Р.Жданович
ГДЕ НАХОДИЛАСЬ СТРАНА ШАМБАЛА?

Довелось мне встретить редкостное издание. Редкостное, хоть вышла книга в 1998 г., солидным для научной работы 4-тысячным тиражом: Б.И.Кузнецов «Древний Иран и Тибет (история религии Бон)», изд. «Евразия». Интересно: по библиотекам этот труд, по существу уникальный, законченный уже к 1969 г., о чем сообщал автор [см. Б.И.Кузнецов «Тайны древних книг», «Байкал», 1969, №4], изданный по рукописи ученого, скончавшегося в 1985 г., я не встречал, приобретенная книга – следов использования не носила. Видимо, сугубо научный труд «кем-то» скупался на корню, попадая к читателю лишь случайным путем.

Темой исследования автора были древнетибетиские языческие сочинения, ранее в нашей стране не переводившиеся. Хорошо известны, ныне распространяемые за очень хорошие деньги, «нью-эйджерские» рассказы, про то, как Иисус Христос принес Свои, не понятые земляками этические максимы, с востока откуда-то из Индии. Рассказы малоубедительны – для того, кто интересуется историей и культурой Индии, понимая, кого и чему могли учить ее Учителя, в ту (а не нынешнюю), конкретную историческую эпоху. Вопреки кришнаитской нью-мифологии, классический индуизм - исключительно молодая религия*, моложе ее только ислам и сикхское учения. Возник индуизм не ранее У в. н.э. - после падения великих транснациональных буддийских империй Маурьев, Кушан и Гуптов. Индуизм, подобно иудаизму, не является мировой религией, - индуистом (индусом, входящим в касту), как и евреем, можно лишь родиться. Но одна Мировая религия, догматическая и прозелитическая, положения которой вошли в плоть и кровь Христианства (см. Ф.Кюмон «Восточные религии в Римском язычестве», СПб., 2002, с.с. 195-202), существовала в древне-библейские времена.

Характерно, что она не встретила интереса у «европейских ученых» нового времени…

В советской, русскоязычной науке (исключая немногих научных диссидентов), кормившейся большей частью переводами иностранных идей и иностранных источников, потому ОТСУТСТВОВАЛО само понятие, о Мировой религии, существовавшей с тех же времен, что и ветхозаветный иудаизм, - и существующей до наших дней.

Чтоб заинтриговать читателя, сообщаю, что феномен, с легкой руки партляйтера КПСС в Академии наук Б.А.Рыбакова названный «русским язычеством», разумеется предельно далекий от его описания, в действительности - был периферийной версией той сложной, догматической религиозной и космогонической системы.

Еще в 1860-х г.г. выдающийся русский ученый Викентий Васильевич Макушев указал, что древнерусское «языческое» божество Сварог - носит имя, имеющее санскритический, индоиранский корень и семантику. Сохранен он в старочешском слове Свор – небесный круг. То же со Сварожичем – Дажь-богом, архаическое теофорное имя которого** – синонима солнечного света – известно всем индоевропейским языкам, передаваемое персидским словом дайво (новоперсидское дэв), индусским дэва, греческим теос, кельтским дис, т.д.. Ученый забыт, ибо советским «этнографам», подобно дореволюционным «историкам», идеологами, по тем же юдаистическим лекалам, приказано было считать, что древнеславянская религия – была примитивным анимистическим политеизмом, каким положено быть религии гоев. Наличие монотеистической религии, вышедшей не из анимизма (как древнесемитские верования, в частности ветхозаветные), а из Космогонической доктрины, независимой от Ветх.завета, в идеологию не вписывалось.

