ZRD.SPB.RU

»Ќ“≈–≈—џ Ќј–ќƒј - ѕ–≈¬џЎ≈ ¬—≈√ќ! 

 

¬џ’ќƒ»“ — јѕ–≈Ћя 1991г.

 

¬—≈–ќ——»…— јя ќЅў≈—“¬≈ЌЌќ-ѕќЋ»“»„≈— јя √ј«≈“ј

 

Ѕартини, человек из будущего...

ѕодборка материалов о выдающемс€ ученом, советском авиаконструкторе, идеи которого намного опередили свое врем€, великом патриоте –оссии, италь€нском аристократе, влюбленном в русский народ и считавшим себ€ русским, - –оберте Ћюдвиговиче Ѕј–“»Ќ»

јлександр Ѕочков.

ƒелатель чуда - –оберт Ѕартини

¬ этом году впервые вышел в свет сборник статей –оберта ќроса (–оберта Ћюдвиговича) ди Ѕартини - выдающегос€ ученого и великого патриота –оссии.    »таль€нский аристократ, влюбленный в русский народ и считавший себ€ русским. ¬еликий авиаконструктор, опередивший свое врем€ и считавший свои конструкторские достижени€ не профессией, а увлечением.

„еловек, всю жизнь старавшийс€ пон€ть устроение мироздани€ и создавший целостную научную картину мира, с течением времени всЄ более раскрывающуюс€ в исследовани€х последователей и учеников.


»з западного мира   земли духовных лилипутов   этот √улливер в 1923 году добровольно пришЄл в страну подобных себе атлантов, держащих на своих плечах готовый обрушитьс€ небосвод. ѕопав в –оссию, италь€нский аристократ зан€лс€ любимым делом   самолетами. „ерез п€ть лет Ѕартини уже имел звание комбрига, что соответствовало чину генерал-майора.

»з 77 лет жизни Ѕартини 51 год прожил в –оссии. »менно –осси€, с ее возвышенной духовной культурой, с ее неизбывной мечтой о справедливости и всеобщем братстве, оказалась наиболее подход€щей средой обитани€ дл€ гениального ученого и инженера.

Ѕартини понимал, какому былинно-эпическому периоду истории русского народа он стал причастен.

¬ те годы руководство страны с полной самоотдачей развивало научно-промышленный потенциал страны, предвид€ неизбежность военной агрессии объединенного западного мира против —оветской –оссии. «а считанные годы надо было восстановить разрушенную послевоенную экономику, подготовить научные и инженерные кадры , осуществить индустриализацию, модернизировать сельское хоз€йство. ¬ других странах процесс этот занимал столети€. —оветской –оссии на все это было отпущено менее двадцати лет. ¬ыбора не было: или совершить почти невозможное, лома€ традиционный уклад жизни великой страны, неимоверно напр€га€ силы, или смиритьс€ с гр€дущей иностранной оккупацией и тотальным геноцидом русского народа. «апад должен был прийти в –оссию не дл€ того, чтобы русский народ осталс€ в истории. “рагична была ситуаци€ внутри страны. ¬ результате ѕервой мировой и гражданской войн разрушена экономика, произошла огромна€ убыль населени€, несколько миллионов детей потер€ли родителей и стали беспризорниками. Ѕольшинство из них было поглощено уголовным миром. ƒл€ стабильности жизни общества перед войной основна€ часть уголовников была изолирована, что легло т€желым бременем на возрождающуюс€ экономику страны и породило миф о "массовых репресси€х". ¬ государственном аппарате, армии и спецслужбах находилось множество внутренних врагов народа   космополитов-троцкистов, делавших все возможное дл€ ослаблени€ государства и его оборонного потенциала. ¬ те годы на одном конце печально известного Ѕутовского полигона русские чекисты-государственники расстреливали троцкистов, о чем знал —талин, а в это же врем€ на другом конце чекисты-космополиты, сохран€вшие свои позиции в Ќ ¬ƒ даже в ходе многочисленных чисток, самочинно без вс€ких указаний сверху расстреливали лучших сыновей нашего ќтечества, о чем —талин мог только догадыватьс€.

ѕравославна€ традици€ утверждает, что Ѕог посылает испытани€ по силам   по силам как отдельного человека, так и народа. √игантские политические и экономические проблемы советской империи дл€ своего разрешени€ требовали титанов воли, мудрости, таланта. “акие титаны по€вились и вошли в предвоенную русскую жизнь и навечно в русскую историю. ќдним из них стал –оберт ќрос ди Ѕартини. ».¬.—талин сразу оценил его творческий потенциал.

”никальные цветы выращивают в оранжере€х. ѕредупрежда€ возможный удар врагов по Ѕартини (вспомним безвременную таинственную смерть в 1940 году ћихаила »льича  ошкина   создател€ танка “-34, лучшего танка ¬торой мировой войны), в 1938 году на 10 лет –оберта ќроса ди Ѕартини определили в монастырь с насельниками из числа лучших инженерных умов –оссии. ƒостаточно сказать, что Ѕартини жил в одной келье с јндреем Ќиколаевичем “уполевым. ћонастырь был надЄжно изолирован от внешнего мира с его соблазнами и опасност€ми под ответственность мастера таких проектов   Ћавренти€ Ѕерии. ћонастырь называлс€ "÷ентральное конструкторское бюро   29 Ќ ¬ƒ". ƒл€ врагов русского народа эта спецопераци€ выгл€дела как арест и осуждение за "св€зь с “ухачевским и шпионаж в пользу ћуссолини".

¬ ÷ Ѕ-29 был установлен монастырский режим   веками отработанна€ практика нест€жани€, воздержани€ и послушани€ обеспечивала максимально возможное раскрытие творческих способностей и талантов, что полностью соответствовало главному творческому вектору личности Ѕартини. ¬ этот период ученый мог бывать в любом уголке нашей огромной страны дл€ ознакомлени€ с возможност€ми интересующих его конструкторских организаций.

ƒоминантой творчества Ѕартини было благо нашего ќтечества, его девизом стала фраза: " расные самолЄты должны летать дальше и быстрее чЄрных". —талинские ассы-соколы не знали этого пожелани€, но прекрасно претвор€ли его на самолетах, создававшихс€ в ÷ Ѕ-29... “ак кажда€ клетка огромного организма советской империи помогала и развивала созидательные потенции других клеток. Ёта кропотлива€ таинственна€ работа всех ради всех, эта общенациональна€ симфони€ нашла выражение в особом русском волшебном слове, в сакральном пароле   ѕќЅ≈ƒј.

«акономерно, что основна€ часть физических и философских исследований Ѕартини была проведена в конце 1930-х и в 1940-х годах.

¬ ходе работы Ѕартини благожелательно делилс€ своими мысл€ми, изобретени€ми, готовыми проектами с другими конструкторами, не ожида€ слов благодарности и наград. ўедро передавал свой опыт. Ѕлаго подчиненные попадались ему восприимчивые. Ќапример, талантливый конструктор —ергей ѕавлович  оролев   √лавный конструктор русской космической одиссеи.

∆изнь духа, жизнь мысли настолько преобладали в Ѕартини, что, работа€, он забывал есть и пить   до полного истощени€ организма. ƒл€ ученого слава, деньги, комфорт не представл€ли никакой ценности   он их просто игнорировал. ‘изик, математик и философ, свободно владевший всеми европейскими €зыками, был прекрасным пианистом, в короткие минуты отдыха занималс€ живописью. Ѕывший офицер јвстро-¬енгерской империи, попавший в плен в ходе брусиловского прорыва и в плену изучивший русский €зык, –оберт ќрос хорошо знал русскую классическую литературу, историю мировой архитектуры, русскую историю.

¬нешность Ѕартини соответствовала его внутреннему миру: лоб мыслител€, выражение лица религиозного аскета, стать древнеримского патрици€.

ћного позже награды найдут геро€: орден Ћенина, орден ќкт€брьской революции, медали, звани€, мемориальные доски в местах, где жил и созидал ученый, а главное, глубокое уважение коллег-ученых и последователей.

ќбратимс€ к авиационным разработкам Ѕартини. ≈го научную и инженерную де€тельность в области авиации надо рассматривать как единое целое. Ќа эту тему известны более 100 публикаций Ѕартини. ќни касаютс€ авиационного материаловедени€ и технологии, теоретической аэрогидродинамики и динамики полета, новым аэродинамическим схемам летательных аппаратов и силовым установкам, эксплуатации и обобщенным критери€м оценки самолетов с позиций аэродинамики и применени€.

