В минувшем году в России тихо и незаметно отметили 100-летний юбилей гениального
русского композитора Георгия Васильевича Свиридова, создателя камерно-вокальных
и вокально-симфонических произведений, автора музыки к драматическим спектаклям
и кинофильмам («Курские песни», «Снег идёт», «Весенняя кантата», «Метель»), к
вокально-симфонической поэме «Памяти Сергея Есенина» и многих других музыкальных
произведений.
Старшее поколение хорошо помнит его впечатляющую, тревожно-патетическую музыку,
служившую десятки лет заставкой к информационной программе советского
телевидения «Время».
Главная творческая тема Свиридова – тема Родины. Его музыка уникальна по
сочетанию простоты, вдохновенного пафоса и потрясающей мелодической
пронзительности.
В юности Свиридов окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции у
Д.Д. Шостаковича, унаследовав от своего учителя высокие духовные традиции и
классическую школу русского музыкального искусства, тесно связанного с народным
творчеством.
Казалось бы, музыка, как никакое другое искусство, далека от идеологии и
мировоззренческих столкновений. На деле это далеко не так. Как и в литературе,
живописи, кинематографе, в музыке нетрудно определить два противоположных и даже
антагонистически враждебных направления: космополитическое, лишённое здорового
национального ядра, построенное на дурных подражаниях и слепых заимствованиях из
низкопробного западного псевдоискусства, и национально-патриотическое,
выражающее сущностный дух, культуру и высокую нравственность нашего народа.
Георгий Свиридов был не только выдающийся композитор, но и великий патриот
России, последовательный противник так называемой «мировой закулисы», которую
называл «мировой антрепризой».
Стремящаяся к порабощению всего человечества мировая властная элита
рассматривалась им как организация посредственных людей, ненавидящих истинные
таланты и стремящихся поставить себе подобных на все ключевые посты.
«Наше время, - писал композитор, - вообще характерно небывалой, неслыханной
ранее концентрацией власти в руках совершенно заурядных людей. В их руках
находятся целые страны, их власть чудовищна. В руках этих клерков, бюрократов,
ничтожных марионеток, избранных ареопагом мировой финансовой власти, и бомбы, и
смертоносные бактерии, и газеты, и медицина, и, наконец, воздух, вода, хлеб…
Недиктаторской власти теперь вообще нет. Она лишь чуть-чуть замаскирована
театральным механизмом выборов, «свободой» абсолютно несвободной печати. Все эти
марионетки – ставленники концерна богачей – отравлены ядом властолюбия. За
«место в истории» мать родную продадут. Народ предадут, от Бога откажутся…»
И взрослому, и юному читателю я настоятельно рекомендую познакомиться с недавно
изданными у нас дневниками Г. Свиридова под названием «Музыка как судьба».
Больше того, как педагог-филолог я считаю, что они должны быть введены в
школьную программу.
Дневники предельно ясно и чётко воплощают вдохновенную творческую душу русского
композитора, открывают его как выдающегося мыслителя, продолжающего тот особый
род русской литературы и философии, который хорошо известен «Дневником писателя»
Ф.М. Достоевского, «Окаянными днями» И.А. Бунина, «Нашими задачами» И.А. Ильина…
Дневники были для Свиридова отдушиной, в них он мог позволить себе высказывания,
которые, будь они где-нибудь опубликованы, непременно вызвали бы скандал. И
гениальные музыкальные творения композитора, и его твёрдая, последовательная
позиция русского патриота - главная причина лютой ненависти к нему и его
преднамеренного замалчивания.
Враги России надменно утверждают, что, по их «просвещённому мнению», русский
просто не может быть гениальным или талантливым человеком, ему в этом великом
даре Бога, дескать, отказано. В этой связи Свиридов гневно вопрошал: «Даже
непонятно, откуда у них такая ненависть ко мне и к моей музыке?!»
Нынче совершенно ясно: и с чьей стороны проявлялась эта зловещая ненависть, и по
какой причине: Свиридов был русским композитором – этого уже достаточно для тех,
кто ненавидит всё русское.
Беда в том, что лишённые национальных корней, псевдоинтеллигентные, спаянные
неприятием русской традиции в музыке, литературе, в бытовой и религиозной
культуре, русоненавистники высокомерно изображают своё превосходство над народом
и его историей, диктуют ему свои вкусы.
Надо признать, то, что Свиридов ещё в конце 1970-х годов смело называл
дурновкусием, заполнило к началу XXI столетия все программы телевидения, всю
массовую прессу и даже литературу, а уж тем паче – сцены, арены, где всё
заполонила попса наркотизированной толпы.
Во время горбачёвской «перестройки» Свиридов с горечью констатировал: «Народ
русский… почти утерял свою национальную особенность и принадлежность. Он
превратился в безликую рабскую массу, всегда готовую к послушанию». «Бывшему
русскому народу уготована уже роль… прислуги». «Русские давно уже стали
колониальным народом, удел которого – скорое исчезновение с арены мировой
истории и гибель». «Россия медленно зрела для расцвета, а погибает стремительно.
Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация».
У Свиридова ещё теплилась надежда, что русский народ возьмётся за ум и стряхнёт
с себя рабство жирных пауков, присосавшихся к его телу (самым страшным видом
пауков он считал так называемых «прорабов перестройки»). Иначе, предупреждал он,
русский народ «останется униженным рабом и будет истреблён, что может произойти
гораздо быстрее, чем мы думаем».
…Уверен, чёрная ночь лютой русофобии рано или поздно сменится солнечным
рассветом русской национальной культуры, которой всегда восхищалось и будет
восхищаться всё прогрессивное человечество. Имя Г.В. Свиридова по праву занимает
в ней своё достойное высокое место.
Владимир Юдин,
г. Тверь
|