«... Я думал - музей как музей.
А это не музей, а хуже забегаловки...»
М.Жванецкий «В Греческом зале» (для А.Райкина)
Печальным знамением нашего времени стали растущие как грибы
после дождя «музеи оккупации». Бывшие советские
республики-сателлиты и «братья» по соцлагерю вступили в
импровизированный конкурс на создание музеев «оккупации» этих
территорий Советским Союзом – «просветительских» проектов на
словах, а на практике музеев ненависти, злобной мести, русофобии
и собственной дикости.
Идея передвижных выставок-агиток получила наибольшее
распространение в правоконсервативных кругах Запада в последние
десятилетия «холодной войны». Администрация США с подачи
Р.Рейгана, не имея возможности победить СССР в военном
противостоянии, ставила цель «эрозии социализма» путем
подготовки и проведения идеологических диверсий и
психологической войны, подкармливания отечественных
«правозащитников»-диссидентов и выращивания агентов влияния. В
Антикоммунистическую Лигу, созданную спецслужбами стран участниц
НАТО, наряду с респектабельными «советологами» вошли и
представители «национальных» и «культурных» обществ, по многим
из которых с нюрнбергским свитком законов в руках плакала и
тосковала Фемида. Представители «законных» «правительств»
просуществовавших неполные два десятилетия прибалтийских
государств и никогда не существовавших азиатских и кавказских
деспотий, ветераны УНА-УНСО и власовского Союза борьбы за
освобождение народов России, структуры никем не признанных в то
время униатов и Русской православной церкви заграницей,
доживавшие свой век старцы из врангелевского Русского
общевоинского союза и молодцы из фашистско-террористического НТС,
представители землячеств Кенигсберга и псевдоказаки... Кто
только не нашел теплое местечко в Лиге. Никто не предполагал
тогда, что спустя каких-нибудь полтора десятилетия эта крикливая
и вечно грызущаяся между собой публика превратится в «элиту»
новоявленных независимых государств.
Представляемая Западом как «демократическая» альтернатива
коммунизму, та публика к началу XXI
века принесла на пространство Восточной Европы и бывшего СССР
нацистские методы «умиротворения», затхлую атмосферу
эмигрантских кабаков, а также стремление переписать историю и
политику сведения счетов как отместку за прошлую униженность и
никчемность.
Уже к началу 90-х в Прибалтике были созданы временные экспозиции
во всех красках рисовавшие «зверства режима». Вот Латвия.
Экспозиция «музея оккупации» расположилась в 1993 году не
где-нибудь, а в помещении бывшего Музея латышских стрелков.
Постоянная экспозиция музея состоит из трех основных разделов:
период первой советской оккупации (1940-1941), немецкой
национал-социалистической оккупации (1941-1944/45), второй
советской оккупации (1945 – 1991). Отметим, что советский и
гитлеровский режим просто перечисляются через запятую, разницы
для латышских нацистов нет. При этом почему-то забыли еще один
тоталитарный режим –фашистскую диктатуру президента Г.Улманиса,
кровавый террор которого казался в конце 30-х годов для латышей
большим злом нежели возвращение в советские «объятия». В
экспозиции представлены исторические документы, фотографии и
предметы, свидетельствующие о терроре оккупационных властей
против жителей Латвии и об участниках сопротивления («лесных
братьях» и карателях рижского гетто и лагерей смерти – здесь и
далее курсивом примечания автора – К.Е.). В отдельном зале
воспроизведен внутренний вид лагерного барака. Комментарии к
экспозиции представлены на латышском, английском, немецком,
французском и русском языках. Но для миллионной Латвии (еще один
миллион неграждан-нелюдей не в счет) одного музея мало. Созданы
передвижные выставки (на нескольких языках и с красивыми
названиями): «Латвия в 1939-1991: от оккупации к свободе»
экспонируется в школах и музеях Латвии; «Латвия возвращается в
Европу» выставляется в Европе, Австралии, Канаде; «Латвия
возвращается в свободный мир» экспонируется в США.Выходит ежегодный научный альманах «Ежегодник Музея
оккупации Латвии». Музей проводит занятия со школьниками (вот
тут уместна фраза А.Солженицына – «растут предатели, растут
палачи»), исторические конкурсы для детей (а в Библии
помните – кто соблазнит малых сих, лучше бы мельничный жернов на
голову...), семинары для учителей истории, издает учебные
материалы для преподавания истории Латвии новейшего периода.
А вот музей Аушрос в Шауляе. Там жалеют политзаключенных и
спецпереселенцев (за что их переселили? За карательные
операции в Польше и Белоруссии?). Но судя по лицам на старых
фото спецпереселенцы не раскаиваются. Уверенно держат в руках
пилы и топоры, строят дома, сплавляют лес по Енисею. Лица
невеселые, но спокойные. Нет удушающего страха как в глазенках
детей из Майданека, нет облика полулюдей-полутеней блокадного
Ленинграда. Тут же четки и шахматы, расщитые платки и игрушки.
