ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

• Памяти Бориса Мокроусова

Великая Отечественная война расставила новые ориентиры в советском искусстве, в том числе и в песенном. В 1930-е годы царствовали композиторы, воспевавшие победы в Гражданской войне, свободную от капиталистов жизнь, энтузиазм пятилеток и светлое будущее. Этот жанр песен требовал либо маршевых ритмов, либо хоров с оперными солиста-ми, а часто – того и другого.

Однако в войну, когда потребовались не праздничные, а суровые солдатские марши, а больше всего – задушевные песни, эти композиторы, за редким исключением, почти никак себя не проявили.

Их место на песенном Олимпе надолго заняли новые, блистательные таланты, вышедшие из низов и глубоко впитавшие русскую народную духовность и песенную культуру, потому и многие их песни воспринимаются как народные. Один из них – Борис Андреевич Мокроусов, 110 лет со дня рождения которого исполнилось 27 февраля 2019 года.

Краткий очерк не позволяет подробно рассказать о его песнях (а всего их написано около двухсот), об истории их создания и исполнения. Напомним только названия хотя бы не-большой части известных его песен.

«Песня защитников Москвы» («Мы не дрогнем в бою за столицу свою, нам родная Москва дорога»). Написана в начале1942 на стихи А.Суркова к документальному фильму «Разгром немцев под Москвой».Мужественные слова, простая красивая мелодия и чеканный ритм сразу же сделали песню самым популярным походным маршем в армии – под «Марш весёлых ребят» в войну не маршировалось. Военные журналисты вспоминали: «Когда гвардейцы-танкисты Катукова ворвались на территорию Германии, на первом же привале запели эту песню».

«Заветный камень» (1942, стихи А.Жарова).Написана на основе реального события. Последние уходившие из Севастополя моряки положили в шлюпку своего тяжело раненного товарища, который сжимал в руке кусок камня, отбитого снарядом от парапета набережной. Умирающий моряк поклялся вернуться в Севастополь и положить камень на место. Известный в своё время исполнитель Л. Утёсов считал «Заветный камень» лучшей песней о войне: «У нас есть царь-пушка, есть царь-колокол, а теперь есть и царь-песня».

«Море шумит» («…грозной волной, чайка летит рядом с кормой. Что ж вы, друзья, приуныли, песни морские забыли?»), стихи самого композитора, 1944.Трогательная песня, и петь её любили не только моряки.

«Песенка фронтового шофёра» («Эх, путь-дорожка, фронтовая! Не страшна нам бомбёжка любая»), стихи Н.Лабковского, 1945.Лихая победная песня с большой долей юмора.

«Хороши весной в саду цветочки» («…ещё лучше девушки весной. Встретишь вечерочком милую в садочке, сразу жизнь становится иной»), стихи С.Алымова, 1946.Обе эти песни не только пели, но и танцевали под них, и даже плясали «русскую».

«Одинокая гармонь» («Снова замерло всё до рассвета, дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь»), стихи М.Исаковского, 1946. Потрясающая песня с недосказанным финалом. После первого же исполнения по радио её запела вся страна, а мелодия стала позывной ра-диопередач, посвящённых войне.

«Услышь меня, хорошая» («…услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неуга-симая»), стихи М.Исаковского, 1946.

«Вьётся вдаль тропа лесная» («…светят звёзды ранние. Буду здесь всю ночь без сна я ждать с тобой свидания»), стихи Н.Лабковского, 1949.

«Земля моя раздольная» («…широкие поля .Богатая и вольная, красавица земля»), стихи А.Фатьянова, 1950.

«Сормовская лирическая» («Над Волгой широкой, на Стрелке далёкой гудками кого-то зовёт пароход»), стихи Е.Долматовского, 1951.

«На крылечке твоём» («… каждый вечер вдвоём мы подолгу стоим и расстаться не можем на миг», из к/ф «Свадьба с приданым»), стихи А.Фатьянова, 1952.

«Куплеты Курочкина» из к/ф «Свадьба с приданым» («Хвастать, милая, не стану, знаю сам, что говорю»), стихи А.Фатьянова, 1952.

