Той весной
страна бурно радовалась милости, явленной православным, избавленным от
ждавшегося в лето 7000-е, - как 5 веков учили Русь греческие книжники
и иереи, - Светопреставления и Страшного суда (картина коего,
неизменно, красит притвор любого храма).
Русь испытывала взрыв деловой и политической активности. Журнал
митрополита Даниила (Никоновская летопись, 1520-е гг.) пестрит
записями о событиях тех дней: «…Апреля же в 6-е отпустил князь
великий посла Стефанова, Мусата, ко его государю в Волохи. Апреля же,
отпустил кн.вел.Иван Васильевич посла Максимилианова, короля Римского,
Юрия Делатора, да с ним кн.вел.Иван Васильевич послал своих послов к
королю Римскому Максимилиану: Юрья Грека Траханиота да Михаила Клипика
Яропкина, да Ивана Волка Курицына. Тои же весны послал кн.вел. дьяка
своего Василия Кулешина рубити города Владимиря деревяна, по Васильеву
окладу (чертежу) Мамырева, и срубиша его в два месяца. Тои же весны,
повелением вел.кн.Ивана Васильевича, заложиша град на Немецком рубеже
на Норове, на Дивичей горе на слуде, четвероуглием (бастионом), и
нарече ему имя Иванъградъ. Тои же весны, месяца мая в 17-е,
Иван-Спаситель Фрязин, каплан постриженный Августинова закона белых
чернецов, закона своего отрекся и чернечество оставил, <и> женился -
понял за себя Алексиевскую жену Серинова. И кн.вел. его пожаловал
селом!» [ПСРЛ, т. 12, с.233].
Ренегатство (обращение в истинную веру) неведомого священника из
ордена ученых отшельников августинианцев (к этому ордену принадлежал и
М.Лютер) - чье имя Джованни-Сальватора книжник перевел на
святоотеческий язык - хотя вызывалось прозаической причиной:
стремлением оформить отношения с уведенной у Алексиса Сорино супругой,
- было сочтено столь важным, что митрополит занес его в летопись. В
одном ряду с рассказами о дипломатических сношениях с тестем вел.князя
кесарем Стефаном Великим и с Римско-Германским императором
Максимильяном, и о военно-фортификационных делах! И, похоже, Иван III
был такого же мнения, возведя ренегата в дворянское достоинство и
обеспечив неверную латинянку богатым приданым.
Кто это такой мы узнаем из известия, под 1490 г. добавленного в особую
редакцию Никоновской летописи – Лицевой Свод, составлявшийся в
Посольском приказе (под рукой родственников блгв.царицы Настасьи
Захарьиной), редактировавшийся же лично Иваном IV Васильевичем, внуком
Ивана III: «Тое же зимы прииде из Рима на Москву брат вел.кн. Софии
именем Андрей, сын Фомы, деспота Морейского, да с ним вместе приидоша
послы вел.князя Дмитрий да Мануил, Ивановы дети Ралевы, и приведоша с
собою к вел.князю мастеров: <…>, да каплана белых чернецов Августинова
закона Ивана-Спасителя, органного игреца <…>» [там же, с.222].
Действительно, хотя священническая фамилия «Спасителев» присваивалась
только в семинариях (возникших в ХVII в.), дворянский род Спасителевых
по документам известен с 1540-х годов. Руку же венецианского аббата
Ивана Фрязина, – как подобает возрожденцам знавшего многие искусства,
но чьи музыкальные сочинения утрачены, - можно увидеть в росписи
Успенского собора столицы (ок. 1500 г.), с ее цитатой из «Божественной
комедии», где врата Ада сторожит трехглавый пес Цербер (чуждый
православной иконографии).
Такова была культура России ХV – ХVI веков, утраченная в годы Смуты,
романовской греко-православной «реформации» и никонианства! Её
достижения отрицаются мракобесами от истории – даже сейчас [напр.:
Б.П.Кутузов «Русское знаменное пение», гл.9], после открытия
Супрасльского Ирмология ХVI века, постулирующими извечное русское
невежество, доныне, вопреки фактам и свидетельствам.
Одним из немногих ее ЖИВЫХ осколков, сохранившихся с тех дней,
является Хор государевых певчих дьяков (т.е. гражданских чиновников) -
издавна соперничавший с митрополичьим (синодальным, патриаршим) хором
и, вполне возможно, в 1490-х как-то связанный с деятельностью Джованни
Сальватора.
Сейчас это Государственная академическая Капелла – переведенная Петром
Великим в С-Петербург, да так и оставшаяся в нашем городе, когда
музыкальные вкусы властей изменились, востребовав к жизни в московской
столице ансамбль песни и пляски Александрова и хор старых большевиков.
Обычно называют датой рождения Капеллы 12.08.1479, когда Государев хор
участвовал в службе на освящение Успенского собора. Это не совсем
верно. При Иване III - еще до победы над Ахмат-ханом, Московское
государство начинает расставлять видимые знаки своего суверенитета.
Реставрируются уцелевшие и возводятся по образцу старых - новые
величественные соборные церкви, некогда украшавшие города Владимирской
Руси но в годы татарских нашествий разоренные и запустевшие.
