ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

«Благословенный» император
   (Александр I)

195 лет назад, 19 ноября (ст. ст.) 1825 года, в Таганроге умер Александр I (род в 1777 г.), получивший после победы над Наполеоном почётную приставку «Благословенный». Правда, вскоре поползли слухи о том, что смерть была инсценирована, а сам царь под именем Фёдора Кузьмича стал ходить по святым местам Руси.Вёл старецправедную жизнь, осел в Сибири, где и умер в 1864 г. В пользу достоверности этой легенды свидетельствует много фактов, и историки до сего дня не уверены, что в Петропавловском соборе похоронен действительно царь.

Всё это, конечно, интересно, однако куда важнее знать, какой след в истории России оставил Александр на посту императора.

Отпечаток на его почти 25-летнее царствование наложили, прежде всего, личные качества, выработанные ещё в детстве, когда ему приходилось лавировать между враждовавшими бабкой (Екатериной II) и отцом (Павлом I): не быть собой, а казаться; думать одно, говорить другое. «Сфинкс, не разгаданный до гроба, // О нём и ныне спорят вновь…» (П.А. Вяземский). «Недаром лик сей двуязычен. // Таков и был сей властелин, // К противочувствиям привычен, // В лице и в жизни арлекин». «Властитель слабый и лукавый…» (А.С. Пушкин). К словам поэтов историк В.О. Ключевский добавляет: «Его учили, как чувствовать и держать себя, но не учили, как думать и действовать»; его «не научили даже родному языку как следует».Зато привили симпатии к французским просветителям, конституции и прочим либеральным ценностям.

Начало его правления характеризовалось рядом полезных реформ. Двенадцать петровских коллегий, которые были рассадниками казнокрадства и в которых государственные решения принимались коллегиально, а потому ответственности никто не нёс, были заменены восемью министерствами с персональной ответственностью министров. Создан«Непременный совет» из доверенных лиц, обсуждавший пути решения назревших проблем, в 1810 г. преобразованный в Государственный совет, просуществовавший до 1917 г. Реформирована система образования: учебные заведения стали подразделяться на пять уровней с едиными учебными программами (приходские, уездные школы, губернские училища, гимназии и университеты) и территориально были разграничены на учебные округа со свои университетом каждый. Было создано пять новых университетов, большое число гимназий и училищ, в т.ч. и знаменитый Царскосельский лицей.

Александр намеревался постепенно отменить крепостное право, но дальше указа о «вольных хлебопашцах», по которому крепостной мог выкупить у помещика свою свободу при взаимном согласии сторон, дело не двинулось. Да и этот указ почти не работал, поскольку помещики согласие давали редко. Все прочие попытки облегчить положение крепостных крестьян встретили сопротивление дворянства, и император легко отступил. Намеревался он даже учредить конституцию, но и эти намерения ограничились кабинетными разговорами. А вот «вольности дворянства», резко ограниченные Павлом I (за что тот поплатился жизнью), были полностью восстановлены.

Во внешней политике неопытность царя и лукавство его советников привели к роковому шагу – вступлению в коалицию с Англией, Австрией, Швецией и Неаполитанским королевством (позднее и с Пруссией), направленную против коалиции Франции, Испании, Баварии и Италии, а затем и к войне с Наполеоном. Ни причин, ни даже поводов для конфронтации с Францией у России тогда не было, а было лишь тщеславие Александра, умело подогретое английским и австрийским послами. Ещё до начала боевых действий (1805 г.) Наполеон с искренним недоумением спрашивал у прибывшего к нему русского представителя: «Зачем мы ведем войну, какие сверхважные причины заставляют нас уничтожать друг друга?» Оправданием Александру может служить только то, что он был не первым русским императором, который ввязывался в европейские распри и проливал русскую кровь за чужие интересы.

«Российской, русской политики в царствование Александра Iне существует. …есть «русская политика» иностранных кабинетов, использующих для своих корыстных целей Россию и её Царя искусной работой доверенных лиц, имеющих на Государя неограниченное влияние», – писал военный историк А.А.Керсновский.

