ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

А кремлевский диггер-то ненастоящий!..

Двадцать лет назад израильский журналист Леонард Гендлин выпустил книгу "За кремлевской стеной" ("Исповедь любовницы Сталина"). Знакомые с источниковой литературой, напр., с мемуарами Кшесинской (где описывается процедура "утверждения" официальной великокняжеской фаворитки из труппы императорских театров), видели источники, служившие создателю опуса. Знавшие должностное движение советских руководителей, легко обнаруживали ошибки в перечнях действующих персон - характерные для профанов, не бывших свидетелями событий и судящих об оных по прессе (Берия до 2-й\2 1930-х не работал в Москве) и т.п.. Биография нынешнего обитателя святой земли выдавала и его личную мотивацию. Гражданин Государства Израиль, в прошлом музыкант Большого театра, посредственный своими профессиональными (столичные оркестры издавна комплектуются по одному принципу с Пре<з>идиумом АН СССР) и человеческими качествами, Гендлин был руководителем БТ Д.Мчадлидзе (муж Веры Давыдовой) уволен с престижного места. Однако на Западе, а в 2000-х гг. и в РФ, скандальные «мемуары», якобы, надиктованные любовницей Вождя СССР (1933-1953 гг.), получили распространение. Википедия осторожно упоминает в описании опуса: «…что в основу романа легли реальные воспоминания Давыдовой, вызывает некоторые споры и противоречия. Так, существует распространённое мнение о том, что книга является художественным вымыслом и не имеет исторической достоверности, а родственники певицы характеризуют её как «фальшивку», одновременно, устранив статью об авторе и резко сократив объем сведений в справке о певице (сравнительно даже с последними Большими Энциклопедиями). Они м.б. сопоставлены с содержанием выложенного в интернет сочинения!

"Энциклопедический Словарь" (в 3 т.т.) Изд-ва "Советская Энциклопедия", современный событиям, представляет такую справку: «Давыдова Вера Александровна. Род. 1906 г.. Советская певица (меццо-сопрано), солистка Большого театра СССР (с 1932 г.), народная артистка РСФСР и заслуженная артистка Грузинской ССР, трижды лауреат Сталинской премии. Член КПСС с 1951 года. Создала правдивые и сильные образы в операх Н.А.Римского-Корсакова (Любаша - "Царская невеста"), М.П.Мусоргского (Марфа - "Хованщина"), И.И.Дзержинского (Аксинья - "Тихий Дон"), Ж.Бизе (Кармен - "Кармен"), Д.Верди (Амнерис - "Аида") и др.» [т. 1-й, 1953, c. 499-500]. Карьера для артистки придворного театра достаточно скромная, хотя актриса была ученицей А.А.Глазунова и И.П.Ершова – крупнейшего тенора отечественной сцены, исполнителя героических ролей, сравнимого с Шаляпиным… Том подписан в печать 09 сентября 1953 г. Готовилось издание позже июня 1953: в нем отсутствует справка на Л.П.Берию. Это важно, поскольку, согласно «мемуарам», сразу после смерти Вождя, с «любовницы» взяли расписку о неразглашении кремлевских секретов и административно, хотя и почетно выслали из столицы - переведя на другую должность, в столицу Грузинской ССР (в действительности, Давыдова перевелась в Тбилиси, уехав туда вслед за мужем, в 1956 г.).

Имеются ли объективные - независимые от тенденциозные свидетелей признаки достоверности пера Гендлина (не важно, устами Веры Александровны или иными надиктовывалось писанное)? Заглянув в следующее энциклопедическое издание – 10-томную(!) «Малую Советскую Энциклопедию» (1958-1960), в ней мы справки на В.А.Давыдову (30.09.1906 – 19.02.1993), н.а. РСФСР, з.а. Грузинской ССР, солистку Тбилисского оперного театра и профессора Тбилисской консерватории (учительница М.Касрашвили), уже не обнаруживаем. Подтверждение? Нет. Кроме Давыдовой, артистическая молва приписывала фаворитизм Вождя также и другой приме Большого театра 1930-х – 1940-х гг., тоже меццо-сопрано и русской красавице, с тем же репертуаром и теми же регалиями (н.а. республики, 3 Сталинских премии): Марии Петровне Максаковой. И она так же оказалась лишена персональной справки в хрущевской МСЭ, хотя пятилеткой раньше, удостаивалась ее в 3-томным ЭС 1953-1955 гг. издания [т. 2-й, с.309]. Академик Б.А.Введенский, Гл.редактор советских энциклопедий, оказался политизированным обывателем, предпочитая подстраховаться! Отметим, кстати, серьезный его служебный прокол. Занимаясь УКВ-радиоволнами (читай, радиолокацией) - хорошо зная о ракетно-космических разработках, он привел в 1959 г. справки на С.П.Королева и А.Д.Сахарова, без чего, учитывая степень секретности их работ, советский справочник перед 1961 годом мог бы и обойтись.

