Р.Жданович
Судьба Великой Империи

Тибет – страна не менее древняя, нежели Китай. Если большинство китайских летописей, которые сами китайцы датируют 3-м – 2-м тыс. до н.э., имеют едва неск. сот лет возраста, в библиотеках мира хранятся печатно-ксилографические книги, изданные в Тибете в 1-м тыс. н.э. – за тысячу лет до книгопечатания в Европе. Дворец-монастырь Потала в Лхасе, возведенный в У11 и перестраиваемый в последующие века, веками был крупнейшим в мире – 17-этажным «коробочным» (не башенным) зданием. Это был именно дворец – ничего общего не имевший с советскими «коробками». Эти достижения культуры достигнуты были на высоте 4 – 6 тыс. метров над уровнем моря, в стране, где условия жизни, в супер-континентальном климате Сердца Азии, по суровости могут быть сравнимы с условиями жизни в Антарктиде. Не даром ламы Тибета рассказывали Н.К. и Ю.Н.Рерихам, что буддийские учителя поднимались на высочайшие пики Гималаев, суровые условия и уединение которых идеально способствовали монашескому сосредоточению, – восходя на них со стороны Тибетского нагорья, задолго до того, как их «брали» более легким – индийским, «альпинистским» маршрутом, экспедиции европейских альпинистов, со всеми их кислородными приборами, титановыми крючьями, стимуляторами и прочей техникой.

История своей страны – тибетской исторической школе виделась продолжением истории великих империй Ирана и Индии, Ахеменидов и Ашоки, мировые религии которых, культ Митры (бон-по; «ассимилированное» учением Будды и бытующее доднесь в синкретической форме, наряду с ортодоксальным буддизмом) и учение Будды, принесены были в Тибет иранскими и индийскими Учителями. Ныне это находит подтверждение в исторических источниках [см. Б.И.Кузнецов «Бон и маздаизм», СПб., 2001]. В У11 – 1Х веках Тибет оспаривал у Китая и Арабского халифата владычество над Азией.

Всё это в прошлом. Страна, жители которой выводят свое происхождение от самого Авалокитешвары, Будды Авалокиты, последние несколько веков Тибет – изолировавшееся, ревниво защищая культуру от поползновений иноземцев, государство, с ХУ111 века вынужденное отражать поползновения манчжурских, а затем китайских гегемонистов, с их претензиями на мировое господство и исключительность. После победы коммунистической революции в 1949 – когда маоистское государство, за спиной которого стоял коммунистический колосс с атомными бомбами, без стеснения оккупировало соседние страны в глубине Азиатского континента, не охраняемые авианосными соединениями США, на «крышу мира» поднялись военнослужащие Народно-Освободительной армии Китая. Буддийское теократическое государство, 400 лет управлявшееся далай-ламой (монгольское слово, означ. «океан мудрости») - главою монастыря Дрепунг, носящим этот титул с 1578 г., живым воплощением будды Авалокиты, в 1950 г. было упразднено, превратившись в «Тибетский автономный район» КНР. Хотя при этом, вооруженного сопротивления интервентам не оказывалось, и главе государства были даны известные гарантии, соблюдать их маоисты не собирались. С начала оккупации, исторический Тибет был расчленен на несколько автономных районов, так, что из 3,5 млн. тибетцев более 2 миллионов оказались проживающими на территории соседних китайских провинций, где права их не гарантировались ни чем. Но репрессий против буддийского духовенства первоначально в Лхасе не развертывались – Пекин лишь взял под свой контроль кадровую политику Поталы, монополизировав назначение «вторых лам». Таковым, в частности, оказался панчен-лама Тибета, «1-й помощник» далай-ламы. Политика себя оправдывала - в 1959 г. 2-е лицо буддийской иерархии осталось в Тибете, узаконив расправы НОАК над восставшими соотечественниками. Советский ученый в 1980-х г.г. в комментариях к книге ирландского врача и путешественницы Дервлы Мэрфи «Девственная земля», описывает трагические события 1950-х следующим образом: Шовинистическая национальная политика китайского руководства вызвала многочисленные выступления широких слоев тибетского народа. Особенно остро ситуация складывалась с 1955 г. в Кхаме – области Восточного Тибета, за пределами ТАР, где массовые казни и бомбардировки городов не смогли остановить вооруженной борьбы тибетцев. Восстание распространилось на Центральный и Южный Тибет, а весной 1959 волнения охватили Лхасу. Далай-лама перешел на сторону восставших и 17 марта покинул административный центр провинции. Маскируя его бегство, ближайшие приближенные Его Святейшества еще два дня оставались в Потале, под бомбами и снарядами китайцев, хотя в тот же день китайские войска начали артиллерийский огонь по кварталам столицы, и к 22 марта полностью заняли ее. 31 марта далай-лама перешел индийскую границу. В 1959-1960 г.г. китайскими войсками было уничтожено более восьмидесяти тысяч тибетцев, сотни тысяч были арестованы либо бежали за границу. Репрессии были направлены против буддийской церкви Тибета (ламаистический буддизм, в отл. от ортодоксального учения Будды, является теистическим учением) – как национального института, а также против монашества (т.е. почти десятой части населения страны). Монастыри грабили и разрушали, Дрепунг – крупнейший в мире буддийский монастырь, насчитывавший до 1950 г. 10 тыс. монахов, практически обезлюдел.

