ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Конец 200-летнего рабства

  (К 160-летию отмены крепостного права)

Считается, что закрепостил крестьян Борис Годунов (глава правительства при Фёдоре Иоанновиче), отменив в1592 году их право раз в году – неделю перед и неделю после Юрьева дня –свободно переходить от одного землевладельца к другому или вообще свободно переселяться в другое место (отсюда старинная поговорка:«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»).Но это крепостное право, во-первых, мало отличалось от того, что было тогда в Европе, во-вторых, оно толком не успело вступить в силу, как началась Великая смута, и ещё в 1620-е гг. крестьяне могли свободно уходить от помещика, что подтверждено старинными документами. Наконец, сам указ так и не был найден.

Полное же, законодательно оформленное закрепощение, т.е. превращение крестьян в собственность вотчинника произошло при царе Алексее Михайловиче в 1649 году. По Соборному Уложению(своду законов) сыск беглых крестьян стал бессрочным (при его отце Михаиле Фёдоровиче был не более 5 лет), хозяин получил право разлучать родителей и детей, т.е. обращаться с крестьянином как с вещью. Крепостным стал и крестьянин, не имевший долгов и ранее считавшийся свободным.

Одним ответом на этот закон стало невероятно быстрое освоение Зауралья, Заволжья и Сибири, куда переселялись беглые крестьяне и докуда крепостное право так и не дошло. Другой ответ –крестьянская война в 1670 – 71 гг. под предводительством Степана Разина, хотя внешним толчком к ней стал церковный раскол, инспирированный патриархом Никоном и поддержанный царём, и восстание шло под знаменем возврата к старой вере. И песни-то в народе слагали не о «тишайшем» царе Алексее, а о разбойнике Стеньке.

Нельзя, впрочем, забывать, что землю с населявшими её крестьянами государство давало дворянам и «детям боярским» не в собственность, а в пользование – в обмен на обязанность служить государству (преимущественно, в армии), потому и сословие это называли «служилым». Согласно тому же Уложению, поместье могло передаваться по наследству только при условии, если наследник оставался служилым человеком. Хорошо это или плохо, сказать трудно – у государства, окружённого врагами (Польшей, Крымским ханством, Турцией и Швецией), иных средств для содержания армии, кроме земли с крестьянами, было немного.

Ещё один шаг к усилению крепостного гнёта сделал Пётр Iсвоим указом «О единонаследии» (1714 г.): земля с крестьянами перешла в полную собственность помещика, и крестьяне теперь не могли даже покидать деревню без письменного разрешения господина. Некоторым оправданием Петру может служить его же ужесточение требований к дворянам: если крестьяне были крепостными дворян, то дворяне при нём стали «крепостными» царя.

Так продолжалось до манифеста Петра III «О вольности дворянской» (1762 г.). Манифест освободил дворян от обязательной государственной либо военной службы, оставляя их полными хозяевами своих крепостных и постепенно превращая в паразитическое сословие. Конечно, дворяне продолжали составлять основу офицерского корпуса и правительственного аппарата, но всё бòльшая их часть просто «радовалась жизни» за счёт своих крепостных, то есть вела жизнь откровенных тунеядцев. Единственный их долг, остававшийся перед государством, – платить подати (налоги) с крестьян.

Особенно ужасающие формы крепостничество приобрело при Екатерине II. Помещики не только продавали и покупали крестьян как рабов на невольничьих рынках, не гнушаясь разбивать семьи, не только вершили над ними суд и расправу (вплоть до ссылки на каторгу), не только распоряжались их имуществом, но распоряжались и их личной жизнью, в том числе правом на брак. Это привело к очередной крестьянской войне в 1773 – 75 годах под предводительством Емельяна Пугачёва.

Павел I попытался хоть как-то исправить положение: ограничил барщину тремя днями в неделю, запретил барщину в праздничные дни, запретил разделение семей крепостных при продаже, запретил продажу крестьян без земли, ограничил произвол помещиков. Увы,его гуманные шаги закончились дворцовым заговором и убийством императора в 1801 году.

