|
Нужно рассказывать о новых мошеннических схемах, а также о том, как следует
себя вести, если человеку поступил подозрительный звонок.

Объяснить, что обращаться за помощью к близким — нормально.
Установить приложение, блокирующее спам-звонки.
Помочь создать список контактов. Договориться, что на звонки с незнакомых
номеров пенсионер не будет отвечать.
Объяснить, что можно прерывать звонок для уточнения и проверки информации. Можно
научить пенсионера проверять данные или просить его звонить для этого вам.
Подключить уведомления об операциях через онлайн-банк. В некоторых случаях
поможет подключение уведомлений и к вашему телефону.
Важно обсудить с пенсионером, согласен ли он, чтобы вы отслеживали, какие
действия он совершает на телефоне/с банковскими счетами.
Юрист Воробьев считает, что, помимо информирования о существующих схемах, важно
рассказывать об уязвимой информации, которую мошенники стремятся заполучить.
«Гораздо эффективнее может работать не просвещение, а предупредительные меры
близких: например, стереть CVV-номер с карты пенсионера и записать
самостоятельно — при необходимости его можно узнать в мобильном приложении.
Можно подключить СМС-оповещения от банка только на личный номер, установить
ограничение на снятие крупных сумм с банковской карты», — предлагает
Константин.
Психолог Мирошниченко отмечает, что для безопасности пожилого человека крайне
важно, чтобы у него сохранялось «базовое доверие» к членам семьи.
«Нужно выстраивать отношения, при которых пенсионер будет доверять мнению
тех, кто о нем заботится, а не “неизвестному человеку, который звонит и
представляется спасителем”», — считает психолог.


Никому не сообщать паспортные и банковские данные.
Если позвонивший представляется банковским служащим или сотрудником
правоохранительных органов, следует прервать разговор, чтобы связаться с банком
или контакт-центром ведомства и уточнить, действительно ли там есть такой
работник.
Если позвонивший говорит, что ваш знакомый или родственник попал в беду, будь то
авария или болезнь, следует прервать разговор и лично связаться с тем, о ком
идет речь. Если сделать это не получается, лучше поспрашивать людей, которые
могут что-то знать: коллег, друзей, родственников. Находится ли человек в
больнице или в отделе полиции, можно узнать через дежурную часть.
Сотрудники Следственного комитета, полиции или Центробанка не могут звонить
напрямую физическим лицам. Если с человеком действительно захотят связаться
представители правоохранительных органов, его вызовут в участок.
Банк России и представители правоохранительных органов не высылают фото
удостоверений и других документов.

Телефонных мошенников тяжело найти и привлечь к ответственности, так как чаще
всего они пользуются одноразовыми мобильными устройствами и счетами, открытыми
на подставных лиц. Юрист Воробьев советует обратиться в полицию и написать
заявление о хищении средств даже в том случае, если вы уверены, что вернуть
деньги не получится. В его практике были дела, когда представители банка
действовали заодно с мошенниками.
«У меня была ситуация, когда мошенники при личном визите уговорили бабушку с
деменцией подписать бумаги и взять кредит на покупку дорогостоящих окон. При
этом выплаты по кредиту превышали размер ее пенсии — единственного дохода.
Поэтому, когда действия банка столь подозрительны, именно правоохранительные
органы могут обезопасить человека и исключить претензии коллекторов», —
объясняет Воробьев.
Чтобы облегчить процесс обращения в правоохранительные органы, родственникам
пожилого человека стоит взять на себя подачу первичного заявления и другие
сложные моменты, которые не требуют личного участия пострадавшего.

«Нужно показать, что мы действительно хотим исправить ситуацию. Не
обнадеживать в том, что украденные деньги вернут, а объяснить, что эти мошенники
обманули десятки и сотни жертв. И если мы сейчас умолчим, то они будут
продолжать свои деяния», — отмечает психолог Мирошниченко.
По мнению специалиста, не стоит бояться того, что допрос может навредить
пенсионеру или усугубить его состояние. Во время общения с сотрудником
правоохранительных органов пожилой человек проговорит ситуацию, в которой он
оказался. В следующий раз, если кто-то снова попытается обманом украсть его
деньги, он будет более подготовлен.
От поведения родственников после того, как они узнали об обмане, будет зависеть
тяжесть посттравматического состояния пенсионера. Психолог рекомендует быть
чуткими и ни в коем случае не высмеивать поступок пожилого человека. Если
близкие люди станут осуждать действия пострадавшего, он может дойти до крайнего
состояния — полностью утратит доверие к сотовой связи и перестанет отвечать на
любые звонки.
«Иногда стыдно признаться, что совершил глупость, особенно если ранее был
проинформирован о подобном. В этом случае нужна поддержка родственников,
усиление базового доверия к ним. А доверие к банковским операциям и звонкам, тем
более с неизвестных номеров, восстанавливать и не надо. Наоборот: чем
аккуратнее, тем безопаснее», — считает Александр Мирошниченко.
Материал целиком:
Инструкция: как защитить своих бабушек и дедушек от телефонных мошенников
04.04.2023г.
|