ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Как защитить пожилых людей от мошенников?

Нужно рассказывать о новых мошеннических схемах, а также о том, как следует себя вести, если человеку поступил подозрительный звонок.

Объяснить, что обращаться за помощью к близким — нормально.

Установить приложение, блокирующее спам-звонки.

Помочь создать список контактов. Договориться, что на звонки с незнакомых номеров пенсионер не будет отвечать.

Объяснить, что можно прерывать звонок для уточнения и проверки информации. Можно научить пенсионера проверять данные или просить его звонить для этого вам.

Подключить уведомления об операциях через онлайн-банк. В некоторых случаях поможет подключение уведомлений и к вашему телефону.

Важно обсудить с пенсионером, согласен ли он, чтобы вы отслеживали, какие действия он совершает на телефоне/с банковскими счетами.

Юрист Воробьев считает, что, помимо информирования о существующих схемах, важно рассказывать об уязвимой информации, которую мошенники стремятся заполучить.

«Гораздо эффективнее может работать не просвещение, а предупредительные меры близких: например, стереть CVV-номер с карты пенсионера и записать самостоятельно — при необходимости его можно узнать в мобильном приложении. Можно подключить СМС-оповещения от банка только на личный номер, установить ограничение на снятие крупных сумм с банковской карты», — предлагает Константин.

Психолог Мирошниченко отмечает, что для безопасности пожилого человека крайне важно, чтобы у него сохранялось «базовое доверие» к членам семьи.

«Нужно выстраивать отношения, при которых пенсионер будет доверять мнению тех, кто о нем заботится, а не “неизвестному человеку, который звонит и представляется спасителем”», — считает психолог.



Базовые правила, которые должен соблюдать каждый

Никому не сообщать паспортные и банковские данные.

Если позвонивший представляется банковским служащим или сотрудником правоохранительных органов, следует прервать разговор, чтобы связаться с банком или контакт-центром ведомства и уточнить, действительно ли там есть такой работник.

Если позвонивший говорит, что ваш знакомый или родственник попал в беду, будь то авария или болезнь, следует прервать разговор и лично связаться с тем, о ком идет речь. Если сделать это не получается, лучше поспрашивать людей, которые могут что-то знать: коллег, друзей, родственников. Находится ли человек в больнице или в отделе полиции, можно узнать через дежурную часть.

Сотрудники Следственного комитета, полиции или Центробанка не могут звонить напрямую физическим лицам. Если с человеком действительно захотят связаться представители правоохранительных органов, его вызовут в участок.

Банк России и представители правоохранительных органов не высылают фото удостоверений и других документов.

Что делать пострадавшим пенсионерам и их родственникам?

Телефонных мошенников тяжело найти и привлечь к ответственности, так как чаще всего они пользуются одноразовыми мобильными устройствами и счетами, открытыми на подставных лиц. Юрист Воробьев советует обратиться в полицию и написать заявление о хищении средств даже в том случае, если вы уверены, что вернуть деньги не получится. В его практике были дела, когда представители банка действовали заодно с мошенниками.

«У меня была ситуация, когда мошенники при личном визите уговорили бабушку с деменцией подписать бумаги и взять кредит на покупку дорогостоящих окон. При этом выплаты по кредиту превышали размер ее пенсии — единственного дохода. Поэтому, когда действия банка столь подозрительны, именно правоохранительные органы могут обезопасить человека и исключить претензии коллекторов», — объясняет Воробьев.

Чтобы облегчить процесс обращения в правоохранительные органы, родственникам пожилого человека стоит взять на себя подачу первичного заявления и другие сложные моменты, которые не требуют личного участия пострадавшего.

«Нужно показать, что мы действительно хотим исправить ситуацию. Не обнадеживать в том, что украденные деньги вернут, а объяснить, что эти мошенники обманули десятки и сотни жертв. И если мы сейчас умолчим, то они будут продолжать свои деяния», — отмечает психолог Мирошниченко.

По мнению специалиста, не стоит бояться того, что допрос может навредить пенсионеру или усугубить его состояние. Во время общения с сотрудником правоохранительных органов пожилой человек проговорит ситуацию, в которой он оказался. В следующий раз, если кто-то снова попытается обманом украсть его деньги, он будет более подготовлен.

От поведения родственников после того, как они узнали об обмане, будет зависеть тяжесть посттравматического состояния пенсионера. Психолог рекомендует быть чуткими и ни в коем случае не высмеивать поступок пожилого человека. Если близкие люди станут осуждать действия пострадавшего, он может дойти до крайнего состояния — полностью утратит доверие к сотовой связи и перестанет отвечать на любые звонки.

«Иногда стыдно признаться, что совершил глупость, особенно если ранее был проинформирован о подобном. В этом случае нужна поддержка родственников, усиление базового доверия к ним. А доверие к банковским операциям и звонкам, тем более с неизвестных номеров, восстанавливать и не надо. Наоборот: чем аккуратнее, тем безопаснее», — считает Александр Мирошниченко.

Материал целиком:
Инструкция: как защитить своих бабушек и дедушек от телефонных мошенников
04.04.2023г.
 

 

Всероссийская общественно-политическая газета «За Русское Дело».
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

 
  Яндекс.Метрика