Тибет – страна не менее древняя, нежели Китай. Если большинство китайских
летописей, которые сами китайцы датируют 3-м – 2-м тыс. до н.э., имеют
едва неск. сот лет возраста, в библиотеках мира хранятся
печатно-ксилографические книги, изданные в Тибете в 1-м тыс. н.э. – за
тысячу лет до книгопечатания в Европе. Дворец-монастырь Потала в Лхасе,
возведенный в У11 и перестраиваемый в последующие века, веками был
крупнейшим в мире – 17-этажным «коробочным» (не башенным) зданием. Это был
именно дворец – ничего общего не имевший с советскими «коробками». Эти
достижения культуры достигнуты были на высоте 4 – 6 тыс. метров над
уровнем моря, в стране, где условия жизни, в супер-континентальном климате
Сердца Азии, по суровости могут быть сравнимы с условиями жизни в
Антарктиде. Не даром ламы Тибета рассказывали Н.К. и Ю.Н.Рерихам, что
буддийские учителя поднимались на высочайшие пики Гималаев, суровые
условия и уединение которых идеально способствовали монашескому
сосредоточению, – восходя на них со стороны Тибетского нагорья, задолго до
того, как их «брали» более легким – индийским, «альпинистским» маршрутом,
экспедиции европейских альпинистов, со всеми их кислородными приборами,
титановыми крючьями, стимуляторами и прочей техникой.
История своей страны – тибетской исторической школе виделась продолжением
истории великих империй Ирана и Индии, Ахеменидов и Ашоки, мировые религии
которых, культ Митры (бон-по; «ассимилированное» учением Будды и бытующее
доднесь в синкретической форме, наряду с ортодоксальным буддизмом) и
учение Будды, принесены были в Тибет иранскими и индийскими Учителями.
Ныне это находит подтверждение в исторических источниках [см. Б.И.Кузнецов
«Бон и маздаизм», СПб., 2001]. В У11 – 1Х веках Тибет оспаривал у Китая и
Арабского халифата владычество над Азией.
Всё это в прошлом. Страна, жители которой выводят свое происхождение от
самого Авалокитешвары, Будды Авалокиты, последние несколько веков Тибет –
изолировавшееся, ревниво защищая культуру от поползновений иноземцев,
государство, с ХУ111 века вынужденное отражать поползновения манчжурских,
а затем китайских гегемонистов, с их претензиями на мировое господство и
исключительность. После победы коммунистической революции в 1949 – когда
маоистское государство, за спиной которого стоял коммунистический колосс с
атомными бомбами, без стеснения оккупировало соседние страны в глубине
Азиатского континента, не охраняемые авианосными соединениями США, на
«крышу мира» поднялись военнослужащие Народно-Освободительной армии Китая.
Буддийское теократическое государство, 400 лет управлявшееся далай-ламой
(монгольское слово, означ. «океан мудрости») - главою монастыря Дрепунг,
носящим этот титул с 1578 г., живым воплощением будды Авалокиты, в 1950 г.
было упразднено, превратившись в «Тибетский автономный район» КНР. Хотя
при этом, вооруженного сопротивления интервентам не оказывалось, и главе
государства были даны известные гарантии, соблюдать их маоисты не
собирались. С начала оккупации, исторический Тибет был расчленен на
несколько автономных районов, так, что из 3,5 млн. тибетцев более 2
миллионов оказались проживающими на территории соседних китайских
провинций, где права их не гарантировались ни чем. Но репрессий против
буддийского духовенства первоначально в Лхасе не развертывались – Пекин
лишь взял под свой контроль кадровую политику Поталы, монополизировав
назначение «вторых лам». Таковым, в частности, оказался панчен-лама
Тибета, «1-й помощник» далай-ламы. Политика себя оправдывала - в 1959 г.
2-е лицо буддийской иерархии осталось в Тибете, узаконив расправы НОАК над
восставшими соотечественниками. Советский ученый в 1980-х г.г. в
комментариях к книге ирландского врача и путешественницы Дервлы Мэрфи
«Девственная земля», описывает трагические события 1950-х следующим
образом: Шовинистическая национальная политика китайского руководства
вызвала многочисленные выступления широких слоев тибетского народа.