Тяжёлые поражения Русской армии под Аустерлицом (1805 г.) и при Фридланде (1807 г.) закончились подписанием позорного Тильзитского мира с Наполеоном, по которому Россия была вынуждена присоединиться к «континентальной блокаде» Англии – своего главного торгового партнёра. Блокада нанесла тяжёлый удар по экономике не столько Англии, сколько России – прекратился экспорт товаров (льна, пеньки и др.), дававших половину валютных поступлений. В совокупности с низкими таможенными пошлинами на импортные товары (преимущественно предметы роскоши), огромными расходами на содержание армии и царского двора это привело к полному расстройству экономики и финансов: расходы казны почти в полтора раза превышали доходы.

Чтобы как-то исправить положение, русское правительство пустилось на хитрость: с 1810 г. стало доставлять в Англию экспортные товары на судах нейтральных стран. «Хитрость» быстро стала известна Наполеону, что и дало тому повод двинуть на Россию свою 600-тысячную армию.

Последующие войны шли более успешно. Война со Швецией (1808 – 1809 гг.) завершилась присоединением Финляндии, война с Турцией (1806 – 1812) – присоединением Бессарабии, война с Персией (1804 – 1813) – присоединением Абхазии, Восточной Грузии и Северного Азербайджана. Наконец, война с Наполеоном (1812 – 1815) завершилась полным разгромом «Великой армии», вступлением в Париж союзных войск, Венским конгрессом (1815) и заключением Священного Союза трёх императоров – России, Пруссии и Австрии. Мудрый фельдмаршал М.И. Кутузов считал, что после изгнания остатков армии Наполеона за пределы России войну нужно закончить и не нести новых жертв во имя «освобождения» Европы, но тщеславный император его совету не внял – он хотел въехать в Париж на белом коне во главе союзных армий.

«Используя до конца слабые стороны Александра I – страсть к позе и мистицизм, – иностранные кабинеты тонкой лестью заставили его уверовать в свой мессианизм и через своих доверенных людей внушили ему идею Священного Союза, превратившегося затем в их искусных руках в Священный союз Европы против России. Современная тем печальным событиям гравюра изображает «клятву трех монархов на гробе Фридриха Великого в вечной дружбе» – клятву, за которую ужасной ценой заплатили четыре русских поколения. На Венском конгрессе от России отбирается Галиция, незадолго до того ею полученная, а в обмен дается герцогство Варшавское, чем предусмотрительно, к вящей славе германизма, в состав России вводится враждебный ей польский элемент» (А.А.Керсновский).

Последние десять лет царствования Александр I ударился в мистицизм и от государственных дел отошёл. Возможно, сказалось чувство вины за смерть отца – Александр знал о готовящемся заговоре, хотя и не предполагал, что он закончится цареубийством, и близким людям неоднократно высказывал желание снять с себя корону. Внешней политикой стал заниматься австрийский еврей К. Нессельроде (интриган, ненавистник Пушкина и, как позднее выяснилось, австрийский агент; при Николае I он спровоцировал правительство на подавление венгерского восстания в 1848 г. и на Крымскую войну в 1853 г.), а внутренней политикой – Государственный совет и генерал А.А. Аракчеев. (Генерал этот заслуживает много добрых слов, а не вздорных поношений, которым его неизменно подвергали либералы и марксисты-ленинцы.)

И всё же в исторической памяти имя императора Александра I, благодаря победе в Отечественной войне 1812 года, осталось со знаком «плюс». Все знают и «Александрийский столп» (Александровскую колонну) на Дворцовой площади в Петербурге, и Александровский зал в Эрмитаже, и Александровский сад у Московского кремля. Его именем названы парки в Вятке (Кирове) и Петербурге, площадь в Таганроге, улица в Ораниенбауме, форт в Кронштадте, земля в Антарктиде. Скульптурные памятники ему стоят в Таганроге и в Москве, у кадетских корпусов в Туле и в Омске.

Добавим, что в годы его царствования начался «золотой век» русской литературы (Крылов, Вяземский, Жуковский, Пушкин) и живописи (Венецианов, Кипренский, Брюллов), высшего расцвета достигла архитектура русского классицизма (Воронихин, Захаров, Росси, Стасов). При нём первые русские мореплаватели Крузенштерн и Лисянский совершили кругосветное путешествие, а Беллинсгаузен и Лазарев открыли Антарктиду.

Валерий Габрусенко
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.