Для перестройки Успенского собора Москвы (и для многого иного), по
образцу столичного общерусского – владимирского, - в 1475 из Италии
приглашается Ридольфо Фьораванти по прозвищу Аристотель, один из
крупнейших инженеров эпохи, в Риме бывший под следствием, обвиняясь в
подделке денег, в России же получивший откуп на право чеканки (монеты
его эмиссий сохранились). Так что, можно считать Московское
государство и местом рождения учреждения, подобного ФРС…
Новые объемы репрезентативных зданий, возводимых для общественных
собраний всей суверенной России, потребовали совершенно новых навыков
певцов и музыкантов - способных заполнить звуком пространства соборных
церквей и парадных дворцовых палат. Отвечать поставленной задаче был
должен великокняжеский певческий ансамбль, учрежденный около 1476 г. и
собиравший лучших певцов страны, обучавший им смену, став средоточием
профессиональной музыкальной культуры Руси. Неверно, будто первая
русская консерватория была создана в Кременчуге в 1784 г.! Её
предшественница была создана в 1738 г. - тоже на Украине, в Глухове,
как подразделение Придворного хора, но консерваторские задачи издавна
выполнял и сам Государев хор, уже в ХV – ХVI вв. введя в православную
церковную практику многоголосное – строчное пение («русский
авангард ХVI века»). Судя по устройству хора – по нескольким
«станицам» (от слова стоять) из 4-5 человек (1-2 путника, нижник –
бас, вершник и демественник), основу репертуара в древности
образовывало не церковное, а мирское пение, близкое фольклорному
ансамблевому многоголосию, сохранившемуся у донских казаков («русское
бельканто») – в ХVI в. возвратившихся на Дон из Рязанской земли.
Государевы певчие дьяки пели на официальных мероприятиях, церковных и
светских, сопровождали государей на смотрах, в гостевых поездках и
военных походах, участвовали в коронационных актах, великокняжеских
бракосочетаниях и крестинах, архиерейских настолованиях. Будучи
обще-образованными людьми - подобно эллинским философам - они обучали
наукам детей высшей знати, занимались рукописным «издательством» книг,
вели судебное производство по делам церковных и дворовых людей,
дворцовое делопроизводство, иногда привлекались к войсковой службе.
Чины хора при нехватке кадров откомандировывались на службу приказными
дьяками.
Значение Придворного хора, не потерявшего положения в 1700-х гг.,
однако, очень резко упало в 1917, когда он утратил свой не только
общегосударственный, но и столичный статус, сделавшись учебным
коллективом областного значения. Национально-русская музыка - новым
властям была не нужна! И хотя с Петроградской народной хоровой
академией (новое название) связан труд многих больших музыкантов 1-й\2
ХХ века, а в 1954 г. коллективу присваивается имя М.И.Глинки, по
существу, можно говорить о возрождении его лишь в 1970-е годы, после
прихода в Капеллу Владислава Александровича Чернушенко.
Не рискуя состязаться со специалистами, сообщаю о его вкладе речью
официальной справки государственного учреждения: «…Наделённый
огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и
организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его
исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава
знаменитого русского хора. С именем Владислава Чернушенко связано и
возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской
духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Именно хор
Ленинградской капеллы под управлением Чернушенко в
.
после 54-летней паузы исполнил «Всенощное бдение» Рахманинова. Вновь
зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского,
Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Березовского, Веделя. С
приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный
для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки, важное место в
репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм:
оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет
музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям.
01.11.1991 в структуре Капеллы воссоздан Симфонический оркестр,
который завоевал признание и симпатию широких слушательских кругов
самых разных стран мира. С коллективом сотрудничают выдающиеся
дирижёры и исполнители нашего времени. Хор и Симфонический оркестр
Капеллы много и с большим успехом гастролирует как по России, так и за
рубежом. Как и в прежние времена, критика относит Капеллу к числу
лучших музыкальных коллективов мира».
После совершенного в лихие 2000-е - ведшегося не один год, с
привлечением силовых рычагов самых высокопоставленных столичных «лап»
(и в основном по национальному признаку), устранения Чернушенко с
поста ректора Государственной Консерватории им.Римского-Корсакова
(1979-2002), его профессиональная деятельность в нашем городе не
прекратилась. Энциклопедическая справка напоминает регалии маэстро: «…председатель
Хорового общества Ленинграда – С-Петербурга (с 1974), заместитель
председателя Всероссийского Музыкального общества (с 1983),
Председатель Петербургского музыкального общества (с 1986), член
Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации
(1995—1997), 1-й президент
Петербургского Рахманиновского общества
(1997—2000), академик
Петровской академии
наук и искусств».
…Чтоб было понятнее, как именно проявляется «талант, блестящие
профессиональные знания и организационная энергия», расскажу
эпизод. Некогда меня удивляла странная расстановка певцов на сцене
капеллы, казавшаяся неуместным привлечением в певческое действо
хореографических черт. Оказалось, плац-парадные экзерсисы здесь
совершенно не причем; руководитель воспользовался советами давнего
поклонника – радиоинженера по специальности, подсказавшего такое
построение вокалистов, как наилучшее, с точки зрения распространения
звуковых волн. К хору возвратилась его история ХV века!
14 января В.А.Чернушенко исполнилось 80 лет. Постановлением
губернатора Г.С.Полтавченко юбиляр награжден знаком отличия «За
заслуги перед С-Петербургом», в адрес его пришли телеграммы с
поздравлением от имени руководителя президентской администрации
С.Б.Иванова, спикера СФ ФС РФ В.И.Матвиенко, председателя ГД ФС РФ
С.Е.Нарышкина. Но праздничных мероприятий, посвященных юбиляру, в
столице не проводилось. Артист - встретил дату на работе, продолжая
руководство, творческое и техническое, трудами Петербургской Капеллы.
Р.Жданович
|