Значит «вашим» все это можно было держать при себе в
бесчеловечных условия советского режима. А что вы оставили
«нашим»? Играли ли советские военнопленные в шахматы? Позволили
ли вы пронесли старикам иконки, а детям игрушки в сарай на
окраине Хатыни?
Что мы все о прибалтах. А как же братья-славяне? Вот экспозиция
музея «Кружок Союза Сибиряков» в польской Быстрице Клодской.
Пара десятков фотографий пострадавших. Почти все в 40-ом высланы
в Сибирь, возвратились в Польшу уже в 45-46-ом. Нет слов, в
Сибире было не сладко. А в оккупированной гитлеровцами стране
было лучше? Может сим «сибирякам» нужно памятник ставить
соввласти, что пусть и таким образом уберегла их от участи шести
миллионов соотечественников, погибших в годы оккупации?
Не отстают и украинские националисты. Правда, национализм здесь
лубочен и убог, именно такой национализм является «последним
прибежищем негодяев». Интеллектуалы из поддерживаемого
ющенковщиной «музея» поставили дело на широкую ногу. Немало
сказано о «голодоморе» и терроре «ЧК-ГБ». Названия экспозиций
просто перлы – «хроніка комуністичної
інквізиції», «Українські Соловки» (знаю, что есть Глобус
Украины, видимо Украинские Соловки только там и обозначены).
Есть и фильмы, например, «Між
Гітлером і Сталіним» (консультант в том фильме – З.Бжезинский).
Кстати, «Державный секретарь» Украины некий О.О.Зінченко
обязывает все районные админстрации обеспечить показ фильма
широким слоям населения. Есть и весьма познавательные книги –
«Три любови Степана Бандеры», например. А вот еще и выставка –
«Украинская Повстанческая Армия». Выставку рекламирует небритая
физиономия какого-то урки с биноклем в руках, видимо сие есть
облик идеального украинца. Как минимум, так считает, Служба
Безопасности Украины, предоставившая «выставке» свои помещения.
А вот и «новостная лента» музея – рассказывается об эстонском
фашисте Юри Лийме, самостоятельно демонтировавшем два памятника
«советским оккупантам» и угрожавшем в свое время взорвать
Бронзового Солдата. «Я убираю красный мусор!», - рассказывает
фашист (то были памятники эстонцам – выпускникам Таллинской
военной школы и эстонскому коммунисту Хансу Пёэгельманну). Эстонский суд
недавно оправдал старого фашиста, его торжествующая небритая
опять же физиономия красуется на фотографии с сайта киевского
музея. Про
Эстонию (или про кого-то из ее соседей) кто-то метко сказал на
интернет-форуме: «В маленькой стране всё очень ма-а-аленькое – и
сердце, и душа, и ум, и честь»...
Стоит ли говорить, что в Эстонии тоже есть музей оккупации. На
все еще не забытом русском языке «бойцы вспоминают минувшие
дни»: «13 февраля эстонский импровизированный полк
«Таллинн» (майор Рихард Рубах - Richard Rubach) опрокинули
наступавших под Ауверре, один эстонский батальон уничтожил
русский десант, другой разбил русский авангард, вышедший на
железнодорожную ветку Нарва-Таллинн. Положение было спасено».
Дальше еще аховей: «Всего за три месяца наступления русские
потеряли 120 тысяч человек, немцы, в том числе эстонцы, 40
тысяч. В этой исторической битве под Нарвой эстонские солдаты
завоевали звание лучших добровольцев в войне наряду с
саксонцами, валлонцами, скандинавами». Воспоминания об
«исторических битвах» эстонцев (вопреки всем законам
антропологии одновременно являющихся «и немцами») напоминают
воспоминания друга Швейка, тоже ординарца, в кабаке: «Вот,
говорю я своему полковнику, что можно начинать наступление»!
А два года назад открылся музей
оккупации и в Грузии (видимо, имени Л.П.Берии). Это уже
не первый мемориал, открытый президентом Саакашвили. Первый
посвящен «павшим в феврале 1921 года в борьбе с красноармейцами
грузинским юнкерам». «Сегодняшние поколения учатся на примере
этих героически павших юнкеров - как надо любить родину и как
бороться с врагом», - заявил Саакашвили на открытии монумента.
Президент карликового государства многоречив: «Среди нас есть
грузины, считающие себя излишне умными и прозорливыми, которые
заявляют, что, мол, может не стоит поднимать голоса и надо
смириться, но через смирение произошла советизация Грузии,
повторять этот опыт мы уже не будем». Себя господин Саакашвили,
как видим, к «излишне умным» не относит.
Отметим, что и украинский, и эстонский, и латвийский музей тесно
сотрудничают с отечественным «Мемориалом». Последний совсем
недавно открыл «виртуальный музей ГУЛАГа» - на сайте информация
о более 60 (!) постоянных экспозициях в нашей стране. В годы
ельцинщины сущестовала какая-то разнарядка по устройству
подобных музеев. Как явствует из сайта, эти экспозиции есть и в
«музее прокуратуры», и в «красном уголке» ИТУ, и даже в «музее
МВД». Кто назван врагом устроителями этих экспозиций?