В обиходе мы, не задумываясь, весь исторический период с ноября 1917
года (Октябрьского переворота) до декабря 1991 года (Беловежского
сговора) называем советским: «При советской власти…», «После советской
власти…» и т.д.
Но, во-первых, власти советов у нас никогда не было, если не считать
короткий период двоевластия летом 1917 г., когда эсеро-меньшевистский
Петроградский совет пользовался не меньшим влиянием, чем Временное
правительство. Все последующие годы реальная власть принадлежала
Политбюро ЦК РКП(б) – ВКП(б) – КПСС и его аппарату, который диктовал
свою волю советам депутатов трудящихся, во главе советов назначал своих
проверенных людей, ставил перед ними конкретные хозяйственные и
социальные задачи. Сами же советы представляли собой декорацию,
изображавшую выборность органов власти.
Во-вторых, социалистический строй, именуемый Советской властью, о
котором люди хорошо помнят по 1970-1980-м годам (а некоторые и по
1950-1960-м), в действительности прошёл несколько этапов за время
своего существования.
Перед захватом власти большевики во главе с Лениным бросили в народ
привлекательные лозунги: «Земля – крестьянам, фабрики – рабочим, мир –
народам, власть – советам!». Это был заведомый обман, о чём Ленин и его
«гвардия» хорошо знали. Крестьян сразу же начали «раскулачивать»,
сгонять в коммуны и обкладывать продразвёрсткой (выметая подчистую даже
семенное зерно и обрекая людей на голодную смерть), фабрики и даже
самые мелкие мастерские сделали государственной собственностью, а
вместо мира превратили, как и планировал Ленин,«войну
империалистическую в войну гражданскую» с большим на порядок числом
жертв. Это был Первый Русский холокост. О фиктивности власти советов
сказано выше.
Зачем это было нужно Ленину? А затем, что это и есть путь к настоящему,
рафинированному социализму, к царству равенства, в разных вариантах
изложенному в учёных трудах древнего грека Платона, затем англичанина
Т.Мора, затем итальянца Т. Кампанеллы, затем социалистов-утопистов,
затем Маркса-Энгельса и много-много ещё кого. Суть его – в нескольких
незатейливых постулатах. Первое – никакой частной собственности, всё
должно быть общим, ибо частная собственность есть источник
несправедливости и всех людских пороков. Во многих «учениях»,включая
марксизм, обобществлялись даже жёны и дети (наиболее видным
проповедником этого обобществления была большевичка Коллонтай). Второе
– население превращается в армию (часть в военную, большинство в
трудовую), живущую в казармах под присмотром «доверенных».
Подразделения труд армии по решению «избранных» могут перебрасываться
на разные участки трудового фронта – от полевых работ до строек. Третье
– никто не должен выделяться ни своими талантами, ни своим умением. Все
равны и все, независимо от ума и способностей, получают равную пищу и
одинаковые вещи для личного пользования, кроме, конечно, «доверенных» и
«избранных». Четвертое – вместо денег, которые есть зло по определению,
в силу вступает натуральный товарообмен. Пятое – со временем, когда все
люди станут одинаково хорошими, государство с его полицейскими
функциями само отомрёт. Во всех поздних «учениях» был и шестой
постулат: уничтожение религии и христианской церкви, ибо христианство
поощряет развитие личности, что противоречит третьему постулату.
Подобный социализм с разными оттенками имел в истории и практическое
воплощение. Он был в Древнем Египте и Древней Месопотамии, где труд
армии выращивали хлеб, строили ирригационные системы, дворцы и
пирамиды, а «трудармейцы», не имея ничего своего, получали продукты и
вещевое довольствие из казённых складов (своего рода фондов
общественного потребления). Был он в Древнем Китае, где труд армии
возводили Великую Китайскую стену и выращивали рис. Был он и в более
поздней Империи инков в Южной Америке.
Однако при построении такого социализма Ленин и его соратники потерпели
поражение от народа. В стране заполыхали восстания, и не только
крестьянские. Восстал даже пролетариат – «передовой отряд революции»
(Петроград, Тула, Воткинск, Ижевск, Сормово, Астрахань, Тверь, Брянск и
т.д. и т.д.). Кульминацией стали Тамбовское и Кронштадтское восстания
(1921), после чего Ленин своим гибким умом первым понял, что надо
отступать, иначе не сносить головы, и ввёл НЭП – «всерьёз и надолго, но
не навсегда» (а только до новой революционной ситуации в Европе,
которая, к счастью, так и не воз-никла). К тому же, невежественная в
государственном управлении «ленинская гвардия» довела экономику до
полного краха (свалив потом всю вину на гражданскую войну и
интервенцию).