«Всегда ты хороша» («Весёлая и грустная, как русская душа, как наша песня русская, все-гда ты хороша»), стихи Н.Глейзерова 1952.

«Костры горят далёкие» («…луна в реке купается, а парень с милой девушкой на лавочке прощается»), стихи И.Шамова, 1953.

«Осенние листья» («… шумят и шумят в саду. Знакомой тропою я рядом с тобой иду»), стихи М.Лисянского, 1953.

«Улица родная» (из к/ф «Весна на Заречной улице»), стихи А.Фатьянова, 1956.

«Где ты» («… где ты, где ты, друг любимый мой? Буду до рассвета я встречи ждать с то-бой»), стихи Н.Черкеза.

Все эти песни пелись так же легко, как поются народные песни. А легко, не только потому, что у них очень красивая мелодия, но и потому, что написаны они были не «на слова», как пишется «попса», а на стихи (почувствуем разницу!).

«Жди солдата» («Ой, красивы над Волгой закаты. Ты меня провожала в солдаты…»), слова С.Острового, 1956. Стала одной из самых популярных строевых песен в армии.

«Вологда» («Письма, письма лично на почту ношу, словно я роман с продолженьем пишу…»), слова М.Матусовского. Эту песню первые исполнители не сразу прочувствовали, потому и не смогли донести её прелесть до слушателя, пока на эстраде не появились «Песняры».

Исполнить песни Б.А.Мокроусова считали за честь лучшие певцы1940 – 60-х годов – Ге-оргий Абрамов, Владимир Нечаев, Георгий Виноградов, Владимир Бунчиков, Иван Шмелёв, Марк Рейзен, Георг Отс, Зоя Рождественская, Виктория Иванова, Ружена Сикора. Их исполнения на телевидении записаны не были, а по радио они, увы, не звучат. Правда, вдоволь напевшись нынешней «попсы», многие современные исполнители возвращаются к «старым добрым песням» Мокроусова. К сожалению, и уровень вокала, и примитивность инструментального сопровождения зачастую производят впечатление пародии на старое исполнение. Отчаиваться, однако, не будем. Из интернета можно скачать всё самое лучшее из наследия Бориса Андреевича и в самом лучшем исполнении.

Землячка композитора, нижегородский музыковед В.Г.Блинова, глубоко изучавшая его творчество, рассказывала: «…Собственно музыка Мокроусова, песня – без всяких натянутостей. Это очень высокое искусство, и главное, чем оно дорого, дороже всего, – его искренность, непосредственность. Песни его – они как воздух, льются сами собой, никакого напряжения, никакой искусственности не чувствуется, и это, по-моему, очень дорого. Подобное не так часто бывает, и не так многих [композиторов]можно назвать. А у него это было сильнейшее чувство. Он, конечно, это знал, понимал, но к чести его, никогда не бравировал этим. Хотя я его не видела, и непосредственно с ним знакома не была, но лучше, чем что-либо, знакомят с ним его собственные песни. Судя по песням, можно составить совершенно правильно его человеческий портрет, не только художественный, не только как песенника, но и как человека. И, я могу сказать, что это тоже дорогого стоит…»

А «человеческий портрет» Мокроусова, родившегося в Нижнем Новгороде, был таков: внук крестьянина, сын железнодорожного рабочего, он был высок ростом, статен, светловолос, голубоглаз, сердечен, добр и широк по натуре, иногда наивен и слишком прямолинеен, а потому бывал жертвой интриг некоторых пройдошистых и завистливых членов Союза композиторов.

В последние годы Борис Андреевич тяжело болел, в редкие периоды улучшения строил творческие планы, но выйти из больницы ему было не суждено – умер он 59-ти лет отро-ду. Последней его работой стала музыка к фильму «Неуловимые мстители» (1967). Он был и навсегда остался, по точному выражению его современника, «певцом народной души»

Москвичи могут прийти на Новодевичье кладбище и поклониться праху великого композитора. Остальным же остаётся просто помнить его, а всем нам – слушать его раздольные или нежные, грустные или весёлые, но всегда красивые и целомудренные песни (а уж совсем хорошо, если и самим их петь), получать душевную усладу и приобщать к истинно русской музыке своих детей или внуков.

Валерий Габрусенко,
Новосибирск

 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.