ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

СЛОВО ИЗДАТЕЛЕЙ
   ВОЗВРАЩЕНИЕ РУССКОГО ГОМЕРА

Так уж сложилось, что именно нам выпало быть причастными к появлению в России основного творческого наследия русского гения — Ильи Ивановича Тёроха (1880—1942). В 2009 г. мы выпустили в свет его книгу «Карпаты и Славяне. Предание. Отрывок из сочинения «Сварог»». В советской России И.И. Тёрох никогда не издавался и, будучи авторитетной фигурой в эмигрантской среде русской Галиции, он тем не менее не получил известности даже в постперестроечной России, в отличие от таких же крупных учёных—славистов Ю. Миролюбова и С. Лесного (Парамонова), покинувших Россию, как и И.И. Тёрох, в 1918—1920 гг. Причина этого в утрате преемственности и духовных традиций после большевистского переворота 1917 года, в потере целого пласта исследователей русской дохристианской древности. Многое нами сказано в предисловии к книге И.И. Тёроха «Карпаты и Славяне. Предание. Отрывок из сочинения «Сварог»», не будем повторяться, книга доступна. Мы должны быть благодарны читательнице газеты «За Русское Дело», проживающей в США и попросившей называть её просто Наташей, которая кроме «Карпаты и Славяне…» прислала нам и поэмы И.И. Тёроха: «Сварог», «Серый Свет», «Чёрная Потьма». Они — поэтическая трилогия. В этом издании наш читатель увидит под одной обложкой поэмы «Серый Свет» и «Чёрная Потьма». Что касается поэмы «Сварог», то по причине её большого объёма и важности в пополнении культурного наследия России мы намерены издать её отдельной книгой. При этом надеемся, что кто—нибудь поможет нам материально. Издание «Сварога» будет сопровождаться подробным биографическим очерком Г. Голохвастова, современника И.И. Тёроха, рассказавшем о жизни и творчестве автора поэмы. Г. Голохвастов писал:

«От ранней юности Илья Иванович Тёрох русским сердцем полюбил стародавние предания славян; его влекла русская доисторическая древность. Он присматривался к внешности древних обрядов и вникал в их сокровенный внутренний смысл. Он прислушивался к поэтическим былинам и простодушным сказаниям старины; он разыскивал и записывал прастарые песни, любовно накапливал поговорки и пословицы, собирал праздничные коляды, изучал народные танцы, игры и живучие тайны в вещих гаданиях незапамятных времён. И в этих разрозненных звеньях духовной цепи, связывающей нас с миром пращуров, сквозь новый строй жизни, чрез вековые влияния христианства, всё яснее вырисовывались перед И.И. Тёрохом картины забытого, но ещё не совсем умершего былого, повесть коренного славянского быта и заветы первичных верований наших далёких предков. Заповедный неоценимый вклад, завещанный русскому народу его прекрасным прошлым, сберёг И.И. Тёрох в сокровищнице своей памяти и в заботливо подобранных записях сохранил для нас и для грядущих поколений русских людей.

В мирный напев русского стиха переплавил он дары старины, и плодом его вдохновений явился первый полный эпос начального уклада жизни, духовного миросозерцания и первобытной религии наших родоначальников.

Религия — светлая и высокая в своём существе; миропонимание — опоэтизированное и одухотворённое; быт — красивый, исполненный мира и радости.

И всё это включено в поэму—трилогию, поэму — высоко поэтическую по духу, неисчерпаемую в богатстве содержания, и по охвату своему — гомерическую.

При этом такое последнее определение трилогии И.И. Тёроха не должно рассматриваться как оценка преувеличенная. Можно ли усматривать посягательство на славу слепого творца эллинского эпоса в утверждении, что, подобно ему, в наши дни И.И. Тёрох создал поэму, являющуюся первым в русской литературе песенным сводом, полно и цельно, в связном поэтическом повествовании рисующим космогонические и религиозные представления древних славян и воссоздающим для нас их народный характер в картинах нравов, обычаев и природных качеств? Таким образом, в первую очередь при оценке трилогии И.И. Тёроха её общее значение сближается со значением для греков — «Илиады» Гомера. И.И. Тёрох, подобно Гомеру, создал знаменательный русский эпос. Но от этого называть ли И.И. Тёроха — Гомером? Конечно, нет. В этом не было бы большой похвалы творцу «Сварога».

Гораздо естественнее указать, что, творя подобно Гомеру в Элладе русский эпос, И.И. Тёрох сделал это вполне оригинально, без чуждых влияний на его творчество, так что его русский эпос дышит всем своеобразием русского духа, говорящего внятно для русского слуха и увлекательно для русского сердца».

Карпатские славяне—русины — замечательные потомки тех славян—даков, которые не покорились римлянам, хотя и потерпели военное поражение в многолетней войне с Римской империей (I в. до н. э. — V в. н. э.). Они покинули свою северодунайскую родину. Меньшая же часть славян—даков, согласившаяся стать подданными римлян, образовала дако—романскую этническую общность и сегодня она называется румынами. «РУСИНЫ (руснаки) — название, к—рое в официальной австро—немецкой, а также в польской и русской литературе применялось по отношению к украинскому населению Галиции, Прикарпатья и Буковины (бывшая австрийская часть Зап. Украины). После воссоединения всего украинского народа в Украинской ССР (1940) название «Р.» не употребляется» (БСЭ, второе изд., 1955).

Сегодняшнему читателю важно знать, что космогонические философско—мировоззренческие или «поэтические представления древних славян о природе», изложенные в ярких сказочных образах И.И. Тёрохом, находят своё подтверждение в миропредставлении о макрокосмосе и микрокосмосе наших общих предков — славяно—ариев.

Олег ГУСЕВ
Роман ПЕРИН

Илья ТЁРОХ
   Поэма "Сварог"

Репринтное издание книги (Нью-Йорк, 1946 г.). Твёрдая обложка, теснение золотом, 352 стр.

Горячо любя русскую поэтическую старину и обладая о ней знаниями несомненного эрудита, И. Тёрох создавал впечатляющую панораму древне-русского эпоса, делал большое русское дело. Для русского самосознания он привносил горделивую уверенность в природных творческих силах русского народного гения, для русского художественного слова он открывал новый роскошный мир красоты и мудрости, для русской культуры и русской науки – оставлял богатый материал для новых пытливых изысканий...

Содержание

Предисловие к первому тому Поэмы
Биографический очерк
Сварог и Слава
Лазурный, Серый и Чёрный Свет
Небеса и Белый Свет
Люль и Ляля
Деды и Дедьки
Грех Горестей
Дед Перун
Удыня
Бунт Дедьков

Приложение
И. Тёрох. Славяне и немцы
И. Тёрох. Вера наших предков дохристианской эпохи
Н. Гаттас. Последний приют певца Сварога
Из семейного фотоальбома карпато-россов

Условие приобретения книг Тёроха смотрите на страничке "КНИГИ"
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.