¬ качестве небольшой части результатов конструкторской и технологической де€тельности Ѕартини можно привести самолет "—таль-7" , установивший мировой рекорд скорости того времени. ѕоследовавший затем серийный самолет ƒЅ-240 также установил мировой рекорд скорости и дальности полета. “аких самолетов было выпущено более трехсот. “ри из них в ночь на 10 августа 1941 года в разгар немецкого наступлени€ бомбили Ѕерлин.

¬сего на счету Ѕартини было свыше 60 законченных проектов самолетов, все они были оригинальными.

¬ажное место в творчестве Ѕартини занимают внеаэродромна€ авиаци€ и вертикально взлетающие амфибии   самолЄты, способные садитьс€ на любую поверхность: снег, лед, песок пустынь, воду, в том числе штормовые океанские волны. –азрабатыва€ проект дальнего арктического разведчика, Ѕартини поставил на самолет два пропеллера, развернутые носами друг к другу и вращавшиес€ в разные стороны. ѕропеллеры были помещены в кольцевой обтекатель, нижн€€ часть которого образовывалась корпусом самолета и частично центропланом, а верхн€€ самим крылом, которое охватывало силовую установку,   так называемый "винт в кольце". ѕри этом т€га винтов возросла на 30%, а лобовое сопротивление сильно уменьшилось. явление, когда аэродинамическое сопротивление не мешает, а помогает полету, в научной литературе назвали "эффектом Ѕартини".

ѕри работе над проектом межконтинентального самолета Ѕартини предложил создать новый тип сверхзвукового крыла   с переменной стреловидностью, то есть кривой передней кромкой, обеспечивающей минимальное аэродинамическое сопротивление и устойчивость машины на всех режимах полета. Ёта иде€ была использована в конструкции " онкорда" и “у-144. “акое крыло в научной литературе получило название "крыло Ѕартини".

–оберт ќрос большое внимание удел€л изучению и осмыслению возможностей использовани€ в авиации экранного эффекта. ¬ дальнейшем это нашло воплощение в отечественных экранопланах.

»звестный авиаконструктор ќ. .јнтонов назвал Ѕартини "самым выдающимс€ человеком в истории авиации".

–€д замечательных проектов Ѕартини осталс€ нереализованным: монорельсовый поезд на магнитной подушке, десантный экранолет большой грузоподъемности, летающий авианосец, орбитальный космоплан.

јвиаконструктор ћ.ј.√урь€нов: "Ѕартини не был авиаконструктором в общеприн€том смысле. ќн даже простейший узел не мог рассчитать. «ато он был знаком с неверо€тным множеством вещей за пределами специальности. ≈го машины рассчитывали и чертили другие люди. Ѕартини   видел. —€дет, глаза закроет   проходит час, другой... ѕотом берет карандаш и рисует. –исовал он превосходно!"

ѕол€рный летчик ј.ƒ.јлексеев вспоминал: "ќн был из тех, кто ни на миг не тер€лс€ в неожиданно наступивших трудных обсто€тельствах"

Ѕольшинство разработок Ѕартини значительно опережали своЄ врем€. ћногие технологические и конструкторские самолЄтостроительные идеи Ѕартини могут быть воплощены только сейчас, многие   ещЄ ждут своего воплощени€ в будущем.

ќбщетеоретические воззрени€ ученого, по его собственным оценкам, могут быть восприн€ты и осознаны через 200-300 лет. ќб этом Ѕартини написал в своем завещании, предлага€ законсервировать свой архив и начать работать с ним после 2197 года.

јрхив Ѕартини исчез в недрах советских спецслужб. —тала очевидной закономерность в последовательном бесследном исчезновении оставшихс€ рукописей, более того, опубликованных в малотиражных ведомственных издани€х статей ученого. »менно это обусловило острую необходимость выпуска в свет сборника пока еще доступных трудов ученого-провидца и сделать его идеи и научные прозрени€ доступными дл€ широкого круга отечественных ученых и инженеров.

Ќа представлении книги в Ќаучно-мемориальном музее Ќ.≈.∆уковского собрались крупные ученые-физики, математики, философы, конструкторы. ¬ своих выступлени€х каждый из них освещал новую грань наследи€ Ѕартини, про€снившуюс€ в результате их собственных многолетних научных изысканий, размышлений, сопоставлений. ќсознание и освоение творческого наследи€ Ѕартини предполагают энциклопедическую образованность исследовател€, способность мыслить предельно широкими естественно-научными и философскими, а подчас и религиозными категори€ми.

ѕомимо аэродинамических, авиационных, научно-технических задач, Ѕартини на прот€жении всей жизни занималс€ проблемами физики, теории познани€, космологии. ќсобый интерес он про€вл€л к проблеме действительного числа измерений нашего пространства-времени. —огласно развитой Ѕартини теории, мир измер€етс€ трем€ параметрами пространства и одним параметром времени только в воспри€тии обыденного человеческого сознани€. ¬ действительности, как считал ученый, физические €влени€ происход€т в шестимерном континууме: число измерений времени и пространства равны. “акой континуум в научной литературе получил название "мир Ѕартини". ƒостижением ученого в физике стало создание концепции сведени€ массовых (зар€дных) характеристик объектов к геометрическим, пространственно-временным. —уть концепции представл€ет знаменита€ "таблица Ѕартини". “акой подход позвол€ет теоретически вычисл€ть фундаментальные константы с использованием введенных Ѕартини в научный оборот пон€тий квантов пространства и времени. –аботы Ѕартини по теоретической физике были реализованы в контексте оригинальных исследований и размышлений по гносеологии и смежных философских областей.


“аблица Ѕартини

ѕримечательно, что воззрени€ Ѕартини на врем€ как категорию нашего быти€ перекликаютс€ с воззрени€ми древних православных аскетов, в частности преподобного »саака —ири€нина   одного из наиболее проницательных боговдохновенных религиозных мыслителей. Ќа высокой ступени духовного развити€, св€тости, очищенный от страстных помыслов ум начинает прозревать одновременно прошлое, насто€щее и будущее, воспринимать трехмерное врем€. ∆изнь св€тых современников Ѕартини, в том числе св€того преподобного —ерафима ¬ырицкого и протоиере€ Ќикола€ (√урь€нова)   тому пример.  онцепцию многомерного времени успешно развивают р€д современных физиков-теоретиков.

„ерты характера и образ жизни Ѕартини соответствуют религиозным представлени€м о высокой степени духовного и интеллектуального развити€ личности, что, по-видимому, и сделало возможным описываемые уникальные научно-технические озарени€. Ѕартини мыслил стратегически, концептуально, сущностно вы€вл€€ главное и определ€ющее.

Ѕартини всегда говорил, что он русский.  ак же должен быть велик и прекрасен народ, способный прит€гивать в орбиту своей судьбы таких добровольных соработников, как Ѕартини, насто€щий Ћеонардо да ¬инчи ’’ века.

«ачарованный загадкой площадью в одну шестую часть земной суши, –оберт ќрос ди Ѕартини, подобно древним волхвам, пошЄл за русской путеводной звездой и ни разу не свернул с этого трудного, но прекрасного пути.

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=1999&Itemid=39 

***

ќ таблице Ѕартини:

ќсновыва€сь на теории множеств, –. ди Ѕартини показал возможность существовани€ У(3+3)-мерного комплексного образовани€, состо€щего из произведени€ трехмерной пространствоподобной и ортогональной к ней трехмерной врем€подобной прот€женностиФ.  лючевыми дл€ его теории €вл€ютс€ следующие три фразы:

У”равнени€ физики принимают простой вид, если в качестве системы измерений прин€ть кинематическую систему LT, единицами которой €вл€ютс€ два аспекта радиуса инверсии областей пространства Rn: l Ц элемент пространствоподобной прот€женности подпространства L и t Ц элемент врем€подобной прот€женности подпространства T. У
УЁлементарный (3+3)-мерный образ ј можно рассматривать как волну и как вращающийс€ осцилл€тор, попеременно €вл€ющийс€ стоком и источником... У
УЁлементарный осцилл€тор €вл€етс€ зар€дом, создающим вокруг себ€ и внутри себ€ поле...У

¬рем€ в системе –. ди Ѕартини перестает быть скал€рной величиной, оно не одинаково в УпродольномУ и УпоперечномУ направлени€х.

Ќа основании трех приведенных предположений –. ди Ѕартини построил таблицу физических величин в ортогональной сетке координат LT.

