Великая Отечественная война расставила новые ориентиры в советском
искусстве, в том числе и в песенном. В 1930-е годы царствовали
композиторы, воспевавшие победы в Гражданской войне, свободную от
капиталистов жизнь, энтузиазм пятилеток и светлое будущее. Этот жанр
песен требовал либо маршевых ритмов, либо хоров с оперными солиста-ми,
а часто – того и другого.
Однако в войну, когда потребовались не праздничные, а суровые
солдатские марши, а больше всего – задушевные песни, эти композиторы,
за редким исключением, почти никак себя не проявили.
Их место на песенном Олимпе надолго заняли новые, блистательные
таланты, вышедшие из низов и глубоко впитавшие русскую народную
духовность и песенную культуру, потому и многие их песни воспринимаются
как народные. Один из них – Борис Андреевич Мокроусов, 110 лет со дня
рождения которого исполнилось 27 февраля 2019 года.
Краткий очерк не позволяет подробно рассказать о его песнях (а всего их
написано около двухсот), об истории их создания и исполнения. Напомним
только названия хотя бы не-большой части известных его песен.
«Песня защитников Москвы» («Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам
родная Москва дорога»). Написана в начале1942 на стихи А.Суркова к
документальному фильму «Разгром немцев под Москвой».Мужественные слова,
простая красивая мелодия и чеканный ритм сразу же сделали песню самым
популярным походным маршем в армии – под «Марш весёлых ребят» в войну
не маршировалось. Военные журналисты вспоминали: «Когда
гвардейцы-танкисты Катукова ворвались на территорию Германии, на первом
же привале запели эту песню».
«Заветный камень» (1942, стихи А.Жарова).Написана на основе реального
события. Последние уходившие из Севастополя моряки положили в шлюпку
своего тяжело раненного товарища, который сжимал в руке кусок камня,
отбитого снарядом от парапета набережной. Умирающий моряк поклялся
вернуться в Севастополь и положить камень на место. Известный в своё
время исполнитель Л. Утёсов считал «Заветный камень» лучшей песней о
войне: «У нас есть царь-пушка, есть царь-колокол, а теперь есть и
царь-песня».
«Море шумит» («…грозной волной, чайка летит рядом с кормой. Что ж вы,
друзья, приуныли, песни морские забыли?»), стихи самого композитора,
1944.Трогательная песня, и петь её любили не только моряки.
«Песенка фронтового шофёра» («Эх, путь-дорожка, фронтовая! Не страшна
нам бомбёжка любая»), стихи Н.Лабковского, 1945.Лихая победная песня с
большой долей юмора.
«Хороши весной в саду цветочки» («…ещё лучше девушки весной. Встретишь
вечерочком милую в садочке, сразу жизнь становится иной»), стихи
С.Алымова, 1946.Обе эти песни не только пели, но и танцевали под них, и
даже плясали «русскую».
«Одинокая гармонь» («Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет,
не вспыхнет огонь»), стихи М.Исаковского, 1946. Потрясающая песня с
недосказанным финалом. После первого же исполнения по радио её запела
вся страна, а мелодия стала позывной ра-диопередач, посвящённых войне.
«Услышь меня, хорошая» («…услышь меня, красивая, заря моя вечерняя,
любовь неуга-симая»), стихи М.Исаковского, 1946.
«Вьётся вдаль тропа лесная» («…светят звёзды ранние. Буду здесь всю
ночь без сна я ждать с тобой свидания»), стихи Н.Лабковского, 1949.
«Земля моя раздольная» («…широкие поля .Богатая и вольная, красавица
земля»), стихи А.Фатьянова, 1950.
«Сормовская лирическая» («Над Волгой широкой, на Стрелке далёкой
гудками кого-то зовёт пароход»), стихи Е.Долматовского, 1951.
«На крылечке твоём» («… каждый вечер вдвоём мы подолгу стоим и
расстаться не можем на миг», из к/ф «Свадьба с приданым»), стихи
А.Фатьянова, 1952.
«Куплеты Курочкина» из к/ф «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не
стану, знаю сам, что говорю»), стихи А.Фатьянова, 1952.
«Всегда ты хороша» («Весёлая и грустная, как русская душа, как наша
песня русская, все-гда ты хороша»), стихи Н.Глейзерова 1952.
