ZRD.SPB.RU

ИНТЕРЕСЫ НАРОДА - ПРЕВЫШЕ ВСЕГО! 

 

ВЫХОДИТ С АПРЕЛЯ 1991г.

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА

 

Портсмутский мир: успех или предательство?

115 лет назад, 5 сентября 1905 г. в г. Портсмуте (США) был подписан Мирный договор, который подвёл черту под русско-японской войной. В советской, да и в современной историографии этот договор считается признанием безоговорочного поражения России.

В самом деле, по договору Россия обязалась отдать Японии южную половину Сахалина, уступала ей право на аренду Квантунского полуострова с Порт-Артуром и Дальним, задаром отдавала южную ветку Южно-Манчжурской железной дороги. Кроме того, Япония обогатилась большими военными трофеями – кораблями, взятыми в плен или затопленными у берегов Чемульпо, Порт-Артура и Сахалина.

Однако на фоне первоначальных требований японцев – отдать весь Сахалин, выплатить контрибуцию в 1,2 млрд. иен и отдать все корабли, интернированные в третьих странах, – окончательная редакция договора выглядела как большой успех российской делегации во главе с председателем Кабинета министров С.Ю.Витте. За этот успех он был возведён императором Николаем II в графское достоинство. (Правда, вскоре же злые языки прилепили Сергею Юльевичу кличку «граф полусахалинский».)

Что же предшествовало Портсмуту? Во второй половине XIX века на ослабленный Китай, как стая волков, набросились капиталисты Англии, Франции, Голландии, Германии, США и др. стран, захватывая его экономические ресурсы и безжалостно эксплуатируя население. Отставшие от них капиталисты России решили наверстать упущенное и подчинить своему влиянию менее населённую, но более близкую Манчжурию, а заодно и Корею. Подчеркнём – не русские предприниматели (им хва-тало дел в самой России), а, прежде всего, финансисты «транснациональных» интере-сов. Дорогими подарками и крупными взятками (например, включением в состав правления своих банков и компаний) они купили многих влиятельных чиновников правительства, в том числе и некоторых высокопоставленных военных. «Их человеком» был и Витте.

Ещё в 1896 г. он, будучи министром финансов, распорядился создать Русско-Китайский банк. Под давлением тех же финансовых кругов правительством была построена КВЖД (Китайская Восточная железная дорога), напрямую, через Манчжурию связавшая Транссибирскую магистраль с Владивостоком, в ущерб экономическому освоению собственных территорий – Забайкалья, Приамурья и Приморья (Манчжурия сулила больше прибылей!). Под их давлением Россия взяла у Китая в аренду Квантунский полуостров с Порт-Артуром и провела к нему от Харбина Южно-Манчжурскую железную дорогу. Вся эта активность вела к неизбежному столкновению с Японией, имевшей свои интересы в этом регионе. Это столкновение и привело к войне 1904 – 1905 годов.

Ни русскому народу, ни Государству Российскому война была не нужна. Она была нужна внутренним и внешним врагам России, давно лелеявшим план свержения монархии. Военные кредиты японцам и, одновременно, огромные деньги «русским» революционерам поступали из одних и тех же международных источников, например, от Я.Шифа (американский банк «Кун, Леб и Ко», принадлежавший клану Ротшильдов). Поэтому не приходится удивляться, что во время войны «русские» либеральные газеты открыто желали поражения Русской Армии (почти то же повторилось в наше время, в период боевых действий в Чечне). Не приходится также удивляться, что вслед за началом войны разразилась и Первая «русская» революция.

И всё-таки, насколько же серьёзное поражение потерпела Россия? Ну да, была Цусимская трагедия, страна потеряла значительную часть своего флота, в том числе почти весь Тихоокеанский. Это все знают ещё со школьной скамьи. А сколько же в общем итоге? А в общем итоге Россия потеряла 270 тыс. солдат, из них 50 тыс. убитыми, Япония – 270 тыс. солдат, из них 86 тыс. убитыми. Сопоставление этих цифр никак не убеждает в победе японцев.
 
Может быть, наши солдаты безостановочно отступали и сдавали одну русскую территорию за другой? Тоже нет. Боевые действия вообще проходили за пределами России, а сухопутные войска действовали с большим успехом. Более того, Русская армия сохранила высокий боевой дух, она могла и была готова продолжать войну, несмотря на бездарное командование генерала А.Н.Куропаткина, который отдавал при-казы к отступлению, когда инициатива была за русскими войсками или когда исход боя был не ясен.
 
В японской же армии началась деморализация. Упадок духа не только в войсках, но и в самой Японии отмечали многие иностранные наблюдатели. Он сквозил и в неотправленных письмах с фронта, взятых у пленных японских солдат. Для продолжения войны у японского государства (несмотря на поддержку почти всех стран Запада) практически не оставалось военных и экономических ресурсов, в то время как «поражение» в войне не поколебало даже курса русского рубля. Поэтому откровенное предательство генерала А.М.Стесселя, сдавшего порт Дальний с артиллерией, воору-жением и боеприпасами и сдавшего осаждённый Порт-Артур при полной возможности продолжать оборону, а затем «миролюбивая» инициатива правительства Витте оказались японцам как нельзя кстати.

Спустя ровно 40 лет после Портсмута, почти день в день, Русский солдат восстановил статус-кво на Дальнем Востоке. Но тогда в России (СССР) было правительство национальных интересов, а не национального предательства. Нынешнее правительство периодически заводит переговоры с Японией по поводу пресловутого «мир-ного договора», подразумевающего отдачу части русской территории – уже просто так, без военного поражения и даже без угрозы войны. История, увы, повторяется!

Валерий Габрусенко
 

 

Перепечатка материалов разрешена. Ссылка на газету и сайт обязательна.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.