Взглянем на карьеру артистки. Звание з.а. Грузинской ССР – родины Вождя, находившейся в 1940-х гг. в резко привилегированных условиях, Давыдовой было присвоено только в 1943 г. [http://www.bolshoi-theatre.su/legends/vera-davidova-mchedlidze/46/], после долгих гастролей эвакуированной артистки по прифронтовой республике (большинство московских артистов эвакуировалось в Ташкент либо Свердловск). Н.а. РСФСР (не СССР!) – в 1951 г., в честь 175-летия Большого театра (т.е. среди абоймы других сотрудников, награждаемых к дате), тогда же она награждена орденом Трудового Красного Знамени [там же]. Сталин, допустим, был скрытен и скуп. Ну, а что, писавшие наградные представления - отнюдь не чуждые стремления выслужиться перед Вождем, не знали, кого из артисток он привечает своим вниманием? Среди советской (неидеологической) элиты Сталинской эпохи, в партию Давыдова вступила одною из последних - в 1951 г. (когда это утрачивало смысл: в 1952 г. ВКПб превращается из партии большевиков в идеологическое министерство Советского Союза - КПСС, в 1953 планировалось упразднение партийного контроля государственных органов) [см. Ю.Мухин «Убийство Сталина и Берия», 2002]. Хуже «анкета» только у С.П.Королева, посидевшего в 1930-х в тюрьме: 1953 год!

В чем, кроме личных счетов Гендлина к мужу Давыдовой, был смысл публикации скандальной фальшивки, ее тиражирования в РФ? В книге, якобы от имени «свидетеля», описываются последние месяцы жизни И.В.Сталина, якобы, находившегося в недееспособном состоянии - уже задолго до официальной смерти 05 марта 1953 года. Тем самым, автоматически снимались вопросы - о характере «лечения» советских руководителей кон. 1940-х – нач. 1950-х гг. кремлевской медициной (еще в те времена обнаруженного русской исповедницей Лидией Тимашук!), о подлинных причинах смерти И.В.Сталина. Смерть пресекла те изменения в государственном устройстве СССР, что ожидались в последние недели его жизни [см. там же].

Дорогу им открывала смерть Л.Мехлиса - негласного соправителя СССР (активиста Поалей Цион, слившейся с ВКП в 1928 - супротив всех возможных принципов ленинского партстроительства), предполагавшегося президента Еврейской ССР (ей отводились Таврия, Кубань, Одесса, словом, «Новороссия»). Он скончался 11.02.1953 г., похороненный у Кремлевской стены, невзирая на все свои «опалы» 1941-1945 гг. и не глядя на «антисемитские гонения» в СССР кон. 1940-х.

Смерть А.А.Жданова, а за ним И.В.Сталина, их перечеркнула. Юрий Игнатьевич Мухин, гл.редактор запрещенной газеты «Дуэль», полагает, что именно угрозой опубликования этих материалов - о подлинных обстоятельствах смерти И.В.Сталина, Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны, в 1950-х полученных разведслужбами Сев.-Американских Соединенных Штатов, было куплено молчание руководителей КПСС, во время голливудских «полетов на Луну» американских астронавтов в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. [см. Ю.Мухин «Антиаполлон. Лунная афера USA», 2004].

Скандальное содержание – обеспечивало фальшивке общественное внимание, фиктивные сведения о состоянии здоровья И.В.Сталина в 1952 – 1953 гг. – снимали вопросы, о процессах, шедших в то время в руководстве страны, о характере преобразований, намеченных им, причинах прервавшей намеченное смерти.

Ждан Романов
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.