“ворческое содружество –. ди Ѕартини и ѕ.  узнецова (1974, 1978) привело их к такому методологическому вопросу: УЕпревратитс€ ли современна€ математическа€ физика в одну из разновидностей геометрии или развитие науки приведет к пониманию физики, как множества разных физик?У » авторы приход€т к выводу УЕфизика завтрашнего дн€ будет вынуждена в большей мере считатьс€ с методологическими принципами потенциального единства физического знани€, симметрией процессов природы, самодвижени€ и ее уровневого строени€, которое раскрываетс€ через исторически ограниченную общественную практикуУ.

http://www.thg.ru/forum/showthread.php?s=24b1990ec2531fe51603497679b6b8d2&p=1541913 

»з ¬икипедии:

“ак же как ƒ. ». ћенделеев открыл периодическую таблицу элементов в химии, Ѕартини открыл периодическую таблицу законов в физике.  огда он обнаружил, что известные фундаментальные законы сохранени€ располагаютс€ по диагонали в этой матрице, он предсказал и затем открыл новый закон сохранени€ Ч закон сохранени€ мобильности.[неизвестный термин][18][19] ¬ 2005 году, примерно через 50 лет после опубликовани€ на русском, благодар€ усили€м доктора ƒ. –абунского, вышел английский перевод одной из статей Ѕартини[значимость факта?][20]. ќдну из новых предлагаемых его сторонниками единиц физики было предложено назвать "Ѕарт" в честь Ѕартини.[значимость факта?][21][неавторитетный источник?]

http://ru.wikipedia.org/

***

–оберт Ћюдовигович Ѕартини (Roberto Oros di Bartini)  родилс€ 14 ма€ 1897 года в австро-венгерском городе ‘иуме (ныне город –иека, ’орвати€).

≈го им€ и фамили€ мало о чем говор€т широкому кругу читателей и даже многочисленным авиационным специалистам. ј между тем о жизни этого выдающегос€ авиаконструктора можно написать большой приключенческий роман.

Ѕарон, сын министра иностранных дел »талии Ћодовико ди Ѕартини, владеющий несколькими европейскими €зыками, окончивший ћиланский политехнический институт и летную школу в –име, –оберт под вли€нием бродивших в то врем€ идей о мировой революции, стал коммунистом в 1921 году, выполн€л рискованные поручени€ италь€нской компартии, предотвратил уничтожение боевиками —авинкова советской делегации, приехавшей на √енуэзскую конференцию под руководством „ичерина.

ј до этого он был участником ѕервой мировой войны, в 1916 году окончил офицерскую школу. Ќа фронте был вз€т в плен казаками генерала ј.ј. Ѕрусилова.

«атем, чудом избежав ареста секретной службы »талии, в 1923 году уехал в —оветский —оюз, где решил "положить все силы на то, чтобы красные самолеты летали быстрее черных". ќпытный инженер и летчик, Ѕартини начал работать в авиации, сделал быструю карьеру в  расной јрмии, получил звание комбрига и до 1929 года исполн€л об€занности главного инженера ¬¬— ¬ћ‘.

ѕосле перелета туполевской машины јЌ“-4 "—трана —оветов" в —Ўј, в котором –оберт Ћюдовикович руководил организацией морской части маршрута, он был направлен в ÷ентральное конструкторское бюро, в котором создавались все типы самолетов.

Ќо уже год спуст€, из-за не дошедшего до адресата письма ». —талину о бесперспективности грандиозного, но неэффективного ÷ Ѕ, Ѕартини был выгнан оттуда. ќднако видные советские военачальники ћ. “ухачевский и командующий ¬¬— я. јлкснис, хорошо знавшие конструктора по предыдущей его де€тельности, не оставили –оберта Ћюдовиковича в беде, назначив опального комбрига начальником ќ Ѕ в Ќ»» √¬‘. “ам он создал уникальный дл€ того времени самолет "—таль-6", скорость которого превышала скорости всех существовавших тогда истребителей почти на 100 километров. «атем последовал самолет ƒј–-5, имевший дальность 5000 километров и рекордную дл€ такого типа машин скорость 450 км/ч.

¬ тот же период Ѕартини разрабатывает проекты околозвукового и сверхзвукового (!) истребителей, вызвавших лишь недоумение и раздражение советских чиновников от авиации, считавших их "умничанием" конструктора. ѕоэтому неудивительно, что когда пришло врем€ массовых репрессий, –оберта Ћюдовиковича обвинили в шпионаже в пользу ћуссолини, против которого он всегда боролс€, и посадили в тюрьму. “олько благодар€ тому, что его самолет ƒј–-5 установил рекорд скорости, Ѕартини не расстрел€ли, а водворили в "шарагу" (тюремное конструкторское бюро ќ√ѕ”), где он подобно многим советским конструкторам, таким как ј, “уполев. ѕ. —ухой, ¬. ћ€сищев, —.  оролев, стал работать над проектами "красных самолетов". » весьма успешно. ≈го бомбардировщик ƒЅ-240 под маркой ≈–-2 воевал во врем€ войны, бомб€ дальние вражеские тылы.

“огда же Ѕартини проектирует реактивные истребители-перехватчики такие, как –-114, сверхзвуковой самолет со стреловидным крылом и с 4 ∆–ƒ ¬алентина √лушко. Ќо проект был отклонен советскими бюрократами €кобы по причине малоизученности стреловидных крыльев.

¬ послевоенные годы конструктор под вооруженной охраной работал в “аганроге. «десь он создал многоцелевой грузопассажирский самолет “-117 " ит", первую в мире машину с герметизированными кабиной экипажа и грузовым салоном, предназначавшуюс€ дл€ доставки крупногабаритных грузов. ¬ нем можно было перевозить грузовики и даже танки. —амолет брал на борт 80 десантников или 6 автомобилей. ќднако из-за отсутстви€ двигателей јЎ-73 ¬. Ўвецова уже почти построенный транспортник был пущен на слом. Ќо идеи и многие конструктивные находки Ѕартини не пропали. Ќа основе “-117 в ќ Ѕ ќ. јнтонова создали наш первый турбовинтовой самолет јн-8.

«атем –оберт Ћюдовикович разрабатывает т€желый дальний сверхзвуковой летательный аппарат с треугольным крылом переменной стреловидности и аэродинамической круткой, с двигател€ми, размещенными между двух килей и многими другими конструктивными открыти€ми, которые до сих пор примен€ютс€ в сверхзвуковой авиации.  рыло же, разработанное конструктором, теперь часто называют крылом Ѕартини. ќн создал его за дес€ть лет до того, как по€вились " онкорды" и наши “у-144, на которых использовались точно такие же крыль€.

¬ последние годы жизни –оберт Ћюдовикович, одержимый идеей глобального транспорта дл€ планеты «емл€, спроектировал всепогодный экраноплан-амфибию вертикального взлета и посадки ¬¬ј-14.

¬от что говорил об этой проблеме сам конструктор: - —амолет хорошо летает, но плохо садитс€. ¬ертолет легко поднимаетс€ и садитс€, но медленно летает. ¬ыход из этих противоречий - в такой конструкции корпуса летательного аппарата, при которой достигаетс€ единство противоположностей, таких функций, как функци€ крыла, фюзел€жа и оперени€. я полагаю, что со временем под корпусом аппарата начнут использовать аэродинамический экран. ќбразующа€с€ при этом воздушна€ подушка сделает летательный аппарат будущего - экраноплан - всеаэродромным или, если угодно, безаэродромным: он сможет садитьс€ и взлетать повсюду.

  тому же при выполнении взлета и посадки, - развивал свою идею Ѕартини, -требовани€ гидродинамики к летательному аппарату вообще отпадают. Ќичто не мешает совершенствованию аэродинамических форм, а волны дл€ такого экранолета - почти то же самое, что дл€ брошенного в них м€чика.  ак они его не мотают, м€ч остаетс€ целым.

ƒл€ осуществлени€ своего замысла Ѕартини выбирает ќ Ѕ, расположенное в г. “аганроге, где делали в свое врем€ под руководством √. Ѕериева гидросамолеты Ѕе-6, Ѕе-8, Ѕе-12. ¬ конце 60-х - начале 70-х годов это конструкторское бюро попало в полосу вынужденного засто€ по вине тогдашнего руководства, считавшего строительство амфибии бесперспективным и никому не нужным делом, ¬ыбор этого ќ Ѕ объ€сн€лс€ еще и тем, что оно было единственной в стране организацией, котора€ занималась постройкой, испытани€ми и исследовани€ми гидросамолетов, имевшей хорошую производственную базу и даже свой гидропорт.

