сообщаю о его вкладе речью официальной справки государственного учреждения: «…Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора. С именем Владислава Чернушенко связано и возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Именно хор Ленинградской капеллы под управлением Чернушенко в . после 54-летней паузы исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Березовского, Веделя. С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки, важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм: оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям. 01.11.1991 в структуре Капеллы воссоздан Симфонический оркестр, который завоевал признание и симпатию широких слушательских кругов самых разных стран мира. С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени. Хор и Симфонический оркестр Капеллы много и с большим успехом гастролирует как по России, так и за рубежом. Как и в прежние времена, критика относит Капеллу к числу лучших музыкальных коллективов мира».

После совершенного в лихие 2000-е - ведшегося не один год, с привлечением силовых рычагов самых высокопоставленных столичных «лап» (и в основном по национальному признаку), устранения Чернушенко с поста ректора Государственной Консерватории им.Римского-Корсакова (1979-2002), его профессиональная деятельность в нашем городе не прекратилась. Энциклопедическая справка напоминает регалии маэстро: «…председатель Хорового общества Ленинграда – С-Петербурга (с 1974), заместитель председателя Всероссийского Музыкального общества (с 1983), Председатель Петербургского музыкального общества (с 1986), член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации (1995—1997), 1-й президент Петербургского Рахманиновского общества (1997—2000), академик Петровской академии наук и искусств». …Чтоб было понятнее, как именно проявляется «талант, блестящие профессиональные знания и организационная энергия», расскажу эпизод. Некогда меня удивляла странная расстановка певцов на сцене капеллы, казавшаяся неуместным привлечением в певческое действо хореографических черт. Оказалось, плац-парадные экзерсисы здесь совершенно не причем; руководитель воспользовался советами давнего поклонника – радиоинженера по специальности, подсказавшего такое построение вокалистов, как наилучшее, с точки зрения распространения звуковых волн. К хору возвратилась его история ХV века!

14 января В.А.Чернушенко исполнилось 80 лет. Постановлением губернатора Г.С.Полтавченко юбиляр награжден знаком отличия «За заслуги перед С-Петербургом», в адрес его пришли телеграммы с поздравлением от имени руководителя президентской администрации С.Б.Иванова, спикера СФ ФС РФ В.И.Матвиенко, председателя ГД ФС РФ С.Е.Нарышкина. Но праздничных мероприятий, посвященных юбиляру, в столице не проводилось. Артист - встретил дату на работе, продолжая руководство, творческое и техническое, трудами Петербургской Капеллы.

Р.Жданович
 

 

Всероссийская общественно-политическая газета «За Русское Дело».
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

 
  Яндекс.Метрика