А Вы бывали в музее «оккупации»?

 

«... Я думал - музей как музей. А это не музей, а хуже забегаловки...»
М.Жванецкий «В Греческом зале» (для А.Райкина)

 

Печальным знамением нашего времени стали растущие как грибы после дождя «музеи оккупации». Бывшие советские республики-сателлиты и «братья» по соцлагерю вступили в импровизированный конкурс на создание музеев «оккупации» этих территорий Советским Союзом – «просветительских» проектов на словах, а на практике музеев ненависти, злобной мести, русофобии и собственной дикости.

Идея передвижных выставок-агиток получила наибольшее распространение в правоконсервативных кругах Запада в последние десятилетия «холодной войны». Администрация США с подачи Р.Рейгана, не имея возможности победить СССР в военном противостоянии, ставила цель «эрозии социализма» путем подготовки и проведения идеологических диверсий и психологической войны, подкармливания отечественных «правозащитников»-диссидентов и выращивания агентов влияния. В Антикоммунистическую Лигу, созданную спецслужбами стран участниц НАТО, наряду с респектабельными «советологами» вошли и представители «национальных» и «культурных» обществ, по многим из которых с нюрнбергским свитком законов в руках плакала и тосковала Фемида. Представители «законных» «правительств» просуществовавших неполные два десятилетия прибалтийских государств и никогда не существовавших азиатских и кавказских деспотий, ветераны УНА-УНСО и власовского Союза борьбы за освобождение народов России, структуры никем не признанных в то время униатов и Русской православной церкви заграницей, доживавшие свой век старцы из врангелевского Русского общевоинского союза и молодцы из фашистско-террористического НТС, представители землячеств Кенигсберга и псевдоказаки... Кто только не нашел теплое местечко в Лиге. Никто не предполагал тогда, что спустя каких-нибудь полтора десятилетия эта крикливая и вечно грызущаяся между собой публика превратится в «элиту» новоявленных независимых государств.

Представляемая Западом как «демократическая» альтернатива коммунизму, та публика к началу XXI  века принесла на пространство Восточной Европы и бывшего СССР нацистские методы «умиротворения», затхлую атмосферу эмигрантских кабаков, а также стремление переписать историю и политику сведения счетов как отместку за прошлую униженность и никчемность.

Уже к началу 90-х в Прибалтике были созданы временные экспозиции во всех красках рисовавшие «зверства режима». Вот Латвия. Экспозиция «музея оккупации» расположилась в 1993 году не где-нибудь, а в помещении бывшего Музея латышских стрелков. Постоянная экспозиция музея состоит из трех основных разделов: период первой советской оккупации (1940-1941), немецкой национал-социалистической оккупации (1941-1944/45), второй советской оккупации (1945 – 1991). Отметим, что советский и гитлеровский режим просто перечисляются через запятую, разницы для латышских нацистов нет. При этом почему-то забыли еще один тоталитарный режим –фашистскую диктатуру президента Г.Улманиса, кровавый террор которого казался в конце 30-х годов для латышей большим злом нежели возвращение в советские «объятия». В экспозиции представлены исторические документы, фотографии и предметы, свидетельствующие о терроре оккупационных властей против жителей Латвии и об участниках сопротивления («лесных братьях» и карателях рижского гетто и лагерей смерти – здесь и далее курсивом примечания автора – К.Е.). В отдельном зале воспроизведен внутренний вид лагерного барака. Комментарии к экспозиции представлены на латышском, английском, немецком, французском и русском языках. Но для миллионной Латвии (еще один миллион неграждан-нелюдей не в счет) одного музея мало. Созданы передвижные выставки (на нескольких языках и с красивыми названиями): «Латвия в 1939-1991: от оккупации к свободе» экспонируется в школах и музеях Латвии; «Латвия возвращается в Европу» выставляется в Европе, Австралии, Канаде; «Латвия возвращается в свободный мир» экспонируется в США. Выходит ежегодный научный альманах «Ежегодник Музея оккупации Латвии». Музей проводит занятия со школьниками (вот тут уместна фраза А.Солженицына – «растут предатели, растут палачи»), исторические конкурсы для детей (а в Библии помните – кто соблазнит малых сих, лучше бы мельничный жернов на голову...), семинары для учителей истории, издает учебные материалы для преподавания истории Латвии новейшего периода.

А вот музей Аушрос в Шауляе. Там жалеют политзаключенных и спецпереселенцев (за что их переселили? За карательные операции в Польше и Белоруссии?). Но судя по лицам на старых фото спецпереселенцы не раскаиваются. Уверенно держат в руках пилы и топоры, строят дома, сплавляют лес по Енисею. Лица невеселые, но спокойные. Нет удушающего страха как в глазенках детей из Майданека, нет облика полулюдей-полутеней блокадного Ленинграда. Тут же четки и шахматы, расщитые платки и игрушки. Значит «вашим» все это можно было держать при себе в бесчеловечных условия советского режима. А что вы оставили «нашим»? Играли ли советские военнопленные в шахматы? Позволили ли вы пронесли старикам иконки, а детям игрушки в сарай на окраине Хатыни?