Ќемаловажным обсто€тельством стало и то, что коструктор когда-то работал здесь, знал многих инженеров, представл€л технические возможности “аганрогского авиационного завода им. ƒмитриева, где планировались работы над макетом и строительство вертикально взлетающей амфибии.

ѕо воспоминани€м Ћеонида ‘ортинова, кадрового работника ќ Ѕ, ¬¬ј-14 представл€ла собой аппарат необычной схемы: с большим центропланом - "летающим крылом", вдоль боков которого в специальных отсеках размещались надувные поплавки-шасси 14-метровой длины, диаметром 2,5 метра и объемом по 50 м3 каждый. ќни предназначались дл€ взлета и посадки на любую поверхность: воду, снег, лед, болото и песок. Ёти поплавки также обеспечивали плавучесть самолета. ¬ наполненном состо€нии они выпускались наружу, а в убранном после взлета автоматически укладывались в бортовые отсеки центроплана. ¬ таком виде ¬¬ј-14 ничем не отличалась от сухопутного самолета.

‘юзел€ж амфибии находилс€ по оси машины снизу спереди, а сверху в задней части центроплана на пилонах устанавпивались два маршевых двигател€ ƒ-«ќЌ конструкции ѕ. —оловьева. ¬¬ј-14 предполагалось оснастить 12 турбовентил€торными подъемными силовыми установками –ƒ-36-35ѕ– конструктора ѕ.  олесова, размещенными также в толще центроплана.

јмфиби€ имела трапециевидное крыло, разнесенное вертикальное и горизонтальное оперение. ”правление самолетом обеспечивалось аэродинамическими и струйными рул€ми. Ёкипаж, состо€щий из трех человек, размещалс€ в отдел€емой на случай аварии кабине.

Ѕартини решил заставить взлетать свой самолет в два этапа: сначала мощные подъемные двигатели выт€нут аппарат из воды: а уже затем маршевые сообщат ему необходимую скорость.

—оздание амфибии сопровождалось исключительно тщательной стендовой отработкой, особенно на сконструированном специально дл€ ¬¬ј-14 пилотажном стенде, решившем многие вопросы пилотировани€ этого уникального летательного аппарата.

—коро самолет был готов, но подъемные двигатели, как обычно, не успели сделать. “огда решили просто проверить летучесть машины, “ак как на ней не проводились испытани€ поплавков на касательные нагрузки, то взлетать на них с разбегом, как и садитьс€, не представл€лось возможным. ѕоэтому поплавки заменили на велосипедные колесные шасси, ѕервый полет с сухопутного аэродрома ¬¬ј-14 совершила 14 сент€бр€ 1972 года. ѕодн€ли ее в воздух летчик-испытатель авиазавода ё.  упри€нов и штурман Ћ.  узнецов. Ѕыл также совершен замкнутый полет по трассе прот€женностью 200 км. ѕо отзыву летчика-испытател€, машина вела себ€ нормально.

¬ дальнейшем ¬¬ј-14 модифицировалась под самолет  ¬ѕ с применением эффекта газодинамического поддува, дл€ чего на нем устанавливались на носовой части фюзел€жа поддувные двигатели с устройством дл€ отклонени€ газовых струй двигателей под центроплан. —амолет в этой модификации под наименованием 14ћ1ѕ прошел испытани€ на акватории јзовского мор€, где были подтверждены характеристики газодинамического поддува дл€ использовани€ взлета гидросамолетов с взволнованной поверхности.

Ёкспериментальные исследовани€ и полеты показали высокую эффективность использовани€ поддува на режимах взлета и посадки, повышение мореходности при взлете. Ѕыла решена проблема защиты от брызг морской воды. ќднако в процессе испытаний вы€вились и негативные стороны использовани€ поддува под центроплан на посадочных режимах: он приводил к по€влению большой разгонной составл€ющей и увеличивал посадочную дистанцию, котора€ в несколько раз превышала взлетную. ѕоэтому дл€ повышени€ мореходности решили использовать частичный поддув, уменьшающий вес самолета на 50-60%, атакже экранный режим на взлете и посадке.

ќднако судьба ¬¬ј-14, как судьба многих самолетов –. Ѕартини, оказалась печальной. ѕосле первых полетов работы по доводке амфибии зат€нулись и постепенно сошли на нет в св€зи с кончиной –оберта Ћюдовиговича...

 

 


ý  онструктор "красных самолетов" –оберт Ѕартини умер стремительно, как и жил:
встал из-за письменного стола, сделал несколько шагов и упал бездыханным.
Ёто случилось
6 декабр€ 1974 года.


г. ћосква, ¬веденское кладбище. ћогила –.Ћ. Ѕартини (июль 2008 года) (увеличить)

”величить

–оберт Ћюдовигович был похоронен на ¬веденском кладбище, в ћоскве.
 

 

 

„то остаетс€ после великих людей? Ќереализованные проекты, идеи, порой настолько смелые и опережающие врем€, что даже после смерти их создател€ о них говор€т, как о фантастических. Ќедаром –оберт Ѕартини, понима€ высокий уровень своих исследований, намного превышающий современные знани€, завещал опубликовать свои труды только после 2197 года, в канун своего 300-лети€.

–оберт Ѕартини был награждЄн орденом Ћенина, ќкт€брьской –еволюции, медал€ми.
14 ма€ 1997, в день 100-лети€ со дн€ рождени€, в фойе ќ Ѕ “јЌ“  им. Ѕериева по€вилась мемориальна€ доска –.Ћ. Ѕартини.

—.ѕ.  оролЄв однажды сказал в беседе со скульптором јндреем ‘айдыш- рандиевским:
Ђћы все об€заны Ѕартини очень и очень многим, без Ѕартини не было бы спутника. ≈го образ вы должны запечатлеть в первую очередьї.

http://space-memorial.narod.ru/desingers/bartini.htm

***

ѕроекты Ѕартини и использование его идей в авиастроении:
 



http://shot.photo.qip.ru/301ozLj.jpg

http://s41.radikal.ru/i091/1201/f6/91827f09f420.jpg

http://s018.radikal.ru/i508/1201/3f/b4520db8ca51.jpg 

http://i060.radikal.ru/1201/83/6e49d1004cdd.jpg

http://s018.radikal.ru/i509/1201/63/8fe81bce1e1e.jpg

http://s018.radikal.ru/i519/1201/fc/6f9e05af1657.jpg

http://i026.radikal.ru/1112/75/e143611d5318.jpg
http://s017.radikal.ru/i405/1201/66/91873ef931b5.jpg


http://s018.radikal.ru/i514/1201/ed/aba95c16ae96.jpg

http://s018.radikal.ru/i512/1201/ef/09af85765930.jpg

forum.watch.ru/showthread.php?p=1081171 

Ўестимерна€ ¬селенна€ Ѕартини:
три вектора пространства и три вектора          времени

http://kaa-07.narod.ru/CHISLO/SohtSmysla.htm

**

—амолеты Ѕартини
 

Ѕартини ¬¬ј-14 - –осси€ - 1972

—амолет "1ћ" в первом полете. 4 сент€бр€ 1972г.

Ѕартини ¬¬ј-14 - –осси€ - 1972

ќтработка пневматического взлетно-посадочного устройства. “аганрог, 1974г.

Ѕартини ¬¬ј-14 - –осси€ - 1972

 

Ѕартини ¬¬ј-14 - –осси€ - 1972

ѕолет с выпущенным ѕ¬ѕ”

Ѕартини ¬¬ј-14 - –осси€ - 1972

ѕолет с убранным ѕ¬ѕ”

Ѕартини ¬¬ј-14 - –осси€ - 1972

—реди проектов Ѕартини, которыми он занималс€ в последние годы, был и т€желый транспортный экранолет “-500

Ѕартини ј-57 - –осси€ - 1957

ѕроект стратегического бомбардировщика Ѕартини. 1955г.

http://crimso.msk.ru/Site/Arts/Art4447.htm

***

Ќ≈Ѕќ Ѕј–“»Ќ»

амолет Ѕартини ¬¬ј-14 € нашел на дальней сто€нке музе€ ¬¬— в ћонино. Ќа огромной территории музе€ ни души. Ќа заснеженном поле выстроились многочисленные —” и “”, напротив них самолеты времен ¬торой мировой войны, дальше гиганты ћ€сищева и ћил€ и ударный разведчик “-4, способный в одиночку уничтожить страну средних размеров... я шел мимо них и искал глазами странный силуэт, знакомый мне по фотографи€м, чертежам и короткой, в пару минут, киносъемке начала семидес€тых.