Не менее противоречивы понятия, бытующие в русскоязычных источниках - о древней, добуддийской истории Тибета. Хотя, казалось бы, ведшаяся с 1950-х г.г. борьба с китайским гегемонизмом от советских ученых требовала пристального внимания к Великому западному соседу Китая, его многотысячелетней истории… Подносилась она, однако, применительно к добуддийской (до У11 в. н.э.) эпохе этой страны, - как примитивный шаманизм первобытных племен, изолированных в горах от окружающего мира. Совсем иначе излагают свою историю собственно тибетские – как языческие, так и буддийские ученые. Труды их, ранее недоступные в этой закрытой для европейцев стране, - после китайской оккупации 1950-1959 г.г. и массового бегства тибетской интеллигенции – спасавшей печатные и рукописные труды своего Отечества, совсем как русские интеллектуалы ХУ1 века, бежавшие в Москву, спасали древнерусские книги от костров польско-литовских инквизиторов в Западном крае, - ныне публикуются тибетской диаспорой и переводятся на европейские языки. Следует отметить, что еще раньше, в Х1Х в. русские ученые приобрели немалое число исторических и философских сочинений (матричное книгопечатание в Тибете возникло раньше, чем в Европе), написанных на древнетибетском языке, доныне хранящихся в библиотеках России, не переводящиеся и почти не используемые.

Согласно национальной тибетской историографии - древняя культура Тибета и национальная идеология, бытовавшая до установления буддийской теократии, доныне бытующая как диссидентское учение (подобное парсизму в Иране и Индии), -зародилась в Древнем Иране, во времена Кира Великого, перенесенная культуртрегерами и миссионерами далеко на восток, в страну Шаншун (легендарная Шамбала), занимавшую восточные провинции Империи Ахеменидов, а затем – Греко-Бактрийского царства, до его разгрома кушанами. Оттуда, в результате миссии, она была принесена в горный Тибет. «Тибетско-шаншунский словарь» - сводка из языческих древнетибетских сочинений, изданная в нач. Х1Х в. их буддийскими оппонентами, наряду с не менее сенсационными сведениями, содержит упоминание, в частности, что «учитель Ешес из страны Иран [тибетская картография долго продолжала воспроизводить древнеперсидскую границу, в которую входила Палестина] появился в стране Шаншун» [Кузнецов, 1969].

Собственная история виделась тибетцам - продолжением истории Великой империи Ахеменидов.

Начиная с Ницше принято судить о древнеарийском мировоззрении - по стихам Заратустры. Хотя ученые-иранисты и отмечают отсутствие преемственности между идеологией Заратуштры и традиционными арийскими культами - между спекулятивной философией, категории которой в Авесте описываются чисто абстрактно (В.Г. Луконин), и обожествлением природных сил и социальных категорий, - как в естественной религии скифов (В.И. Абаев)… Известна библейская Книга Эсфирь (У в. до н.э.). Хоть списки Библии древнее 1У в. н.э., неизвестны, достоверность ее проверяема. Как отражены события ее - происходящие при дворе арийского Шах-ан-Шаха, в известных письменных источниках по персидской истории? Б.И.Кузнецов сопоставил деяния сутенера Мардохея и шаха Ксеркса (в переводе Библии неточно идентифицированного с Артаксерксом) - с данными известного «антидэвовского» декрета, открытого в 1930-х г.г., - и с источниками греко-римского и индо-тибетского происхождения. Они, со своей точки зрения, повествуют о тех событиях.

Тибетские книги, в частности «Зермиг» (Биография Шенраба), сообщают об основателе религии Митры, Бога Белого Дня, - Дмуре, - как транслитерировано его имя корнесложным тибетским письмом, - персиянине из г.Аншан, последователями которого - до «антидэвовского переворота» Ксеркса и Мардохея - были Кир Великий и Дарий Гистасп.

Его арийское имя восстанавливается Кузнецовым как Митридат.

Учение было универсалистским - в отличье от народных, «языческих», генотеистических суеверий, имело догматику, теологию, профессиональный клир, таинства - в т.ч. известные нам как христианские таинства крещения и причастия под видом хлеба и вина (в отл. от древних кровавых жертв). Оно предполагало миссию - будучи своеобразным «экуменизмом древности», задолго до Тертуллианова постулата о «душе – урожденной христианке», признавало верования просвещаемых племен, «надстраивая» их идеологией Митры - доблести, верности слову, гуманности к тварному миру и почитания подателя Жизи - Непобедимого Солнца.

При Помпее учение проникает в Рим - как культ Митры, «Непобедимого Солнца», теологом этой религии в тибетских сочинениях упомянут «известнейший в Риме Хризостом Ритор», философ Дион Хризостом из г.Прусы Вифинской при цезаре Траяне. При императорах-иллирийцах - от Аврелиана до Константина Равноапостольного и Юлиана Апостата, вплоть до Феодосия Великого, Митраизм, - с его широкой терпимостью к этническим культам, в т.ч. неоплатонизму и Христианству, - становится государственной идеологией Римской империи.