Второе наступление на народ большевики предприняли в 1929 году, начав
коллективизацию, приведшую к голодомору 1932 – 33 годов, и новую волну
репрессий против всех, кто не вписывался в социализм, – ещё оставшейся
старой интеллигенции, офицерства и духовенства. Это был Второй Русский
холокост. Жертв было поменьше, но счёт всё равно шёл на миллионы.
Однако на сей раз наступавшие ставили перед собой намного более
скромные задачи (потому и жертв было меньше) – лишь убрать с дороги
носителей традиционной русской культуры и духовности да обобрать
крестьян для столь необходимой стране индустриализации (хотя многие
исследователи считают, что коллективизация этой задачи не решила).
От прочих догматов социализма дальновидный Сталин во второй половине
1930-х годов отказался, даже оставил частную собственность в виде
крестьянских подворий, потребительских и небольших производственных
кооперативов, а к началу войны (Третьему Русскому холокосту) стал
проявлять и терпимость к Православию. Правда, труд армию в форме Гулага
он всё же сохранил, направляя её на стратегически наиболее важные
объекты экономики, но эта армия составляла лишь несколько процентов
(максимально 2,2% в 1940 г.) трудоспособного населения, да и
подавляющая её часть состояла из людей, наказанных за уголовные
преступления. Оставил в полукрепостной зависимости и крестьян, хотя
колхозы это всё же далеко не коммуны (с их общим личным имуществом,
общими столовыми, а в перспективе и с общими спальнями).
Достижениями того социализма были высокая общественная нравственность,
межнациональный мир, ничтожная степень социального расслоения (владения
и привилегии представителей власти не были наследственными), всеобщее
обязательное образование, отсутствие безработицы и т.д. и т.п. И
абсолютно не важно, что не было западной демократии (дословно «власти
народа», которой в истории никогда не существовало), важно, что власть
работала в интересах народа.
В таком виде, да ещёс высокоразвитой наукой и экономикой, с самой
сильной в мире армией, с огромными фондами общественного потребления
социализм и дожил до 1986 года, меняясь лишь в деталях, в зависимости
от объективных условий и субъективных прихотей Хрущева и Брежнева, пока
к власти не пришёл могильщик социализма Горбачев. Этот социализм и
остался в народной памяти, и с именем Ленина он никак не связан. Ленин
был разрушителем, строителем стал Сталин.
Между тем имя Ленина в массовом сознании ассоциируется именно с этим, а
нес созданным им тираническим казарменным социализмом («военным
коммунизмом»). Его имя оказалось на удивление удобным. Под знаменем
Ленина Троцкий воевал против Сталина и под этим же знаменем Сталин
разгромил троцкистов, под знаменем Ленина трусливый Хрущев расправлялся
с мёртвым Сталиным, под знаменем Ленина Брежнев убрал «волюнтариста»
Хрущёва. (Теперь под знаменем Ленина стенает о почившем социализме КПРФ
– видимо, так жить комфортнее. Если встать под знамя Сталина, то в
обстановке царящей в государстве сталинофобии можно и хлебных
депутатских мест лишиться.)
Всё это не случайно, как не случайно и то, что Бога большевики
«отменили». Нужен был новый бог – коммунистический, которому должно
молиться всё население, и для новой божнички лучше всего подошёл Ленин,
а роль пророков последовательно играли Сталин, Хрущёв и Брежнев.
Правда, двое последних оказались бездарными актёрами.
Были ли у сталинского социализма недостатки? Были! Были и очевидные
пороки. Перечислять их и анализировать не будем – это большая отдельная
тема. Они стали отчётливо проявляться через несколько лет после войны,
т.е. в самом конце жизни Сталина, когда разрушенная войной страна была
уже восстановлена и нужда в мобилизации всего народа отпала. Но
холерический Хрущёв, пытаясь исправить одни недостатки, многие другие
недостатки усугубил, а любитель личного спокойствия флегматичный
Брежнев исправлять ничего не стал и ещё добавил свои. В итоге,
недостатков накопилось так много, а между властью и народом
образовалась такая громадная пропасть, что подрывной работы пятой
колонны социализм уже не выдержал.
И всё же, если человечество не погибнет от рук глобалистов, к
социализму как к са-мому справедливому общественному строю оно
обязательно вернётся. Вернётся, используя бесценный опыт
многострадальной России.
Валерий Габрусенко.
|