Р.Жданович
Компромат Археолога

В 2005 г. в Москве вышла, уже поступившая в петербургские библиотеки, книга А.А.Формозова «Человек и наука (из записей археолога)». Указ.тираж 1 тыс. экз., но ознакомиться с нею стоит.

Книга написана в модном у писателей в 1989-1992 г.г. жанре «литературы из стола», якобы сочинявшейся в стол в эпоху застолья, по утверждению авторского предисловья - в 1967-1987 г.г. [Формозов, с.11], и наглядно демонстрирует мерзость этой (1989-1991) эпохи. Интересующиеся компроматом на отечественных историков Древнего мира - в т.ч. «генералов», разоблачаемых с начала перестройки, напр. на М.М.Герасимова, Б.А.Рыбакова, А.П.Окладникова, А.В.Арциховского, найдут много нового и интересного, хотя, признаюсь, сложно относясь к этим «ученым» и ученым [об Арциховском, напр., см. в предисловье А.Н.Зелинского к книге Б.И.Кузнецова «Бон и маздаизм», 2002, - как он был уволен тем из аспирантуры, предложив почтить минутой молчания память Ю.Н.Рериха], знакомство с мемуарами их коллеги оставляет чувство брезгливости. Вот что, напр., о Б.Ф.Поршневе: «Чуждые науке приемы доказательств хар-рны и для книг и статей Б.Ф.Поршнева о снежном человеке… Б.Ф.Поршнев – специалист по истории Франции в средние века [?] и в новое время. В антропологии и археологии он дилетант». Далее, в подтверждение «ненаучности», есть ссылки на неск. научно-популярных статей 1960-х г.г., явно в расчете на читателя, не знакомого со специальными статьями 1950-х г.г. , вообще с библиографией трудов Поршнева*, - в 50-х участника экспедиции, изучавшей палеолит Костенок, в 60-х сотрудника лаборатории А.Р.Лурия, специалиста по палеопсихологии…

Очерк «Феномен «Синопсиса», уже публиковавшийся в «Вестнике новой литературы», №4\1992, включенный Формозовым в книжку, блистает всеми красками ельцинско-гайдаровской смердяковщины, ценен как свидетельство эпохи, оставленное в узко-профессиональной научной среде, о которой мнение, зачастую, бывает выше, чем она того заслуживает: «В эпоху николаевской реакции книжный рынок был затоплен псевдонаучными сочинениями, написанными с позиций Ломоносова – Капниста – Орлова. Некий Егор Классен (садовник по специальности) провозгласил тогда, что «славяно-россы как народ, ранее римлян и греков образованный, оставили по себе во всех частях Старого света множество памятников». …Уже в начале ХХ в. в том же духе кропал ура-патриотические книжонки полковник А.Д.Нечволодов, повторявший смехотворные басни о том, что кентавры и амазонки были русские, а Троей овладели предки донских казаков. …Что бы не говорили Миллер и Карамзин, Пушкин и Белинский и десятки специалистов… взгляд на историю как на исследование и постижение истины оказался абсолютно чужд новым поколениям авторов, «ослепленных» и «воспламененных» ложно понятым патриотизмом, тяготеющим к мифу.». Басни Иордана [см. С.Лесной «Русь, откуда Ты?», гл. 10-я] об амазонках – предках готов, участвовавших во взятии Трои, написанные в У1 веке, им, критикуя «Синопсис» - называющим Одоакра «германцем-скиром» [Формозов, указ.кн., с.130], на веру похоже что приняты. Автор, с похвальным патриотизмом сержанта Голштинской гвардии престолонаследника Петра Федоровича, цитирует «приехавшего в Россию в 1760 немецкого историка Августа Людвига Шлецера» [там же, с.131]. «Историка Шлецера» [см. о нем: В.В.Фомин «Варяги и Варяжская Русь», 2005]!..

