С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

ФРОНТОВАЯ ЗАЖИГАЛКА
Из воспоминаний рядового полковой разведки
Ивана Федоровича ОСТРОВЕРХОВА

Как-то трое немцев попали к нам в плен. Стояла зима, градусов 15 мороза. Для нас, сибиряков, из которых состоял полк, это не мороз - так, ерунда. Но вид немецких вояк был ужасающе жалок.

Солдаты кутались в какие-то тряпки, а поверх сапог были намотаны обрывки одеял. Их буквально трясло от холода и пуще того - от сознания нависшей опасности: боялись, что расстреляют.

Один из немцев оказался заядлым курильщиком. Не выдержав, он робко, знаками попросил закурить.

Наш солдатик достал кисет, сложенный лист газетной бумаги, оторвал кусочек, насыпал на него махорки, скрутил, склеил слюной и отдал готовую закрутку немцу.

Пленные внимательно и с удивлением следили за тем, как быстро, и ловко парень изготовил закрутку. Поскольку у них принято курить сигареты, понятно, что подобное изделие для немца в диковинку.

Получив закрутку, пленный достал свою зажигалку и стал ею чиркать, пытаясь прикурить. Но тщетно - пламени не появлялось.

Тогда наш солдат достает свою фронтовую зажигалку. Способ ее изготовления довольно прост. Внутрь гильзы от патрона помещается фитилек, изготовленный из хлопчатобумажной ткани, идущей, в основном, на портянки. Фитилек укладывается на кромку камня-кремния, по которой легким касательным движением чиркают куском напильника. Вылетает искра, фитилек загорается - зажигалка готова!

Немецкий солдат прикурил, затянулся... Что с ним было - описать невозможно. Поперхнулся, глаза закатились, дыхание остановилось. Ну, думаем, конец ему пришел. Когда отошел от первой затяжки, произнес еле слышно: «Нихт гут». После второй видимо вошел во вкус, потому что уже блаженно повторил: «Гут, гут».

Неожиданно к нашей группе подошел командир полка В.П.Сурьянинов, достал коробку папирос «Казбек» и предложил: «Угощайтесь, кто хочет».

Мы мигом разобрали папиросы. Немцы были поражены отношениями между солдатами и полковником. Осмелев, через переводчика они нам дали понять, что в немецкой армии даже простые офицеры так дружески не относятся к простому солдату, не говоря уже о полковнике.

Опять же через переводчика мы им сказали, что фронтовая дружба, мол, и дает нам силы в победе над их армией. Услышав наши слова, немцы согласно закивали: «Гут, гут! Гитлер капут!»

Вот так пленные испробовали нашу бийскую махорку и солдатскую зажигалку, которая безотказно служила русскому солдату в суровые дни войны.

(Иван Федорович читатель и друг нашей газеты. В Екатеринбурге он издал небольшим тиражом свои воспоминания «Не забытая война». Поздравляем Ивана Федоровича и всех наших читателей с Днем Победы! Редакция)