«Костры горят далёкие» («…луна в реке купается, а парень с милой
девушкой на лавочке прощается»), стихи И.Шамова, 1953.
«Осенние листья» («… шумят и шумят в саду. Знакомой тропою я рядом с
тобой иду»), стихи М.Лисянского, 1953.
«Улица родная» (из к/ф «Весна на Заречной улице»), стихи А.Фатьянова,
1956.
«Где ты» («… где ты, где ты, друг любимый мой? Буду до рассвета я
встречи ждать с то-бой»), стихи Н.Черкеза.
Все эти песни пелись так же легко, как поются народные песни. А легко,
не только потому, что у них очень красивая мелодия, но и потому, что
написаны они были не «на слова», как пишется «попса», а на стихи
(почувствуем разницу!).
«Жди солдата» («Ой, красивы над Волгой закаты. Ты меня провожала в
солдаты…»), слова С.Острового, 1956. Стала одной из самых популярных
строевых песен в армии.
«Вологда» («Письма, письма лично на почту ношу, словно я роман с
продолженьем пишу…»), слова М.Матусовского. Эту песню первые
исполнители не сразу прочувствовали, потому и не смогли донести её
прелесть до слушателя, пока на эстраде не появились «Песняры».
Исполнить песни Б.А.Мокроусова считали за честь лучшие певцы1940 – 60-х
годов – Ге-оргий Абрамов, Владимир Нечаев, Георгий Виноградов, Владимир
Бунчиков, Иван Шмелёв, Марк Рейзен, Георг Отс, Зоя Рождественская,
Виктория Иванова, Ружена Сикора. Их исполнения на телевидении записаны
не были, а по радио они, увы, не звучат. Правда, вдоволь напевшись
нынешней «попсы», многие современные исполнители возвращаются к «старым
добрым песням» Мокроусова. К сожалению, и уровень вокала, и
примитивность инструментального сопровождения зачастую производят
впечатление пародии на старое исполнение. Отчаиваться, однако, не
будем. Из интернета можно скачать всё самое лучшее из наследия Бориса
Андреевича и в самом лучшем исполнении.
Землячка композитора, нижегородский музыковед В.Г.Блинова, глубоко
изучавшая его творчество, рассказывала: «…Собственно музыка Мокроусова,
песня – без всяких натянутостей. Это очень высокое искусство, и
главное, чем оно дорого, дороже всего, – его искренность,
непосредственность. Песни его – они как воздух, льются сами собой,
никакого напряжения, никакой искусственности не чувствуется, и это,
по-моему, очень дорого. Подобное не так часто бывает, и не так многих
[композиторов]можно назвать. А у него это было сильнейшее чувство. Он,
конечно, это знал, понимал, но к чести его, никогда не бравировал этим.
Хотя я его не видела, и непосредственно с ним знакома не была, но
лучше, чем что-либо, знакомят с ним его собственные песни. Судя по
песням, можно составить совершенно правильно его человеческий портрет,
не только художественный, не только как песенника, но и как человека.
И, я могу сказать, что это тоже дорогого стоит…»
А «человеческий портрет» Мокроусова, родившегося в Нижнем Новгороде,
был таков: внук крестьянина, сын железнодорожного рабочего, он был
высок ростом, статен, светловолос, голубоглаз, сердечен, добр и широк
по натуре, иногда наивен и слишком прямолинеен, а потому бывал жертвой
интриг некоторых пройдошистых и завистливых членов Союза композиторов.
В последние годы Борис Андреевич тяжело болел, в редкие периоды
улучшения строил творческие планы, но выйти из больницы ему было не
суждено – умер он 59-ти лет отро-ду. Последней его работой стала музыка
к фильму «Неуловимые мстители» (1967). Он был и навсегда остался, по
точному выражению его современника, «певцом народной души»
Москвичи могут прийти на Новодевичье кладбище и поклониться праху
великого композитора. Остальным же остаётся просто помнить его, а всем
нам – слушать его раздольные или нежные, грустные или весёлые, но
всегда красивые и целомудренные песни (а уж совсем хорошо, если и самим
их петь), получать душевную усладу и приобщать к истинно русской музыке
своих детей или внуков.
Валерий Габрусенко,
Новосибирск
|