Чтобы стать жертвой мошенников, сегодня достаточно просто снять трубку.

Современные Остапы Бендеры совершенствуют преступное ремесло и ловят в свои
сети все больше жертв. Рассказываем о новых способах обмана, которые появились
в арсенале преступников.
Разводка 1. Лжебанкиры на проводе
Наталья Беглова всегда считала себя продвинутым пользователем финансовых
услуг. Но на прошлой неделе чуть сама не передала мошенникам все данные своего
банковского счета.
– Мне позвонили из банка с сообщением, что с моего счета пытались
несанкционированно списать 10 тысяч рублей. Я, конечно, разволновалась, –
рассказала Наталья «Собеседнику». – Звонящий предложил проверить баланс счета
и наличие других подозрительных операций в последнее время. Я была в полной
уверенности, что разговариваю с сотрудником банка. Тем более что он обращался
ко мне по имени и отчеству, назвал мне мои данные. Попросил уточнить номер
карты. Я, думая, что говорю с сотрудником банка, назвала цифры. «А теперь, –
продолжил «банкир», – я переключу вас в автоматизированный режим, чтобы вы
сообщили копию цифровой подписи, которая указана на обороте вашей карты». Тут
у меня мелькнуло первое подозрение – я же знаю, что там напечатан секретный
код, а никакая не копия цифровой подписи, и эти данные сообщать нельзя никому
и никогда. «Это же робот, ему можно!» – уверенно заявил мне «менеджер».
Наталья положила трубку. Потом сама перезвонила в банк по указанному на карте
номеру. Это было правильно. При звонке Натальи в банк, конечно, выяснилось,
что до этого она разговаривала с мошенниками. И не она одна.
– Обстановка банковского кол-центра была воссоздана до мелочей: на заднем
плане как будто шла работа других операторов, при переключении включалась
«фирменная» банковская мелодия. Все было скопировано с работы настоящего
банка, поэтому я не удивлюсь, если многие попадаются на эту удочку, – полагает
Наталья.
Судя только по сообщениям в социальных сетях, мошенники развернулись широко.
Жертвами ложных звонков стали клиенты Сбербанка, ТинькоффБанка, «Зенита», ВТБ
и других финансовых учреждений. Ущерб от действий обманщиков уже составил
более 30 млн рублей.
Разводка 2. «Забота» о клиенте
Со своим банком у Светланы никогда не было проблем. Обслуживание и отношение
было на уровне. Свои обязательства девушка тоже всегда выполняла в срок.
Поэтому она даже не удивилась, когда ей как «лучшему клиенту» позвонили из
«службы контроля качества» банка.
Уже позже ей показалось странным и само название банковского подразделения, и
то, что менеджер не представился в начале разговора. Все остальное было
правдоподобно.
– Сотрудник банка всегда представляется, когда звонит клиенту, –
прокомментировали позже в службе безопасности банка «Зенит». – Эти данные
лучше запомнить или записать, чтобы при возникновении малейших подозрений вы
могли проверить эту информацию, сами позвонив в банк.
– Банк выпустил вам карту на 100 тысяч рублей, пользуетесь ею? Все ли вас
устраивает? – участливо начал спрашивать лжесотрудник.
На самом деле реальный банкир не задает таких вопросов. А в случае
необходимости у него есть доступ к подобной информации – балансу счета и
последним операциям. Поэтому звонить клиенту с подобными вопросами никто не
будет.
– Все в порядке? – изобразил удивление «работник». – А давайте уточним, почему
она отображается как неактивная. Что с ней не так?
Мошенники играют на психологии. Они пытаются вызвать отвлекающие эмоции:
страх, панику, удивление. Человек начинает волноваться, интересоваться и уже
меньше способен трезво анализировать происходящее. Он вовлечен в разговор и в
процессе может выдать лишнюю информацию, думая, что спасает свои деньги от
кражи. На самом деле он сам отдает свой электронный кошелек в руки
злоумышленников. Так и произошло со Светланой.
У девушки была запланирована поездка, поэтому проблемы с картой не входили в
ее планы. «Проверка» заняла минут пять, но к ее концу деньги Светланы, увы,
улетели в неизвестном направлении. Надежды на возврат практически нет.
– Когда клиент сам передает в руки мошенников платежные данные, банк уже
ничего не гарантирует, – сокрушается Светлана.
Но банковская проверка в данном случае все равно идет. Банкиры в принципе не
отрицают, что могла быть утечка данных, и теперь все попавшие в эту базу
клиенты находятся в зоне финансового риска.
Преступники оказались хорошими психологами и технически были максимально
подготовленными.
– Я его спросила, почему он звонит не с единого банковского номера. «Если
хотите, могу перезвонить». И на самом деле перезвонил с того самого номера,
который напечатан у меня на карте! – поражается Светлана.
– Увы, сейчас появились программы, которые позволяют мошенникам маскироваться
под любой телефонный номер, – уточнили в службе безопасности банка.