ћашина Ѕартини сто€ла на задах музе€, за гигантским јн-22. я всегда считал ¬¬ј-14 крупной машиной, но р€дом с "јнтеем" он казалс€ ребенком. ћежду мной и самолетом была сотн€ метров девственной снежной целины. я огл€нулс€: никого. “огда € перешагнул через ленточку, огораживающую экспонаты, и, провалива€сь по колено, побрел к самолету.


–азгромлен и почти уничтожен

амолет Ѕартини, знаменитый ¬¬ј-14, настороженно смотрел на мен€ стеклами своей чуть опущенной вниз кабины. ѕодобравшись под фюзел€ж, € увидел сквозь выбитые стекла приборную доску, кресло летчика, торчащие из обшивки кабели. –азобранные крыль€ лежали р€дом в штабел€х, как доски. —амолет без крыльев, с черными дырами в фюзел€же, с оторванной частью килевого оперени€, выгл€дел жалко, как инвалид или жертва грабежа.

ѕеред другими самолетами сто€ли таблички с фамили€ми конструктора и летчика-испытател€, с краткими техническими характеристиками, а перед ¬¬ј-14 таблички не было. ¬ глазах любого человека, не знакомого с судьбой самолета и его конструктора, это был никому не нужный, ничем не интересный, безым€нный авиационный хлам. —транный самолет с высоко подн€тым между двух огромных поплавков фюзел€жем повтор€л судьбу своего конструктора, барона –оберто ќроса ди Ѕартини, которого в ———– звали –обертом Ћюдовиговичем и которому ни при жизни, ни после смерти не досталось ни громкой славы, ни многочисленных орденов и премий.


“аких ранений не получишь и в бою

Ѕартини был вечный жид советского авиапрома. ќн дес€тилети€ми моталс€ по стране Ч —евастополь, Ќовосибирск, ќмск, ѕодлипки, “аганрог, Ћюберцы Ч и нигде не оставалс€ надолго. ƒругие обзаводились собственными  Ѕ, пробивали запуск своих самолетов в серию и превращались в классиков жанра, и только Ѕартини как был так и оставалс€ конструктором без самолетов, пошедших в серию. — 1935 по 1972, когда взлетел ¬¬ј-14, он ни разу не видел свой самолет в воздухе. «а эти годы он спроектировал дес€тки машин, но все его проекты отвергались, закрывались, оказывались ненужными.

Ѕартини, италь€нский коммунист, приехавший в ———– с мыслью о том, что "красные самолеты должны летать лучше черных", был странным чужаком в нашем авиационном мире. ќн был слишком независим, слишком самосто€телен, слишком ценил свою свободу и был слишком вежлив и корректен среди грубых сталинских администраторов и шальных хрущевских волюнтаристов. Ѕартини со всеми, от министра до чертежника, говорил вежливо. ќн не умел интриговать и пробивать свои идеи. Ћюди запомнили его в коридорах министерства, но почему-то никто не запомнил, чтобы он из этих коридоров попадал в начальственные кабинеты.

 ак минимум дважды ему предлагали место заместител€ большого человека, один раз яковлева, другой “уполева. ќн отказывалс€. ќн органически не мог быть чьим-то замом и исполнителем чужих решений. ≈динственное, чего он хотел, так это чтобы ему не мешали думать. “ак он и оставалс€ главным конструктором без конструкторского бюро, авиастроителем без построенных самолетов, брод€чим гением в жестком мире хорошо отлаженных производственных структур.

»таль€нец Ѕартини, во всех анкетах в графе "национальность" писавший "русский", чуть ли не всю жизнь носил один потертый костюм. ” барона был один галстук. ќн ходил в парусиновых туфл€х. ќн не был способен жить с собственной женой, потому что даже она не выдерживала его образа жизни. Ћюди, приходившие к Ѕартини в его двухкомнатную квартиру на  утузовском проспекте, были потр€сены горами бумаг, книг, чертежей, высившимис€ на полу. Ќо Ѕартини прот€гивал руку и безошибочно вынимал из хаоса то, что ему нужно.

¬ квартире Ѕартини всегда были плотно задернуты шторы. ќн умел читать без света, в темноте. ќн раскрашивал стены в разные цвета и одно врем€ жил в красной комнате (а в другое Ч в бирюзовой). —ид€ за письменным столом, в свете лампы под зеленым колпаком, который он сам вырезал и склеил, он рисовал и рассчитывал свои удивительные самолеты, которые в строгом и суровом мире советской авиации были похожи на €рких экзотических птиц с других планет.

»ногда, когда читаешь про Ѕартини, кажетс€, что противоположных мнений столько, что они его просто аннигилируют. ≈сть отзывы, что он был блест€щим математиком, а есть другие, что он не мог рассчитать простейшего узла. ≈сть убеждение, что он был италь€нским коммунистом, но есть информаци€, что в архивах » ѕ его за€влени€ о приеме в партию нет. ќбщепризнанно, что он был сыном барона Ѕартини, но некоторые полагают, что рода баронов Ѕартини не существовало в природе.

Ѕартини, в 1938 году получивший дес€ть лет лагерей за шпионаж в пользу ћуссолини, однажды был срочно умыт, одет и доставлен в кабинет к Ѕерии, который предложил ему спроектировать истребитель-перехватчик. Ёто был отличный шанс выйти на свободу, “уполев в такой ситуации создал “”-2 и освободилс€. Ќо Ѕартини осталс€ верен себе: в 1942 году, когда самолеты летали со скоростью 500 километров в час, он начал проектировать самолет –-114, который должен был летать в п€ть раз быстрее. „ерез год проект закрыли, а Ѕартини оставили в заключении. ¬ышли на свободу все, с кем он сидел, и только он отсидел за свои фантазии полную дес€тку.

Ѕартини не умел быть обычным и банальным, этой способности ему просто не было дано. √олова у него была устроена так, что он все врем€ пыталс€ выйти за границы общеприн€того. ѕосле войны он спроектировал “-117, первый транспортный самолет, позвол€вший перевозить танки. Ёто был самолет-предтеча всей будущей т€желой авиации. ќднако почти полностью построенный самолет пошел на слом, потому что —талин не дал дл€ него двигателей. „то ж, на это конструктор ответил проектом самолета на €дерной установке, который кажетс€ фантастическим и сегодн€. ќднако Ѕартини не был дешевым фантастом (дешевого фантаста советский авиапром бы не потерпел): все его проекты проходили экспертизу и признавались хоть и удивительными, но вполне реальными. ќни были безукоризненны с точки зрени€ науки и техники, но неосуществимыми с точки зрени€ баланса интересов и очередности государственных задач.


¬¬ј-14 в ћонино

ѕроект самолета-амфибии ¬¬ј-14 Ѕартини начал, когда ему уже было почти семьдес€т лет. ¬¬ј расшифровываетс€ как ¬ертикально ¬злетающа€ јмфиби€, а 14 означает количество двигателей: 2 маршевых и 12 дл€ взлета и посадки. »де€ вертикально взлетающей амфибии сама по себе необычна, но дело в том, что этот самолет должен был стать первой ласточкой нового мира, в который верил конструктор-утопист Ѕартини.

“ранспорт будущего, считал Ѕартини, не должен ютитс€ на п€тачке аэродромов и дорог, а должен использовать всю поверхность земли, включа€ океаны, льды и пустыни. ќн говорил об авианосцах на воздушной подушке, идущих со скоростью 600 километров в час, так что самолетам не нужно сбрасывать скорость при посадке. „то касаетс€ ¬¬ј-14, то он должен был садитьс€ и взлетать с любой воды, с любого льда, из любой —ахары или тундры. Ётот самолет был бы хорош и сегодн€ в любом голливудском блокбастере, но дело в том, что Ѕартини создал его почти сорок лет назад. » он летал.

≈сть воспоминани€ заместител€ Ѕартини, описывающие, как он наблюдал испытательный полет ¬¬ј-14 в ∆уковском. ќн сидел на стуле и молча смотрел, как самолет разбегаетс€ и взлетает (двигателей дл€ вертикального взлета Ѕартини к моменту испытаний так и не удалось получить от промышленности). Ћицо у него в этот момент было мрачным и усталым. ≈му было 75 лет, и он предчувствовал, что этот его проект вскоре тоже будет закрыт.