Что мы все о прибалтах. А как же братья-славяне? Вот экспозиция музея «Кружок Союза Сибиряков» в польской Быстрице Клодской. Пара десятков фотографий пострадавших. Почти все в 40-ом высланы в Сибирь, возвратились в Польшу уже в 45-46-ом. Нет слов, в Сибире было не сладко. А в оккупированной гитлеровцами стране было лучше? Может сим «сибирякам» нужно памятник ставить соввласти, что пусть и таким образом уберегла их от участи шести миллионов соотечественников, погибших в годы оккупации?

Не отстают и украинские националисты. Правда, национализм здесь лубочен и убог, именно такой национализм является «последним прибежищем негодяев». Интеллектуалы из поддерживаемого ющенковщиной «музея» поставили дело на широкую ногу. Немало сказано о «голодоморе» и терроре «ЧК-ГБ». Названия экспозиций просто перлы – «хроніка комуністичної інквізиції», «Українські Соловки» (знаю, что есть Глобус Украины, видимо Украинские Соловки только там и обозначены). Есть и фильмы, например, «Між Гітлером і Сталіним» (консультант в том фильме – З.Бжезинский). Кстати, «Державный секретарь» Украины некий О.О.Зінченко обязывает все районные админстрации обеспечить показ фильма широким слоям населения. Есть и весьма познавательные книги – «Три любови Степана Бандеры», например. А вот еще и выставка – «Украинская Повстанческая Армия». Выставку рекламирует небритая физиономия какого-то урки с биноклем в руках, видимо сие есть облик идеального украинца. Как минимум, так считает, Служба Безопасности Украины, предоставившая «выставке» свои помещения. А вот и «новостная лента» музея – рассказывается об эстонском фашисте Юри Лийме, самостоятельно демонтировавшем два памятника «советским оккупантам» и угрожавшем в свое время взорвать Бронзового Солдата. «Я убираю красный мусор!», - рассказывает фашист (то были памятники эстонцам – выпускникам Таллинской военной школы и эстонскому коммунисту Хансу Пёэгельманну). Эстонский суд недавно оправдал старого фашиста, его торжествующая небритая опять же физиономия красуется на фотографии с сайта киевского музея. Про Эстонию (или про кого-то из ее соседей) кто-то метко сказал на интернет-форуме: «В маленькой стране всё очень ма-а-аленькое – и сердце, и душа, и ум, и честь»...

Стоит ли говорить, что в Эстонии тоже есть музей оккупации. На все еще не забытом русском языке «бойцы вспоминают минувшие дни»: 
«13 февраля эстонский импровизированный полк «Таллинн» (майор Рихард Рубах - Richard Rubach) опрокинули наступавших под Ауверре, один эстонский батальон уничтожил русский десант, другой разбил русский авангард, вышедший на железнодорожную ветку Нарва-Таллинн. Положение было спасено». Дальше еще аховей: «Всего за три месяца наступления русские потеряли 120 тысяч человек, немцы, в том числе эстонцы, 40 тысяч. В этой исторической битве под Нарвой эстонские солдаты завоевали звание лучших добровольцев в войне наряду с саксонцами, валлонцами, скандинавами». Воспоминания об «исторических битвах» эстонцев (вопреки всем законам антропологии одновременно являющихся «и немцами») напоминают воспоминания друга Швейка, тоже ординарца, в кабаке: «Вот, говорю я своему полковнику, что можно начинать наступление»!

А два года назад открылся музей оккупации и в Грузии (видимо, имени Л.П.Берии). Это уже не первый мемориал, открытый президентом Саакашвили. Первый посвящен «павшим в феврале 1921 года в борьбе с красноармейцами грузинским юнкерам».  «Сегодняшние поколения учатся на примере этих героически павших юнкеров - как надо любить родину и как бороться с врагом», - заявил Саакашвили на открытии монумента. Президент карликового государства многоречив: «Среди нас есть грузины, считающие себя излишне умными и прозорливыми, которые заявляют, что, мол, может не стоит поднимать голоса и надо смириться, но через смирение произошла советизация Грузии, повторять этот опыт мы уже не будем». Себя господин Саакашвили, как видим, к «излишне умным» не относит.

Отметим, что и украинский, и эстонский, и латвийский музей тесно сотрудничают с отечественным «Мемориалом». Последний совсем недавно открыл «виртуальный музей ГУЛАГа» - на сайте информация о более 60 (!) постоянных экспозициях в нашей стране. В годы ельцинщины сущестовала какая-то разнарядка по устройству подобных музеев. Как явствует из сайта, эти экспозиции есть и в «музее прокуратуры», и в «красном уголке» ИТУ, и даже в «музее МВД». Кто назван врагом устроителями этих экспозиций?

Константин Ерофеев