Новую попытку предпринял Александр I в 1803 г., разрешив помещикам отпускать крестьян на волю за выкуп или за отработку, или вообще «бесплатно» («Указ о вольных хлебопашцах»), но за оставшиеся 22 года его царствования набрался всего 161 случай использования Указа. (К слову сказать, знаменитые «революционные демократы» А.И. Герцен и Н.И. Огарёв, давшие клятву посвятить свою жизнь борьбе за свободу русского народа, тот Указ тоже проигнорировали и предпочли за рубежом заниматься подрывной антигосударственной деятельностью на доходы со своих русских крепостных имений.) Император одобрил и далеко идущий проект генерала А.А.Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа казной крестьян с земельными наделами, но вскоре началась Отечественная война с Заграничным походом, опустошившая казну, а потом растаяли и либеральные намерения самодержца. И всё же первый реальный шаг был сделан: в 1816 – 19 годах в остзейских губерниях (Эстляндии, Курляндии и Лифляндии) крестьяне были освобождены, но без земельного надела. Это был эксперимент, показавший, что освобождение без земли лишь усугубляет положение крестьян.

Николай I прекрасно знал, что «крепостное право – это пороховой погреб под государством», и при нёмп родолжалось смягчение положения крестьян. За30 лет его правления было создано несколько секретных комитетов по подготовке отмены крепостного права.Однако все, даже самые умеренные проекты встретили, как показал «опрос общественного мнения», агрессивную реакцию помещиков. Император, напуганный декабристами и помня судьбу своего отца, против течения не пошёл.

Как это ни печально признать, но «общественное мнение» переменилось после Крымской войны 1853 – 56 гг. Поражение показало техническую отсталость России, главной причиной чего было именно крепостное право, которое сдерживало развитие производительных сил. Важным довеском к подготовке «общественного мнения» было то, что более 2/3 поместий было заложено за долги по кредитам (дворянам больше нравилось прожигать жизнь в городах, чем заниматься своим сельским хозяйством, – на то они и дворяне). И ещё один довесок – непрекращающиеся крестьянские волнения, особенно в 1856 – 60 гг., часто кончавшиеся кровью не только крестьян, но и помещиков. Так что к 19 февраля (ст. ст.) 1861 года, дню провозглашения Манифеста об отмене крепостного права, помещик окончательно дозрел и уже с полным пониманием отнёсся к словам императора Александра II: «…гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, чем снизу».

И всё же Манифест, дав крестьянам личную свободу, право собственности на дома, постройки, приусадебные участки и личное имущество, наконец, право свободно распоряжаться своей судьбой, оставил их без земли. Точнее – с землёй, но в отдалённом будущем. Они могли землю либо выкупить, либо получить её через 49 лет, став на этот срок «временно обязанными», т.е. в течение 49 лет платить помещику оброк или отрабатывать барщину (мужчины по 40, женщины по 30 дней в году). Для выкупа земли государство предоставило рассрочку на те же 49 лет под 6% годовых.

Разумеется, всё это вызвало шквал возмущения «передовой общественности» того времени, а в советских учебниках истории отмену крепостного права называли «дальнейшим закабалением крестьян».

Как известно, критиков любого решения правительства всегда находится много. Мало только людей, которые бы ясно, с аргументами и цифрами ответили на вопрос: а что иное мог сделать Царь-Освободитель, когда правящим классом было дворянство, а в казне денег кот наплакал?

Для справки. В Англии указ об освобождении крепостных крестьян (конечно, без земли) вышел в 1574 г. Истинной его целью было не освобождение крестьян, а освобождение земли от крестьян –латифундистам было выгоднее использовать свою землю не под пашню, а под пастбища для овец. В итоге крестьяне остались без средств к существованию и превратились в нищих-бродяг, которые по закону подлежали казни. Всего в XVI веке в Англии было казнено более 70 тыс. вчерашних крестьян. Во Франции крепостничество в разных формах существовало вплоть до революции 1789 года.В империи Габсбургов (в неё входили современные Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Словения, части Боснии, Польши и Румынии) только в1756 г. запретили помещикам лишать жизни своих крепостных, а полностью крестьяне были освобождены (и тоже, конечно, без земли) только через 30 лет. В США рабство было отменено в 1865 году.

Валерий Габрусенко
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.