Почему, тем не менее, я настоятельно рекомендую опус? В разоблачительном азарте Формозов, зашел в область, где учеными-историками и искусствоведами тщательно соблюдается корпоративная дисциплина. В нашей стране, право на ведение АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ раскопок дает документ, выдаваемый Ин-том археологии, даже если это будет просто разведочный шурф (лист формы №2). Для, якобы, сбережения ценностей, до времени сокрытых в земле. Меж тем, примеры недобросовестного отношения к ним профессиональных ученых, приводимые автором, - вопиющи, оставляют далеко позади – не только местных энтузиастов истории и палеонтологии, краеведов, но и грамотных кладоискателей. «В.М.Массон, например, привозит из экспедиций, изучающих поселения древнейших земледельческих поселений Туркмении, только целые сосуды, а тысячи черепков выбрасывает, хотя даже в Москве нет образцов этой ранней керамики» [Формозов, с.74]. А вы уверенны, что та керамика, которую привозят, допустим, из Новгородских могильников, не везут столь же выборочно – на предмет этнической дифференциации ее владельцев? Что «финно-угорские» черепки и «германские» фибулы не упали случайно в раскоп из кармана археолога, как падали артефакты «Печерского палеолита», несостоявшейся археологической сенсации, по словам Формозова [глава «Добросовестность и недобросовестность в науке»]? На кладбищах ведь имеет место «эксгумация трупов – это следственное действие, которое должны проводить специалисты, которых следователи письменно предупреждают об уголовной ответственности за правильность и точность их работы», иначе «…кто мне поручится, что найденные в этих могилах вещественные доказательства действительно там были, а не выпали случайно из карманов доцента Глоссека?» [см.: Юрий Мухин «Антироссийская подлость», 2003, с.с. 363-364].

По палеолитической стоянке Буреть, коих в Сибири найдены единицы, «утрачены практически все полевые материалы и коллекции» [Г.И.Медведев «Палеолит Южного Приангарья», 1983], отчетов по экспедиции 1938-1939 не составлялось, за 1937 – неск. страничек без иллюстраций [Формозов, с.68]. Уцелели лишь статуэтки, СЛУЧАЙНО найденные А.П.Окладниковым у себя дома, 20 лет спустя. Уцелела почему то, статуэтка, с отчетливо монголоидными чертами лица изображенной – единственная в своем роде, хотя иных док-в расовой принадлежности древних сибиряков не имеется, и в интервью Л.Шинкареву, автору книги «Сибирь…» [Иркутск, неск. изд.], А.П.Окладников признавался, что археологическая культура Сибирского палеолита – соответствует культурам Европы Мадленской эпохи, А НЕ АЗИИ [см. другие примеры: Р.Жданович «Как пройти в библиотеку», «Новый Петербургъ», 10.05.2007, с.3]… «М.М.Герасимов начал раскопки, будучи сотрудником Иркутского краеведческого музея. Переехав в Л-д, он забрал с собой – по сути похитил из музея – все наиб. выразительные вещи из раскопок 1928-1930» [Формозов, с.71], более 15 лет держал ценнейшие находки с стоянки Мальта… тоже у себя дома, отчет же о раскопках 1956-1958, «чрезвычайно небрежный», выполнил лишь за 1-й сезон раскопок. Полевые дневники, отосланные вдовой сотрудникам покойного из Иркутского ун-та, исчезли… [там же, с.с.72-73].