 абина, вид снизу

насто€щим Ѕартини не ужилс€, хот€ никто никогда не слышал от него ни слова недовольства. Ќо поскольку из шестидес€ти его проектов было осуществлено только п€ть, он вольно-невольно должен был думать о том, что такое будущее, ради которого он работает. ≈го работу со скромным названием "Ќекоторые соотношени€ между физическими константами", опубликованную в 1965 году в "ƒокладах јкадемии наук", читатель без серьезной математической подготовки прочесть не сможет; € же, не име€ такой подготовки, наслаждаюсь в этой работе первой фразой, котора€ так и дышит властным безумием математика: "–ассмотрим некоторый тотальный и, следовательно, уникальный экземпл€р A". „то же за экземпл€р имеет атрибуты тотального и уникального и чем именно на старости лет решил зан€тьс€ барон, коммунист, философ и авиационный конструктор?

Ёто наша ¬селенна€. ” ¬селенной, считал Ѕартини, шесть измерений, три у времени и три у пространства. ќни взаимосв€заны. »змен€€ пространство, возможно изменить врем€, и наоборот. ѕрошлое не исчезает, как не исчезает дорога, по которой мы прошли, оно просто лежит за поворотом. Ѕудущее, в таком случае, это тоже насто€щее, только чуть-чуть сдвинутое относительно точки, в которой находитс€ наблюдатель. ¬се это он доказывал математически на четырех скромных страничках. » возможно, вот сейчас, когда мы тут бултыхаемс€ в жиже насто€щего, там, в будущем, расположенном в шестимерной ¬селенной Ѕартини, в голубые идеальные небеса с ревом поднимаютс€ все его п€тьдес€т п€ть нереализованных самолетов.

јлексей ѕоликовский
фото автора


Ѕартини. –от ‘ронт!

Ќа этом фото Ѕартини делает жест своей молодости - подн€тый сжатый кулак означает: "–от ‘ронт!"

http://wings.moy.su/publ/1-1-0-4 

**

 нига —. и ќ. Ѕузиновских Ђ–ќї (о загадочной судьбе –. Ћ. Ѕартини).

ѕроцитируем начало книги:

Ёта книга - о загадочной судьбе –оберта Ѕартини - ученого, конструктора, философа. ќ вмешательстве извне в дела человечества. » о смысле такого вмешательства. –оберт Ћюдвигович Ѕартини. ѕосетил эту «емлю с 1897 по 1974 год.

«натокам техники известен факт: еще до войны в ———– был испытан так называемый "Ќевидимый самолет" - летательный аппарат, буквально раствор€вшийс€ в воздухе. ѕр€мо на старте. Ќо документов нет, очевидцы не найдены, несколько упоминаний в технической литературе скупы и неправдоподобны. Ёта книга - отчет о расследовании. ј также перва€ попытка документально установить факт прогрессорства - вмешательства извне в дела земной цивилизации. ƒес€тилетний поиск привел к ошеломл€ющим результатам: ученый, создавший таинственный аппарат, по€вилс€ в нашей стране словно ниоткуда. ќн принес в –оссию новую модель ¬селенной - самую "безумную" за последние четыреста лет! - и оказалс€ вовлечен во все наиболее значительные событи€ уход€щего века. » что совсем неверо€тно - этот загадочный человек стал прототипом многих литературных героев: булгаковского ¬оланда, ƒруда из гриновского "Ѕлистающего мира", ћаленького принца Ёкзюпери, ефремовского ƒара ¬етра. » даже - ќстапа —улеймана ћарии Ѕерты Ѕендер-бе€!..  нига не предназначена дл€ широкого круга читателей.

(„итатель может сразу усомнитьс€: Ѕартини и такие разные писатели Ц где же они пересекались?.. Ќе спешите с выводами: дом отдыха писателей в  октебеле (ѕланерское) соседствовал с базой авиастроителейЕ ј творческие люди найдут и место дл€ встречи, и врем€Е “ак Ѕартини во многом определил судьбу своих учеников Ч ћ. Ѕулгакова, ¬. Ќабокова, ј. √рина, ј. “олстого, ј. ѕлатонова, ≈. Ўварца, Ћ. Ћагина, ј. ¬олкова, Ћ. Ћеонова, ». ≈фремова,  ј. де —ент‑Ёкзюпери и других писателей. Ц ѕримечание ј.–.)

“екст книги Ц вот здесь:

http://royallib.ru/read/buzinovskiy_sergey/ro_o_zagadochnoy_sudbe_roberta_bartini.html#0 

***

Ѕартини в Ќовосибирске

 14 ма€ 2012

»сполн€етс€ 115 лет со дн€ рождени€ легендарного авиаконструктора –оберта Ѕартини

–оберт Ѕартини - легенда советской авиации, человек, которого —ергей  оролев называл своим учителем. »таль€нец по происхождению, он уже в зрелом возрасте с гордостью называл себ€ русским. Ќесколько лет непростой жизни конструктора св€заны с Ќовосибирском.

—м. ¬»ƒ≈ќ (новосибирские коллеги о Ѕартини):

http://www.nsktv.ru/vesti_nsk/2012/05/14/9752.html 

Ёто редкие кадры чествовани€ и публичного признани€ заслуг авиаконструктора –оберта Ѕартини. «а несколько лет до его смерти. Ћучи славы при жизни редко баловали этого человека.

ќдно из немногих свидетельств преклонени€ коллег перед его гением - вот этот портрет в —ибЌ»ј. ¬ Ќовосибирск Ѕартини приехал работать с клеймом врага народа - сразу после освобождени€ из московской "шарашки". ѕроект сверхзвукового бомбардировщика - это его новосибирское детище.

¬алерий «айцев, заместитель начальника отдела аэродинамики —ибЌ»ј им. „аплыгина: "Ёто все вылилось в использование наработок на самолете “”-144 - нашем сверхзвуковом самолете, именно Ѕартини позволил сделать колоссальный задел в направлении аэродинамики этого сверхзвукового самолета. ¬се эти наработки были использованы ќ Ѕ “уполева".

Ѕартини - автор идеи интегральной компоновки самолета, почти без фюзел€жа. ≈е применили при создании истребител€ —”-27 - сегодн€ ему нет равных в мире в своем классе. Ѕольшинство революционных изобретений конструктора так и остались на бумаге.

Ёто макет самолета, придуманного Ѕартини. ќн хранитс€ в —ибЌ»ј с 69-го года. ¬ертикально взлетающа€ амфиби€. ќдна из многих идей гениального конструктора, котора€ так и не была воплощена в жизнь.

ёрий –огозин, начальник сектора отдела аэродинамики —ибЌ»ј им. „аплыгина: "ћногое не было доведено до железа, но идеи его использовались. “е же экранопланы, если они когда-нибудь будут построены, то схемы Ѕартини будут использоватьс€. ѕотому что те конструктора, которые сейчас занимаютс€ экранопланами, они к этой схеме склон€ютс€".

ќ своем учителе - –оберте Ѕартини - —танислав  ашафутдинов говорит - человек из далекого будущего, который был вынужден творить в услови€х технологий прошлого, но никогда на них не огл€дывалс€.

—танислав  ашафутдинов, авиаконструктор, ученик –.Ѕартини: "ќн не ждал, пока кто-то скажет - давай будем делать то или это. ќн сам определ€л, что нужно делать и определ€л правильно. ќн все врем€ предвидел актуальные задачи авиастроени€ и ими занималс€".

—оздатель 60 законченных проектов самолетов - Ѕартини - дл€ коллег и потомков так и остаетс€ большой загадкой. јвтор теории шестимерного мира, где у времени есть скорость, рассчитывал в конце 22 века все же быть пон€тым.

http://www.nsktv.ru/vesti_nsk/2012/05/14/9752.html

Ѕартини –оберт Ћюдвигович (–оберт ќрос ди Ѕартини, 1897-1974) работал в Ќовосибирске с 1952 по 1957 год в качестве научного сотрудника —ибирского научно-исследовательского института авиации (—ибЌ»ј). «десь им впервые в мире разработана концепци€ дальнего сверхзвукового самолета, признаки которого содержат все современные самолеты данного класса. Ѕартини предложил дл€ сверхзвукового самолета треугольное крыло с передней кромкой, искривленной по найденному им закону, тем самым предвосхитил конструкцию крыла " онкорда" и “”-144. ¬ 1957 году был отозван в ћоскву. ѕродолжа€ сотрудничество с —ибЌ»ј, создал самолет-амфибию с вертикальным взлетом. —амолет был доведен до опытного образца. »звестный российский авиаконструктор —.¬. »льюшин так сказал о –. Ѕартини: "≈го идеи будут служить авиации всего мира еще дес€тки лет, если не больше".

