WWW.ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

  Главная страница сайта  
    Новости  
  Номера газет, аудио информация, электронные версии  
  Интернет-магазин: книги почтой, подписка, электронные версии.  
  Славянская Община Санкт-Петербурга и Лен. области  
  Фотографии: демонстрации, пикеты, другие мероприятия  
 ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА 

  Письма читателей, которые не вошли в бумажные выпуски газет  


ЦИВИЛИЗАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ УТЮГОВ И «ОППОЗИЦИЯ» ОНОЙ
(По мотивам повести «Обитаемый остров»)

Слушая записи всевозможных конкурсов «патриотических песен», как и просто музыкальное сопровождение оппозиционных мероприятий, раньше, когда еще я посещал подобные мероприятия, сильно удивляла ограниченность ума участников, жюри, слушателей, - словно не ощущавших, какая корявая и ограниченная банальность несется со сцены… Хлопал – вместе со всеми, но в душе росло хамство, по выражению М.М.Зощенко. Пока неск. лет назад его не прорвало.

По утверждению Аркадия и Бориса Стругацких, в 1969 г. появившемуся на страницах ленинградского журнала «Нева» (повесть «Обитаемый остров»), около 1% людей являются «выродками». Там где другие, когда «раздается в Бухенвальде колокольный звон! Колокольный звон!!» (Кобзон), народные массы сплачиваются в «интернацьональные колонны» (Бернес), - и колонны эти «строятся, строятся, строятся…» (Галич), - этих, выродков – начинает неодолимо корчить от отвращения. Отвращения к самому этому процессу – построения в колонны под одесскую музычку. А назначение «омузыченного» звукового пространства, наблюдаемое повсюду, – имеет именно такой смысл.

О мастерах, как Прилепский, Харчиков, Роман Иванов, мною здесь речи разумеется не ведется, но посещать указанные в начале статьи воспевания - некогда ваш покорный слуга зарекся. Сейчас же, когда накопившееся раздражение успело рассеяться, как рассеивается оно по отношению к «ящику» - если не смотреть его год-другой, начинаешь обнаруживать, что это общее свойство человеческой психики, что оно ставило под удар данный сегмент политизировано-культурной сферы – потому что актуален он был для тебя, и не более того.

Назначение речи первоначально - отнюдь не коммуникация, не убеждение, но специфическая форма управления поведением сородичей - суггестия. Исследования лаборатории д.м.н. Любви Чистович показали, нервная система наша - устроена так, что слово воспринимается - как КОМАНДА. Воспроизводимая после принятия, перед исполнением, уже собственным мозгом, ныне при этом - обдумываемая и внутренне оспариваемая, а некогда – исполняемая просто автоматически [Поршнев «О начале человеческой истории», 1974, с.425 и дал.]. СМЫСЛ слова – КОМАНДНЫЙ, отнюдь не информативный, тем более не «художественный»… Конкурс «имя России» на завершающей стадии модерировался столь откровенно, что ссылки на его итоги ныне, иначе чем анекдотом не назовешь. Александр Невский, назначенный победителем, актуален был для тех 2-3 % россиян, что регулярно ходят в церковь, прочим из его родичей, заведомо, были лучше известны (и, соответственно, более популярны) и Иван Грозный, и Святослав Великий (имя которого прославил Клыков а разрекламировали его оппоненты), и Дмитрий Донской – танковая колонна имени которого известна не тем лишь 2-3 %, но и остальным... Поверить что П.А.Столыпин, про которого 99 % россиянцев знают только выражения «столыпинский вагон» и «столыпинский галстук», вошел в тройку (не расстрельную), должен очень доверчивый человек. Но самый первый – еще не модерировавшийся результат конкурса где 1-м был И.В.Сталин, 2-м В.С.Высоцкий (сделавший для дискредитации Сталина больше чем Яковлев, Солженицын и Конквист, вместе взятые), 3-м В.И.Ленин (доведись которому жить ныне - поставивший бы без долгих разговоров к стенке обоих лидеров), - иллюстрирует великую силу стадного инстинкта, когда малая часть идейных участников, сосредоточившись, вырвавшись на мгновение в лидеры – увлекает за собой толпу людей, не задумывающихся над происходящим.

Первоначальное назначение речи – отнюдь не информативное, и пережиточные формы такого восприятия сохраняются доныне, в речи – ритмически организованной (когда внимание отвлечено от анализа произносимого), маршевой (в чем и смысл строевых песен), оперирующей знакомыми понятиями. А.И.Солженицын задался некогда вопросом – маниакального пристрастия администрации, среди прочих мер перевоспитания заключенных, преимущественно к лагерному хору. И сделал правильный вывод: человек верит в то, что он поёт. Все помнят, наверно, душевную мелодию, сопровождающую силлабо-тонические размеры боевой песни одесских скрипачей: «Мы ехали шагом, мы мчались в степях и яблочко песню держали в зубах… Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.» и т.п.. По СОДЕРЖАНИЮ – это еврейский анекдот. Странствующие музыканты - не скрывают ассоциаций, выдающих профессиональную принадлежность: «Но «Яблочко»-песню играл эскадрон, «смычками страданий» на «скрипках времен»…». Хотя пафос поющего - вполне историчен! Гренада - где надо «землю крестьянам отдать», - это давняя боль одесских пиликальщиков, почти как Украина, родина Богдана Хмельницкого, - еще с тех времен, как Испанские короли - после победы христианской Кастилии над иудео-исламской Гранадой - депортировали в Марокко всех пиринейских иудеев, а для контроля искренности исповедания оставшихся выкрестов - учредили Св.Инквизицию.

Это знают специалисты-историки – внимательное изучение истории в нашей стране никогда не приветствовалось. Но никем (на моей памяти) не приводилась при прослушивании иная, нежели поется красными христоборцами, но тоже известная и столь же пафосная ритмически организованная картинка, созданная неизвестным Поэтом: «Шляпа заломлена, пейсы вразлет… Часто стреляет ручной пулемет.\ Ося несется на белом коне, гоев рубает при полной Луне…\ Ося проснулся, пощупал кровать. –Снова с постели придется вставать.\ Б-же, зачем я в атаку полез? Снова меня победил энурез»… Внимая Берковскому – об ЭТОМ слушатели не думали. Такова «волшебная сила искусства», по точному определению Юл.Кима! И ведь как возвышенно раздавалось сочинение Мих.Светлова, под музычку Ал-дра Берковского, с каким придыханием пели «Гренаду» у костра, на комсомольских попойках, слушали ее, раздающуюся из ящика, советские обыватели…

Всё это, так же имеет место доныне. И наивно думать, что пропетое единожды на патриотическом концерте – может перешибить массу словесного поноса потребительского общества, раздающегося ныне из всех возможных утюгов (поноса, лишь внешне хаотического: власти отлично знают что самая пустопорожняя «зайка моя» является ИХ союзником – ПРОТИВ Харчикова). Потому глубочайшая просьба к товарищам, решившим взять в руки гитару и сказать то, что ты думаешь о «дорогих россиянцах» в столбик: можете не особенно следить за гладкостью стиха, но старайтесь, чтобы сказанное запоминалось – зацепляло сознание необычным образом, яркой, м.б. даже «жуткой» нарисованной визуализатором сознания картинкой.

Иначе спетое - через день мирно войдет в копилку балласта, осевшего на дне сознания, приучая к нормам «цивилизации музыкальных утюгов».

Роман Жданович

· Вернуться на страничку писем

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
© За Русское Дело.