В 1920-х – 1930-х подробных отчетов не требовали, и имеющиеся в Архиве Ин-та археологии отчеты представляют собой отписки на 2-3 страничках, бесполезные в научном отношении… Но это ученые из АН. Извлеченные ими из земли ценности должны поступать, как правило, в музеи, находящиеся в подчинении Министерства культуры. И «материалов дореволюционных лет нет уже в боль.части музеев, даже в городах, лежащих за тысячи км от некогда оккупированной территории. С развертыванием спасательных работ [археологов] на новостройках, в нек.музеи вливается поток новых коллекций. Но поинтересуйтесь, что с ними делают. В Краснодаре во дворе расстилают брезент, на него ставят хрупкие сосуды из курганов, сверху кладут другой брезент, чем все «хранение» и ограничивается» [там же, с.74]. Дагестанский палеолит представлен стоянкой Чох, материалы с раскопок которой в 1954-1957 В.Г.Котовича поступили в Махачкалу; и «мы не располагаем в настоящее время полным составом инвентаря, т.к. занч.часть утрачена, а некот.число депаспортизировано» [Х.Амирханов «Верхний палеолит Сев.Кавказа…», 1977] - из 32800 предметов к 1974 г. в Дагестанском краеведческом музее сохранилось лишь 306… В Майкопском музее комсомольский работник, сменивший П.И.Спасского, начал деятельность с того, что нанял грузовик и вывез коллекции палеонтологов на городскую свалку [Формозов, с.70]. «Молодая горянка, назначенная директором музея в другой северо-кавказской столице – Черкасске, - приступила к своим обязанностям с похожими установками – велела сторожу взять кочергу и разбить на мелкие куски все хранившиеся в запасниках черепа, чтобы больше не видеть эту гадость» [там же]. Я здесь отступлю, приведя список живописцев, представленных в наборе открыток «Государственный музей искусств Узбекской ССР», изд. «Советский художник», 1984: Д.Левицкий «Портрет Екатерины!!», б\г, А.Гюне «Благоденствие России», 1791, В.Тропинин «Портрет А.Д.Олсуфьева», 1851, К.Маковский «Католический проповедник», 1870, В.Перов «Паломница», б\г, Н.Ярошенко «Выгнали», 1883, И.Крамской «Портрет штаб-офицера», 1886, И.Репин «Портрет Н.И.Репиной», 1895, С.Балакович «Суд в Древнем Риме», 1889, Мутони «Видение святого», б\г, А.ван дер Мейлен «Людовик Х1У на коне», б\г, П. Лели (Ван дер Фас) «Генриетта Мария, королева Англии», б\г, Х. Пантоха.делла Крус «Маргарита австрийская, королева Испании», 1599, его же «Филипп!!!, король Испании», 1599. Можно быть уверенным, что эти произведения «гяуров» - щедро раздаренные республикам «социалистических наций» СССР из собраний Российской империи, ныне остаются в б\советских музеях, хотя бы в виде копий, подобно «копиям Черного квадрата» Малевича в Русском музее? Не постигла их судьба статуй Будды в Бамиане?

Не менее интересны дела в столичных учреждениях. В нашем знаменитом музее Антропологии и этнографии им. т-ща Гиренко, например, «всё время обсуждают, как бы избавиться от археологического отдела (основного нашего фонда по палеолиту!)» [Формозов, с.74], в Ин-те археологии РАН Е.И.Крупнов «не раз предлагал пустить «ненужные коллекции» под паровой каток» [там же, с.75]. После пожара в хранилище Исторической библиотеки, промокшие при тушении книги вместо реставрации… свезли на подмосковную свалку. Один из книголюбов показывал автору [с.77] извлеченное оттуда издание ХУ111 в. «Русской правды», со штампом исторической библиотеки, – и это из тех, что действительно «просто выкинули», сам я находил такие, последних 100-150 лет, на городских помойках СПб.. Мой дед еще в 60-х г.г. приобретал в букинистических лавках книги, где штамп магазина соседствует с библиотечными штампами ХУ111 – Х1Х века.

Так что спасибо Формозову Ал-дру Ал-дровичу, неосторожно разгласившему немало корпоративных тайн ученого сообщества нашей страны!


*Напр.: «О древнейшем способе получения огня», СЭ, № 1\1955; «Новые данные о высекании огня», «Краткие сообщения Ин-та этнографии АН СССР», 1955, вып. 23-й; «Антропогенетические аспекты физиологии высшей нервной деятельности», «Вопросы психологии», № 5\1968; «Контрсуггестия и история», в сб. «История и психология», М., 1971; «Вторая сигнальная система как диагностический рубеж между семействами троглодитид и гоминид», Доклады АН СССР, т. 198-й, № 1\1971 (прим. Авт.)…

Март 2008г.