09.12.2004  Ђ расный баронї

ѕотемневша€ от времени мемориальна€ доска на доме N 75 по проспекту ƒзержинского указывает: здесь с 1952-го по 1956 год жил выдающийс€ советский авиаконструктор –оберт Ћюдвигович Ѕартини. Ёто им€ знакомо всем, интересующимс€ историей отечественной авиации Ч создатель дес€тка экспериментальных самолетов, конструктор-новатор, намного опередивший свое врем€.

≈го первый самолет Ђ—таль-6ї показал рекордную дл€ начала 30-х годов скорость Ч 420 км в час, в то врем€ как советские истребители еще только-только оторвались от скоростной отметки в 300 км. ≈динственно возможным способом увеличени€ скорости тогда считалось наращивание мощности двигател€, Ѕартини решил задачу за счет совершенствовани€ аэродинамических характеристик самолета, идеи, потом активно развивавшейс€ другими конструкторами. ≈динственным же самолетом Ѕартини, вошедшим в серийное производство, осталс€ дальний бомбардировщик ƒЅ-240, более известный как ≈р-2 Ч в честь заместител€ Ѕартини ≈рмолаева. –оберт Ћюдвигович работал над ним уже в заключении, репрессированный в 1937 году за Ђшпионаж в пользу фашистской »талииї. ќт звонка до звонка отбыв Ђсталинскую дес€тилеткуї, Ѕартини затем занималс€ созданием дальних сверхзвуковых самолетов, самолетов-амфибий, которые считал лучшими дл€ межконтинентального транспорта, разрабатывал идею фантастического и сегодн€ экраноплана. “рудилс€ до последнего своего дн€ Ч 6 декабр€ 1974 года.

ѕрошло уже 30 лет, но единственной книгой, приоткрывшей жизнь Ѕартини, остаетс€ тоненька€ брошюрка »гор€ „утко Ђ расные самолетыї. Ќаписанна€ по документам и рассказам самого –оберта Ћюдвиговича, она тем не менее не стирает всех белых п€тен с его биографии. Ќасто€щее им€ –.ƒ. Ѕартини Ч –оберто ќрос ди Ѕартини. –одилс€ в 1897 году в ‘иуме, тогда провинции јвстро-¬енгрии. ¬небрачный сын вице-губернатора провинции барона Ћодовико ќрос ди Ѕартини, в возрасте трех лет он был усыновлен своим отцом и как единственный сын унаследовал его титул и состо€ние. ”влекшись авиацией, училс€ в летной школе, преобразованной с началом ѕервой мировой войны в ускоренные офицерские курсы. ¬ 1916 году был направлен на русский фронт, где вскоре попал в плен. „етыре года, проведенные в лагере под ¬ладивостоком, сблизили Ѕартини с социалистами и круто изменили его судьбу. ѕосле возвращени€ в 1921 году в »талию –оберто завершает учебу в –имской летной школе и одновременно вступает в »таль€нскую компартию. «атем учеба в ћиланском политехническом институте и приезд в 1923 году в ———– по решению ÷»  компартии »талии, накануне которого Ѕартини дает кл€тву своим партийным товарищам Ч Ђсделать все, чтобы красные самолеты летали быстрее черныхї.

Ќе менее таинственно и завещание Ѕартини, согласно которому весь архив покойного следует запа€ть в цинковый €щик и не вскрывать до 2197 года.  то знает, возможно, в бумагах Ђкрасного баронаї находитс€ нечто, о чем Ѕартини не обмолвилс€ „утко и что тщательно скрывал от государственных служб. «агадочна€ фигура Ѕартини интриговала многих. —уществует верси€, что именно он послужил ћихаилу Ѕулгакову прообразом ¬оланда. ¬ первой редакции романа Ђћастер и ћаргаритаї, называвшейс€ Ђ опыто инженераї, черты Ѕартини €кобы усматриваютс€ совершенно €вственно. —ергей и ќльга Ѕузиновские в своей книге Ђ–ої развивают совсем фантастическую идею о Ѕартини-Ђпрогрессореї, имплантированном в среду людей дл€ содействи€ развитию земной цивилизации. ¬прочем, жизнь закручивает сюжеты покруче, чем в сериалах или у писателей-фантастов, особенно когда речь идет о такой незаур€дной личности, как Ѕартини. ѕоэтому так ценны свидетельства современников. ќдин из них Ч кандидат технических наук главный научный сотрудник —ибирского научно-исследовательского института авиации им. —.ј.„аплыгина —танислав  ашафутдинов.

Ч —танислав “иморкаевич, почему, на ваш взгл€д, с именем Ѕартини св€зано такое количество легенд?

Ч Ёто действительно была уникальна€ личность, котора€ интересней любых выдумок и измышлений, окруживших ее последние годы. “ому, кто хочет узнать о Ѕартини, надо прочитать книгу „утко. ќна издавалась дважды, правда, в конце 70-х годов, так что найти ее довольно непросто. —реди специалистов интерес к Ѕартини объ€сн€етс€ большой новизной разрабатываемых им идей. Ќапример, при проектировании самолетов ƒј– -дальних арктических разведчиков, Ѕартини создал такую конструкцию крыла, котора€ вместо сопротивлени€ на определенных режимах, наоборот, увеличивала т€гу. “ака€ форма крыла из-за трудоемкости в серию не пошла: двигатель вместе с винтами следовало устанавливать в спрофилированном особым образом кольце. Ёта иде€ потом с успехом развивалась в тоннельных радиаторах, а эффект, когда сила аэродинамического сопротивлени€ не преп€тствует, а помогает полету, так с тех пор и называют Ђэффектом Ѕартиниї. ћудрец, иначе не скажешь. ¬ 1965 году в ƒокладах јкадемии наук, куда статьи рекомендуютс€ исключительно академиками, была опубликована работа Ѕартини ЂЌекоторые соотношени€ между физическими константамиї. ѕредставл€ете, всю жизнь был конструктором самолетов Ч и вдруг работа по теоретической физике, да еще така€, котора€ перевернула целый р€д научных представлений. ќсмыслить это не могут до сих пор, наука и сегодн€ работает в категори€х четырехмерного пространства Ч трехмерного геометрического пространства и времени. Ѕартини же доказывал: врем€ такое же трехмерное пон€тие, оно обладает помимо себ€ еще скоростью и ускорением. Ѕолее того, теори€ шестимерной ¬селенной позволила Ѕартини получить универсальную формулу дл€ аналитического определени€ любых мировых констант Ч скорости света в вакууме, массы и зар€да электрона, посто€нной гравитации, соотношени€ масс элементарных частиц и т.д. ƒо Ѕартини эти величины определ€лись только экспериментально, а он дал методику, позвол€ющую вычисл€ть их математически. ѕричем его расчеты не только совпадали с экспериментальными данными, но и уточн€ли целый р€д мировых констант.

ƒумаю, эта работа Ѕартини тоже до конца не восприн€та. ѕо крайней мере, продолжени€, насколько € знаю, нет.

Ч ѕолучаетс€, что иде€ о Ѕартини-Ђпрогрессореї не така€ уж абсурдна€. ѕравда, в прогрессоры тогда надо зачислить всех столпов науки. ј каким он был, когда работал в Ќовосибирске?

Ч ¬ нашем институте –оберт Ћюдвигович работал с 1951-го по 1956 год. я пришел в —ибЌ»ј в 1955-м после окончани€  азанского авиационного института и начинал именно в его отделе. ћы, молодые специалисты, между собой называли его Ђдедомї, хот€ Ѕартини было тогда немного за п€тьдес€т. ќн обладал колоссальным запасом знаний и умел их интегрировать нужным образом. «нал п€ть €зыков. —лучалось, что, застр€в с переводом какой-то из статей, мы обращались к нему за помощью Ч он переводил с легкостью. ¬ его отношении с подчиненными не было никакого диктата. ќн вообще старалс€ никому ничего не нав€зывать. ѕомню, как на одном из научно-технических советов лаборатории, закончив свой доклад, –оберт Ћюдвигович обратилс€ к ёрию јлександровичу ѕрудникову, непосредственно не св€занному с обсуждавшимс€ планом работ: Ђёра, а ты не думаешь прокачать наши крыль€?ї ¬ этом и был его стиль: не давить, а постаратьс€ заинтересовать, все вопросы решать полюбовно. Ѕартини вовсе не был сухарем, как изобразил его в своей книге »горь „утко. Ћюбил шутку, эмоций не скрывал, порой не чуждалс€ кстати сказанного крепкого слова. Ѕыл чрезвычайно начитанным, часто цитировал  оран. “очно не припомню, но смысл его любимой фразы был таков: помоги нам, јллах, избежать непреодолимое и преодолеть неизбежное.