Советы
1. Помните, что настоящие банковские работники никогда и ни при каких
обстоятельствах не попросят продиктовать по телефону платежные реквизиты,
особенно пин-код и секретный код из трех цифр на обороте карты.
2. В разговоре обязательно попросите сотрудника полностью представиться,
запишите его данные.
При малейших сомнениях сами перезвоните по телефону банка, указанному на
карте, и уточните все свои вопросы.
3. Если вы передали мошенникам платежные сведения, максимально быстро
заблокируйте карту по телефону горячей линии банка. Параллельно отправьте в
банк письменное заявление.
Разводка 3. «Все для вас – и абсолютно бесплатно!»
Многие в последнее время жалуются на постоянные звонки с заманчивыми
предложениями разных услуг. Юридическая помощь, проверка позвоночника и
суставов, скрининг всего организма – и все абсолютно бесплатно. Автоинформатор
ссылается на статьи законов и вообще звучит очень убедительно. Вот только
стоит вступить в диалог, как с первых же секунд начнется выуживание денег.
Есть два варианта развития событий. Бездушный робот зачитает вам какое-либо
рекламное сообщение, на которое не стоит откликаться – это будут ненужные вам
услуги, к тому же втридорога. Второй вариант – вы станете жертвой телефонных
мошенников: звонки на некоторые номера приводят к огромным списаниям.
«Телефонисты» намеренно удерживают абонентов на связи: чем длиннее разговор,
тем больше денег они получат.
Как с ними бороться?
Согласно ст. 213 УК РФ, телефонное хулиганство приравнивается к уголовно
наказуемым деяниям, но только в конкретных случаях: если речь идет о
телефонном терроризме, приходят угрозы здоровью и жизни или если звонивший в
целях розыгрыша причинил ущерб или вред.
Советы
1. Кладите трубку. Разрыв связи служит сигналом, что «клиент» сорвался. Но не
всех мошенников это останавливает, некоторые продолжают звонить.
2. Заносите номера в черный список. Подобный функционал есть во многих
мобильных телефонах. Если функции нет или она платная, установите специальное
приложение для блокировки нежелательных абонентов.
Есть и более интеллектуальное решение данной проблемы – программы категории
«Не бери трубку», отслеживающие нежелательные звонки. В единую базу вносятся
звонки, которые были оценены пользователями как спам. Приложение постоянно
обновляется. Если на ваш телефон звонят с номера, которому присвоены
отрицательные оценки, вы получите предупреждение, а приложение самостоятельно
отсечет такой дозвон и даже заблокирует абонента.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2019 под заголовком «Ложный вызов».
https://sobesednik.ru/obshchestvo/20190529-lozhnyj-vyzov
03.06.2019г.
• 15.01.21г.: Мошенники
придумали суперсхему обмана россиян под видом работодателей
• 07.08.20г.:
Роспотребнадзор напомнил россиянам, как не попадаться на уловки многочисленных
мошенников
• 24.07.20г.: В ЦБ выяснили,
что жертвы мошенников заметно "помолодели"
• 27.05.20г.: Лжебанкиры
похитили у петербуржцев около 20 млн рублей
• 16.05.20г.: В Интернете
появились фейковые порталы госуслуг
• 13.05.20г.: В России
распространяется новый вид мошенничества с кредитными историями
• 05.05.20г.: Сотрудники
банков на удаленке стали чаще продавать данные клиентов
• 01.05.20г.: Во время
эпидемии в России активизировались мошенники
• 23.04.20г.: Голос в трубке
от имени "Сбербанка" оставил без накоплений пенсионерок из Тосно, Никольского,
Кировска и Волхова
• 30.03.20г.: Мошенники в
период эпидемии коронавируса пользуются доверчивостью людей старшего поколения
• 08.03.20г.: Российским
пенсионерам рекомендовали снимать деньги с банковских карт
• 03.03.20г.: Сотрудник
банка раскрыла способы выявления телефонных мошенников
• 21.02.20г.: В Петербурге -
новая волна мошенничества с фильтрами для воды
• 12.12.19г.: Сбербанк
рассказал подробности новой схемы мошенничества с картами
• 27.11.19г.: В России
появился новый вид телефонного мошенничества, рассчитанный на пожилых людей
• 26.10.19г.: Пенсионерка
«заплатила» за установку пожарных датчиков 805 тысяч рублей
• 07.10.19г.: Пять
жульнических схем, о которых стоит предупредить пожилых родителей
• 17.09.19г.: Осторожно
мошенники: популярные схемы при продаже вторички
• 17.09.19г.: «Чёрные
полковники»: африканские брачные аферисты придумали схему обмана россиянок
• 10.07.19г.: В Сланцах мошенники выдают
себя за сотрудников газовой компании
• 19.04.19г.: Осторожно!
«Финская ярмарка» переобулась в «немецкую». «Скандинавская» ярмарка вновь
возродилась
• 14.02.19г.: АО
«Петроэлектросбыт» предлагает своим потребителям объединить усилия в борьбе с
мошенниками
• 26.09.18г.: Лжеэлектрики
требуют от горожан заменить счетчики на двухтарифные
|