Необычный экспериментальный проект по геном-тестированию проводит
департамент образования совместно с генетической компанией и психологами.
Необычный экспериментальный проект реализуется на базе шести
общеобразовательных школ Новосибирска. Ученики 5 — 11-х классов, согласившиеся
принять участие в исследовании, станут своего рода первопроходцами в развитии
нового научного направления в области психогенетики. Инициативу ученых на
данном этапе поддержал департамент образования города Новосибирска. У детей
изучают три гена, отвечающие за агрессию, творчество и интеллект. У каждого
ученика выявляется особенность, которую затем с помощью психологов и
развивающих кружков можно направить в мирное русло. Ученые считают, что дети,
например, с развитым геном агрессии будут успешны в спорте, если их вовремя
отдать в спортивную секцию. Если нет, то мы получим хулигана, нарушителя и
даже будущего преступника. Рассказываем, чем интересен проект и какую пользу
он может принести родителям и школьникам.
ГЕНЕТИКА+ПСИХОЛОГИЯ
Психогенетика — одно из новых научных направлений, этакий симбиоз генетики и
психологии. Она изучает вопросы развития и воспитания личности не только при
помощи психологических приемов и методов, но и с учетом индивидуальных
генетических особенностей человека.
— Именно с целью реализации данного нового научного подхода при работе с одной
из наиболее значимых социальных групп — детей среднего и старшего школьного
возраста — разработан проект программы «Психогенетика девиантного поведения
подростков в условиях образовательных организаций», — рассказали
КП-Новосибирск в городском департаменте образования.
Но это не значит, что всех подряд учеников начнут массово изучать и
тестировать. Участие в проекте добровольное и платное. Организация, которая
взяла на себя часть работы по генетической части, — коммерческая. Поэтому
родителям придется заплатить за лабораторный анализ биологического материала
1800 рублей (по 600 рублей за каждый ген). Если сравнить стоимость такой
услуги в других компаниях, то это еще достаточно приемлемая цена. Обычно прайс
на генетические исследования начинается от 20 тысяч рублей.
— Для нас проект интересен с точки зрения науки, а не с точки зрения
коммерции. Указанная сумма складывается из стоимости расходных материалов для
забора анализа и лабораторного исследования. Расшифровкой полученных
результатов займется наш научный консультант профессор Владимир Максимов, —
пояснил КП-Новосибирск руководитель проекта заместитель директора генетической
компании Евгений Якимчук.
На следующей стадии ребятам будет предложено пройти психологическое
тестирование. А потом, совместив данные генетического анализа и психотеста,
можно будет сделать выводы о поведенческих реакциях и способностях каждого
ученика.
ЧТО И КАК ИССЛЕДУЮТ
А теперь подробнее о самом анализе. Для школьников он совсем не страшен. Кровь
сдавать не надо.
— Для исследования берется буккальный эпителий с внутренней стороны щеки
специальным ватным зондом, потом помещается в пробирку и доставляется в
лабораторию, — объясняет Евгений Якимчук. — Детям ехать никуда не надо — забор
материала происходит в школьном медицинском кабинете медработником. Через две
недели будет готов результат.
Первые заборы уже прошли в двух новосибирских школах, активнее всего
участвовать в проекте изъявила желание школа № 176. Образцы генов первых
учеников уже изучают специалисты.
Интересно, почему за основу взяты именно три гена, если на самом деле их
намного больше?
— Выбор — это самое сложное, поэтому мы решили остановиться на трех самых
изученных генах головного мозга. В мировой научной практике уже есть выводы,
заключения, на которые можно смело опираться при выстраивании дальнейшей
программы коррекции, — прокомментировал КП-Новосибирск профессор Владимир
Максимов.
Основываясь на исследовании этого набора генов, ученые планируют получить так
называемую генетическую карту ребенка.
— Один из генов отвечает за выброс серотонина, проще говоря — за творческую
составляющую. Ген дофаминового рецептора и его комбинации дают гиперактивность,
склонность к маниакально-депрессивному синдрому, но не значит, что это
преступники, в будущем это в том числе и успешные спортсмены, и военные, и
люди других экстремальных профессий. Третий ген отвечает за интеллект,
способность к обучению, аналитику, — перечисляет Евгений Якимчук.
Результаты такого исследования, как предполагается, дадут психологам
дополнительный инструмент в работе со школьниками. Так, например, ученик, у
которого будет выявлена склонность к агрессии, при правильном подходе
специалиста сможет направить свою энергию в полезное русло. Станет боксером,
героем-спасателем, а не нарушителем закона и зачинщиком уличных драк.
— Мы хотим подготовить комплексную оценку отдельно взятого ребенка с учетом
научных разработок, — добавляет Евгений Якимчук. — Родители нередко навязывают
детям увлечения, направления, больше опираясь на свои желания, а не на
склонность детей к тому или иному занятию. Ведь каждому человеку с рождения
дается определенный набор генов, который в течение жизни не изменяется. Было
бы неплохо учитывать этот фактор при выборе профессии и цели в жизни.
ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Основной груз по реализации проекта и получению результатов ложится на плечи
психологов, ведь именно от них в дальнейшем будет зависеть итог эксперимента.
— Все полученные данные с разрешения родителей психолог будет интерпретировать
под конкретного ученика, составлять рекомендации и курс терапии. Если
потребуется более глубокий подход, то подключатся психотерапевты медицинского
университета. Это такой комплексный вариант решения проблемы. Подобного опыта
в России я не видел, поэтому мы будем пробовать и изучать, — рассуждает ученый
Владимир Максимов.
Конкретных примеров и каких-то выводов на данный момент нет. Новосибирск
станет первопроходцем в области психогенетики и ее практического применения.
— Проект направлен на разработку новой методики многоплановой профилактической
работы по предупреждению, устранению и нейтрализации основных причин и
условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении
подростков, выявлению высокомотивированных и одаренных детей, — считает
департамент образования.
Можно предположить, что благодаря таким экспериментам в школах заранее начнут
присматриваться к будущим маньякам и преступникам и даже смогут помочь им
направить свою энергию в позитивное русло.
МИНУСЫ ПРОЕКТА
Самый главный момент, который бросается в глаза, — это то, что участие в
проекте платное и осуществляется за счет родителей. Таким образом, можно уже
заранее говорить, что процент детей, склонных к преступлениям и девиантному
поведению, будет очень низким. На эксперимент согласятся в основном
благополучные семьи (где чаще всего с генетикой и воспитанием все и так
хорошо) и платежеспособные мамы и папы. Поэтому, скорее всего, в школах будут
выявлены талантливые ребята, которым эти тесты помогут лишь с выбором будущей
профессии.
— В идеале хотелось бы охватить разные социальные группы и всех детей. После
пилотного эксперимента мы надеемся на какой-то грант или субсидии, чтобы в
таком исследовании смогли поучаствовать все ученики без исключения, —
признается Евгений Якимчук. — Необходимо создать также единую экосистему, куда
войдут генетики, психологи и компенсирующие, направляющие кружки и секции.
Еще одна сложность амбициозной задумки в том, что на данном этапе непонятно,
каким будет результат на практике и будет ли он вообще. Не исключен вариант,
что родители, получив на руки расшифровку геномного анализа, не станут
проходить следующие уровни.
Ну, и еще один нюанс — кадровый и человеческий фактор. Готовы ли школьные
психологи к новым методам работы и взаимодействия с детьми? Хватит ли их
знаний и квалификации, чтобы использовать инновационный научный инструмент в
повседневной работе?
— Психологи играют очень важную роль в этом эксперименте. Мы, со своей
стороны, готовы помочь с объяснением генетической карты учеников, а
специалисты медуниверситета могут подсказать направление и дать бесплатную
консультацию. Главное, чтобы нас спрашивали, — подводит итоги Владимир
Максимов.
ТРИ НАИВНЫХ ВОПРОСА
Мы не удержались и задали организаторам проекта три вопроса.
— Не упрощает такой подход сложность человеческой личности?
— Влияние генов на жизнь человека неоднократно подтверждено учеными. Эти
особенности можно учесть при планировании будущего, при коррекции поведения.
Но это совсем не значит, что если у ребенка длинная цепочка повторов в генах
дофаминового рецептора Д4, то он будет заядлым курильщиком или азартным
игроком. Однако на это стоит обратить внимание, учитывая еще среду воспитания,
влияние социума и прочие факторы.
— Может ли интерпретация генетических результатов напугать родителей?
— В расшифровке применяется научный опыт и используются аккуратные
формулировки. Никто со стопроцентной гарантией не сможет сказать, что ваш
ребенок генетически депрессивен или склонен к суициду. Нет хороших или плохих
генов. Все зависит от ситуации.
— Больно ли сдавать гены на анализ?
— Процедура совершенно безболезненная и проводится медработником школы. У
ребенка делается забор биологического материала с внутренней стороны щеки.
Проще говоря, специалист просто проведет там ватной палочкой.
https://www.nsk.kp.ru/daily/27238/4366768/
Алена Любимова, 12.02.2021г.
• 02.09.21г.: Психолог
рассказал, как понять, что вашего ребенка травят в школе
• 22.05.21г.: В России третьеклассник
пригрозил начать «трахать училку» у доски и попал на видео
• 12.04.21г.: Глава СК РФ заинтересовался
«бумом» преступлений с участием подростков Петербурга и Ленобласти
• 14.11.20г.: Про травлю детей
в школе. Важно!
• 24.08.20г.: Родителей
накажут рублем за грехи детей, пропагандирующих АУЕ
• 15.04.20г.: Половина
россиян сталкивалась с агрессией подростков
• 20.01.20г.: В
Таврическом саду задержали подростков в балаклавах, на которых пожаловались
прохожие
|