Продукты быстрого приготовления набирают популярность.
С начала года в России было продано свыше 2 млрд упаковок лапши быстрого
приготовления, что на 6,1% больше, чем годом ранее. В 2020 году рост не
достигал даже 2%. Участники рынка связывают нынешнюю динамику с тем, что в
попытке экономить часть потребителей, ранее не покупавших продукт,
переключилась на него. Дополнительными факторами стали восстановление числа
мигрантов, в рацион которых входит недорогая лапша, и возвращение россиян с
удаленной работы.
Продажи в России лапши быстрого приготовления за 11 месяцев выросли на 16% год
к году в денежном выражении и на 6,1% в натуральном, свидетельствуют данные
NielsenIQ. Для сравнения: за те же месяцы 2020 года рост был на уровне 7,4% и
1,7% соответственно. Аналитики не называют абсолютных цифр.
В «Маревен Фуд Сэнтрал» (производит продукцию под брендами «Роллтон», BigBon)
оценивают объемы продаж лапши в январе—ноябре в натуральном выражении более
чем в 2 млрд упаковок. Там подтвердили рост спроса. Сейчас общая доля компании
в категории достигает 46,2%, что на 2,4 процентного пункта больше, чем год
назад.
Гендиректор «Натурал Фудс» (бренды Bon Appetit, Euro Express) Наталья
Николаева связывает рост продаж со спросом на продукцию со стороны покупателей
с небольшим уровнем дохода.
По ее наблюдениям, лапшу быстрого приготовления стали приобретать граждане,
раньше относившиеся к ней негативно, например пенсионеры.
На фоне подорожания многих продуктов питания продукция быстрого приготовления
становится востребованной, соглашается директор департамента маркетинга «Маревен
Фуд Сэнтрал» Илья Мышенко.
На доступность лапши повлияло и ее производство ритейлерами под собственными
торговыми марками, которые значительно дешевле, чем продукция от
производителей, добавляет госпожа Николаева. Исполнительный директор «Русбренда»
Алексей Поповичев связывает рост потребления лапши с выходом работников с
удаленной работы.
«Люди со
средним и высоким доходом могут позволить себе обед в заведениях общепита или
заказать доставку. Но для тех, у кого небольшой доход, продукт действительно
может быть альтернативой»,— поясняет господин Поповичев. При этом,
добавляет он, в ряде предприятий и компаний закрылись столовые из-за
сокращения персонала, что также провоцирует спрос на дешевую лапшу.
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что рост продаж
является не следствием изменений привычек питания или уровня доходов
населения, а количественным ростом целевой группы потребителей.
Он напоминает, что в этом году восстановилось количество трудовых мигрантов
после резкого сокращения в 2020 году из-за коронавирусных ограничений, а для
них лапша быстрого приготовления является постоянной частью рациона за счет
дешевизны и легкости приготовления.
На рост продаж в денежном выражении повлияло увеличение себестоимости
производства из-за удорожания муки, масла и логистических услуг, считает
Наталья Николаева. Она приводит пример с пальмовым маслом, на котором часть
производителей жарит лапшу: сейчас его стоимость достигает $1,75 тыс. за тонну
против $700 в начале этого года. В итоге производители вынуждены были
поднимать цену на лапшу: за 11 месяцев рост составил более 20%, указывает
госпожа Николаева. В Auchan тоже заметили рост цен на лапшу — в среднем на 7%.
В сети основными причинами подорожания также называют рост логистических
затрат и стоимости сырья. В «Ленте» заявили, что не наблюдают повышенного
спроса на продукцию.
В то же время Михаил Бурмистров считает, что у категории есть потенциал роста,
в том числе из-за дальнейшего спроса со стороны мигрантов, работающих в
строительстве и сегменте курьерской доставки. Учитывая отсутствие перспектив
улучшения ситуации с ростом цен и доходами населения в 2022 году рынок
продуктов быстрого питания продолжит рост, соглашается Илья Мышенко.
Алексей Полухин
Источник,
15.12.2021г.
• 11.01.22г.: Предпосылок к
снижению цен на продукты в России нет
• 08.11.21г.: Россиянам
посоветовали привыкать к высоким ценам на продукты питания. Две трети россиян экономят на продуктах
• 05.11.21г.: Мировые цены на
продовольствие достигли десятилетнего максимума
• 22.09.21г.: В
Калининградской области чеснок вошёл в пятёрку максимально подорожавших
продуктов
• 25.06.21г.: Почти
четверть россиян экономят на еде. Роскачество: каждый третий экономит на продуктах
• 02.06.21г.: В России
предложили ввести продуктовые выплаты для нуждающихся. Госдума отклонила законопроект о выдаче россиянам продуктовых карточек
• 06.05.21г.: Россияне
резко сократили траты на продукты
• 13.03.21г.: В
правительстве призвали смириться с ростом цен на продукты. Россиян предупредили о вероятных скачках цен на продукты и лекарства
• 07.03.21г.: Хотим цены
как в Европе: продукты в России за год подорожали на 8,2%
• 04.02.21г.: Макароны продолжили
дорожать вопреки возмущению Путина
• 16.01.21г.: Росстат
назвал наиболее подорожавшие продукты. Цена сахара за год выросла почти на 65%
• 11.12.20г.: Продукты в
России с января по октябрь дорожали почти в 3 раза быстрее, чем в Европе
• 03.12.20г.: Россияне
из-за падения доходов гораздо чаще стали покупать хлеб
|