Это исторический контекст событий, в годовщину которых 17 марта в Лхасе начались демонстрации протеста – расстрелянные войсками, с сотнями убитых, тысячами раненых, десятками тысяч арестованных – при прочесывании войсками тибетских жилых кварталов. В ХХ1 веке Тибет остается оккупированной территорией, ускоренно колонизируемой велико-ханьскими националистами из Пекина, на место убитых и изгнанных аборигенов вселено ок. 2 млн. китайских колонистов. Не смотря на это – вплоть до 70-х г.г. в Тибете продолжалась вооруженная борьба против коммунистических интервентов. Прекратилась она лишь после того как США, отозвав войска из Индокитая, заключили в 1973 г. договор о дружбе с Мао Цзе-дуном, направленный против СССР (б.ч. оружия, поставленного душманам в 1980-1989 г.г., имело китайские марки), условием которого было прекращение военной помощи повстанцам. Без поддержки из вне, находясь в сердце Азии, вести борьбу невозможно, а соседние страны, Бирма и Индия - проигравшая Китаю войну в 1959-1961 г.г. (доныне ок. 40 тыс. км2 индийской территории оккупируется КНР), прекратили ее еще раньше.

Тибетцам осталось лишь духовное сопротивление оккупантам, возглавленное Духовным и Светским главой Тибета, Главой ламаистической буддийской общины Мира - далай-ламой, 14-м воплощением Будды Авалокиты, возглавившим полумиллионную диаспору тибетцев, покинувших КНР. Отдадим должное – находясь в исключительно сложных условиях, когда владыки «мира сего» идут на поводу пекинских великодержавных шовинистов, поставляющих одной части мира одноразовые кроссовки и строящих коммунизм для другой, - Его Святейшество ни шагу не сделал уступки иноземным безбожникам, топчущим его родину.

И ныне, в мире сем происходит то же самое, что и в 1973. Тогда на весах была победа в холодной войне – ныне прибыли шоу-бизнеса, заранее запланированные, при проведении предстоящих Олимпийских игр, должных состояться в КНР. А ведь если бы грекам – организовывавшим Олимпийские игры с нач. У111 в. до н.э. – кто-либо предложил провести их в Персии, в стране варваров (где эллинов, надо сказать, проживало больше, чем в Элладе!), эта мысль показалась бы им настолько дикой, что высказавший ее, вероятнее всего, немедленно бы потерял правоспособность, ввиду невменяемости.

Остается добавить лишь, что раздел России между КНР и США – это цель, поставленная и открыто продекларированная идеологом Соед.Штатов Збигневом Бжезинским.

Март 2008г.