Ч  ак он выгл€дел внешне? “акой же красавец, как на портретах?

Ч Ќевысокий, с очень горделивой осанкой. ¬сю весну и осень ходил без шапки, только в морозы надевал ушанку. Ќикаких тулупов € на нем не видел, только легонькое демисезонное пальто. ¬се жили тогда скромно. Ѕартини знал другие времена, но за свою жизнь, где были и фронт, и плен, и ссылка, испытал все. » никогда не тер€л присутстви€ духа, не впадал в уныние. Ќаверное, это и есть черта подлинного аристократизма. ¬сегда в галстуке. ¬ерхн€€ пуговица рубашки расстегнута, узел галстука чуть приспущен Ч эдака€ италь€нска€ вольность. ” мен€ хранитс€ фотографи€, оставша€с€ после посещени€ Ѕартини в его московской квартире. –оберту Ћюдвиговичу на ней уже за семьдес€т, на фото он в пижаме. Ќо в галстуке!

Ч ј считаетс€, что Ѕартини жил очень замкнуто.

Ч ¬ Ќовосибирске Ч действительно. ¬ тот момент он еще не был реабилитирован, находилс€ под надзором. ј позже, когда он уже жил в ћоскве, мы, приезжа€ в командировку, об€зательно звонили ему, и он вс€кий раз приглашал к себе. ¬стречал радушно, его подруга всегда готовила какое-нибудь угощенье. «асиживались, бывало, подолгу. –оберт Ћюдвигович рассказывал о своих делах, проблемах. Ќасколько мы понимали, руководство ÷ј√» его недолюбливало, так же как и в ћинистерстве авиационной промышленности. “рудно сказать за что. ћожет быть, за характер. Ќи перед кем не пресмыкалс€, если с чем-то был не согласен, говорил пр€мо.


Ч ”спешности реализации конструкторских замыслов это €вно не способствовало?

Ч –оберт Ћюдвигович был главным конструктором. Ёто персональное звание. Ќо что такое главный конструктор без  Ѕ, без базы? √енерал без армии. —амому все спроектировать, рассчитать и выполнить просто невозможно. ј в министерстве, € думаю, тр€слись от одной только мысли Ч как доверить такому фантазеру  Ѕ! »деи Ѕартини всегда т€готели к оригинальности. ≈го мечтой, например, было создать самолет, который мог бы базироватьс€ не только на аэродромах, но и на грунте, на воде. ƒолгое врем€ –оберт Ћюдвигович занималс€ самолетами-амфиби€ми. —лучалось, что и заблуждалс€. “акова была разрабатываема€ им иде€ боевого экраноплана Ч своеобразного авианосца, который на небольших высотах, над океаном, мог преодолевать колоссальные рассто€ни€. Ќедостаток был в сути: из-за своих размеров такой авианосец €вл€лс€ прекрасной мишенью дл€ всех средств нападени€.  стати, при проектировании экраноплана было сделано очень много интересных разработок, послуживших, в частности, толчком к созданию противолодочного самолета-амфибии вертикального взлета. ќчень многие разработки Ѕартини остались в единственном экспериментальном экземпл€ре только потому, что ему не давали работать в серию. ¬нести коррективы в конструкцию может только серийное производство, а такой возможности у Ѕартини не было. ѕорой получалось, что предлагаемые им решени€ затем использовали и развивали другие, они будили мысль, заставл€ли думать в этом направлении.

Ч „ем занималс€ Ѕартини в Ќовосибирске?

Ч –оберт Ћюдвигович работал над сверхзвуковым дальним самолетом. ѕричем по собственной инициативе, его никто не об€зывал. ¬ плане экспериментальных расчетных работ института, утверждаемом в министерстве, такой темы не было, но когда пришел Ѕартини, тему дальнего сверхзвукового самолета включили в план. ¬ то врем€ никто в мире этим серьезно не занималс€. ќскомину набили первые неудачные попытки. Ѕартини билс€ над главным вопросом: как уменьшить сопротивление, которое на сверхзвуке возрастает. ќн предложил силуэт самолета с переменной стреловидностью Ч это до сих пор признаетс€ целесообразным. ≈го пионерским решением было убрать хвостовое оперение, из-за которого возникает дополнительное сопротивление. » треть€ иде€ Ѕартини, сохранивша€ силу, Ч неплоска€ поверхность крыла.  рыло самолета должно быть определенным образом закручено, отыскивалась оптимальна€ крутка, при которой индуктивное сопротивление будет минимальным.

»де€ сверхзвукового дальнего самолета до сих пор не реализована. ѕосле Ђ онкордаї и “у-144 (многие, наверное, помн€т трагедию с падением советской Ђтушкиї во врем€ демонстрационного полета на авиационной выставке в Ће-Ѕурже) считаетс€, что использовать сверхзвуковой дальний самолет в качестве пассажирского невозможно. ¬ы€вилась проблема звукового удара, котора€ во времена Ѕартини еще не была озвучена. ƒаже при полете на высотах 15Ц20 км за самолетом т€нетс€ ударна€ волна, по силе сравнима€ с ударом грома, вплоть до того, что в домах может выбить стекла. ѕо международным нормам, регулирующим де€тельность авиации, над населенными пунктами запрещены полеты с ударной волной. Ќо это не значит, что иде€ сверхзвукового дальнего самолета не реализуема. —ейчас она перешла уже в план инженерных решений. —пециалисты работают над снижением сопротивлени€, чтобы при относительно небольшом запасе топлива обеспечить высокую дальность. » второе Ч повышение стреловидности самолета с целью понижени€ интенсивности ударной волны. „тобы снизить ее хот€ бы до отдаленных раскатов грома. —амым серьезным образом поставлен вопрос о создании сверхзвукового дальнего бизнес-самолета. ќн должен быть рассчитан на 30Ц40 человек и, естественно, не на регул€рные полеты в одном и том же направлении. –азработки на эту тему активно идут за границей. Ќачинаем заниматьс€ и мы вместе с ћихаилом ѕетровичем —имоновым, генеральным конструктором ќ Ѕ —ухого. Ёто один из последователей Ѕартини.

Ч Ќасколько успешно продвигаетс€ работа?

Ч ¬се упираетс€ в финансирование. ѕравительство должно иметь экономическую и техническую политику, выдел€ть приоритетные направлени€ и оказывать им поддержку. —верхзвуковой дальний бизнес-самолет как раз и может быть таким приоритетом. —егодн€ на мировом рынке он стал уже необходимостью, на нем можно хорошо заработать.  роме того, наработки, полученные при его создании, могут быть использованы в военной авиации и пассажирском авиатранспорте.

09.12.2004 

 Ђ¬ечерний Ќовосибирскї
http://vn.ru/index.php?id=38959 

–”—ј¬»јї,2006. Ц 110 с.
јвтор на основе архивных материалов и воспоминаний ветеранов знакомит читател€ с необычными самолетами и экранопланами, спроектированными –обертом Ѕартини, приехавшим в ———– из »талии в 1923 г. и посв€тившим жизнь развитию советской авиации.

—м. также о Ѕартини:
http://www.metodolog.ru/01257/01257.html 
 http://yandex.ru/yandsearch
 http://images.yandex.ru/yandsearch

¬идео о Ѕартини:
http://video.yandex.ru/#search?noreask=1&text=%D0%91%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8 

¬ том числе см. здесь и фильм —ветланы “ернер (оператор ѕ. —иднев) Ќовосибирской студии телевидени€ о –. Ѕартини (в свое врем€ € подарил —ветлане “ернер (мы одно врем€ работали вместе в новосибирской Ђ¬ечеркеї) книгу Ѕузиновских Ђ–ќї и подвиг ее в личных беседах на создание этого фильма). ј.–.

Ђ»звлеките из моей жизни урокї - это строка из завещани€ Ѕартини.

¬елика€, сказочно богата€ страна Ц –осси€.  акие поистине фантастические, сказочные люди рождаютс€ здесь и приход€т сюда!..

ѕодборка ј. –.
 

 

ѕерепечатка материалов разрешена. —сылка на газету и сайт об€зательна.
ћнение редакции может не совпадать с мнением авторов.