Особенно остро ситуация складывалась с 1955 г. в Кхаме – области
Восточного Тибета, за пределами ТАР, где массовые казни и бомбардировки
городов не смогли остановить вооруженной борьбы тибетцев. Восстание
распространилось на Центральный и Южный Тибет, а весной 1959 волнения
охватили Лхасу. Далай-лама перешел на сторону восставших и 17 марта
покинул административный центр провинции. Маскируя его бегство, ближайшие
приближенные Его Святейшества еще два дня оставались в Потале, под бомбами
и снарядами китайцев, хотя в тот же день китайские войска начали
артиллерийский огонь по кварталам столицы, и к 22 марта полностью заняли
ее. 31 марта далай-лама перешел индийскую границу. В 1959-1960 г.г.
китайскими войсками было уничтожено более восьмидесяти тысяч тибетцев,
сотни тысяч были арестованы либо бежали за границу. Репрессии были
направлены против буддийской церкви Тибета (ламаистический буддизм, в отл.
от ортодоксального учения Будды, является теистическим учением) – как
национального института, а также против монашества (т.е. почти десятой
части населения страны). Монастыри грабили и разрушали, Дрепунг –
крупнейший в мире буддийский монастырь, насчитывавший до 1950 г. 10 тыс.
монахов, практически обезлюдел.
Это исторический контекст событий, в годовщину которых 17 марта в Лхасе
начались демонстрации протеста – расстрелянные войсками, с сотнями убитых,
тысячами раненых, десятками тысяч арестованных – при прочесывании войсками
тибетских жилых кварталов. В ХХ1 веке Тибет остается оккупированной
территорией, ускоренно колонизируемой велико-ханьскими националистами из
Пекина, на место убитых и изгнанных аборигенов вселено ок. 2 млн.
китайских колонистов. Не смотря на это – вплоть до 70-х г.г. в Тибете
продолжалась вооруженная борьба против коммунистических интервентов.
Прекратилась она лишь после того как США, отозвав войска из Индокитая,
заключили в 1973 г. договор о дружбе с Мао Цзе-дуном, направленный против
СССР (б.ч. оружия, поставленного душманам в 1980-1989 г.г., имело
китайские марки), условием которого было прекращение военной помощи
повстанцам. Без поддержки из вне, находясь в сердце Азии, вести борьбу
невозможно, а соседние страны, Бирма и Индия - проигравшая Китаю войну в
1959-1961 г.г. (доныне ок. 40 тыс. км2 индийской территории оккупируется
КНР), прекратили ее еще раньше.
Тибетцам осталось лишь духовное сопротивление оккупантам, возглавленное
Духовным и Светским главой Тибета, Главой ламаистической буддийской общины
Мира - далай-ламой, 14-м воплощением Будды Авалокиты, возглавившим
полумиллионную диаспору тибетцев, покинувших КНР. Отдадим должное –
находясь в исключительно сложных условиях, когда владыки «мира сего» идут
на поводу пекинских великодержавных шовинистов, поставляющих одной части
мира одноразовые кроссовки и строящих коммунизм для другой, - Его
Святейшество ни шагу не сделал уступки иноземным безбожникам, топчущим его
родину.
И ныне, в мире сем происходит то же самое, что и в 1973. Тогда на весах
была победа в холодной войне – ныне прибыли шоу-бизнеса, заранее
запланированные, при проведении предстоящих Олимпийских игр, должных
состояться в КНР. А ведь если бы грекам – организовывавшим Олимпийские
игры с нач. У111 в. до н.э. – кто-либо предложил провести их в Персии, в
стране варваров (где эллинов, надо сказать, проживало больше, чем в
Элладе!), эта мысль показалась бы им настолько дикой, что высказавший ее,
вероятнее всего, немедленно бы потерял правоспособность, ввиду
невменяемости.
Остается добавить лишь, что раздел России между КНР и США – это цель,
поставленная и открыто продекларированная идеологом Соед.Штатов Збигневом
Бжезинским.