До возникновения дружинного культа Перуна (вероятно кельтского по происхождению), он распространяется среди славян, оставив по себе множество следов, особенно на Балканах. Древний иллирийский город Шкодер (слав. Скадар) - передает персидское, не греческое (Фракия) имя страны: Скудра, - хотя Иллирия, со Шкодером вместе, находилась вне границ Персидского царства и была в сфере эллинистического влияния.

Но в самой Персии учение исчезает – после переворота, осуществленного еврейской свитой царя Ксеркса, и резни, ее сопровождавшей (75 тыс. знатных, согласно Библии), когда только в Индийских провинциях Ахеменидов, по буддийским источникам, было убито 12 тыс. ведийских браминов. Лишь после этого стало возможным победное шествие экзотической антисистемы Будды, создававшей грандиозные полиэтничные деспотии, подобно империи Ашоки.

В Персии же - насаждается «монотеизм для гоев», «заратуштрианский маздаяснизм», направленный против традиционного культа, т.е. жречества (носителей идеологии), и против войны, т.е. военной знати (аристократии). Объясняется т.обр. странная имманентность - строго генотеистического иудейского учения и «арийской» религии Заратустры, вплоть до извращенных семейно-правовых норм - направленных на охрану генной исключительности: матрилинейное наследование (у народа, живущего в Железном веке) – с одной стороны, браки с сестрами (при отсутствии иных реминисценций с фараонами Египта) - с другой.

Можно встретить в этой (и других) книге Кузнецова ряд спорных тезисов, например утверждение, что никому из арийских народов не был хар-рен монотеизм,- воспроизведенное из советской «этнографической» идеологии, основываясь на некритическом применении тезиса А.Мейе – об отсутствии общеиндоевропейской культовой терминологии. В 1989 г. оно было снято Львом Гумилевым – указавшим на космогоническое происхождение культа Митры, его родство с атеизмом, а не с политеизмом, как ни покажется это странным. Дело в том, что библейский «монотеизм» таковым становится не до, а после «реформы Ксеркса». Ранее примитивный западносемитский библейский фетишизм - ничем, кроме проповеди национальной исключительности, не отличался от фетишизма египтян и финикиян, чей фольклор широко представлен в Торе; в святая святых второго Иерусалимского храма, согласно Талмуду (Иосиф Флавий «Иудейская война», Минск, 1990, с.490), хранился камень, герои Книги Эсфирь носят теофорные имена вавилонских божеств Мардука и Астарты…

Нельзя согласиться и с поздней – временем Ахеменидов датировкой жизни Заратустры, отстаиваемой Кузнецовым: в источниках Ахеменидской эпохи нет о нем упоминаний, нет ахеменидских интерполяций в Авесте, хоронят персов по вавилонскому обряду - недопустимому по ней, восточноиранский диалект древних ее частей – не имеет аналогов среди иранских языков исторической (с У1 в. до н.э.) эпохи. Заратустра, вероятно, действительно был семитским агентом, но не иудейским, а ассирийским, время жизни его датировать следует ранее - эпохой царя Соломона и после него, эпохой образования сепаратных Иудейского и Израильского царства (хроники которого погибли при ассирийском завоевании), - когда началось наступление ассириян и их ближневосточных федератов на Иранское нагорье, в направлении Балхского царства, с которым авестийское предание связывает деятельность Заратустры. Знаменем «реформаторов» маздаяснизма - были его «идеи», но не его личность.

Но, не смотря на эти недостатки, обнаружимые последователями иных исторических концепций, - могу посоветовать сразу: увидев эту книгу, вопиюще «неполиткорректную» - оставленную скончавшимся автором в рукописи, не подгонявшейся под «антифашистскую» цензуру (исключавшую публикование подобных трудов в СССР), повествующую о священной Свастике Бон – источнике праведного вероучения, - берите и штудируйте. Не пожалеете!

Р.Жданович

*И весьма неарийская – божества которой, как и догматика, позаимствованы гл.обр. из туземных пантеонов дасов, находившихся на очень низком уровне идеологического развития (здесь и далее прим. Авт.)
**Архаическое, ибо персидские дивы древним русам тоже были известны.

Март 2008г.