Политика и мифология

Как нужно бороться с грызунами? – спросили Армянское радио… (из анекдота)

Минувший русско-грузинский конфликт показал наглядно ложность многих гуманитарных тезисов, господствовавших в обществе.

Называя его русско-грузинским, мы намеренно избегаем эвфемизмов. Воевали грузины и русские – военнослужащие рабоче-крестьянской Российской армии. Войной это не было лишь постольку, поскольку русские - дозировали силу и направление ударов, не нанеся Грузии и двадцатой доли тех потерь, того ущерба, какой положено наносить воюющей стороне, ограничившись разрушением ее аэродромной сети и подавлением работающей артиллерии. Впрочем, этого оказалось достаточно, чтобы, - по словам М.Ю.Лермонтова, - «бежали робкие грузины». Подтвердив известный специалистам с времен Кавказской войны - очень невысокий боевой дух «маленьких, но гордых народов» Кавказа. «Рэзать» одинокую старушку, владеющую квартирой, пытать паяльником связанного ларечника, впятером насиловать девушку и избивать ее одинокого парня, - это не одно и тоже, что воевать – с стреляющим по тебе противником.

Исключением, на этом фоне, являются лишь кабардинцы - Сухум в 1993 г. брали именно адыго-кабардинские добровольцы, - да некоторые племена Дагестана. Но не те, на которых Западом традиционно делалась ставка – как на противников России. А грузины – относятся именно к таковым.

Подготовленный загодя, тщательно спланированный геноцид, которому эта страна – ее народ, выступивший в поддержку своего президента в совокупном большинстве, подверг «единоверных православных осетин», еще до вмешательства Российской армии, показывает иллюзорность представлений об этнической комплиментарности – и вообще об национальном характере! – исходящих из вероисповедания. Православная вера и Русская (грузинская, осетинская, румынская…) национальность – два критерия, не связанные между собой НИКАК. Так же как не связаны, допустим, национальность и Римское право, – равно лежащее в основе законодательства Германии, Франции, Албании, России, Армении… Афоризм, восходящий к Ф.М.Достоевскому: кто не православный, тот не русский, - эмоционален, но столь же не верен, как и контрафоризм художника и литератора Игоря Синявина: тот нерусский - кто православный.

И вывод о симпатии к нам Грузии делался ложно. В действительности трудно найти более несовместные этно-психологически, исторически, геополитически народы, чем Русский - и левантийские племена византийского вероисповедания, хоть ортодоксальной, хоть монофизитской его версии, как Армения. Об осетинах – евразийском, Арийском этносе, речь не идет, но боевые возможности их – потомков сарматов, находящихся в последней фазе этногенеза – гомеостазе, тоже не следует преувеличивать.

Уже в 1812, когда силы Империи скованы были войной на два фронта, с «двунадесятью языками» и в тылу - против Персии, в спину Русской армии - грузины нанесли удар, подняв Кахетинское восстание 1812 г.. Во времена Сталинизма культивировалось имя П.И.Багратиона. Но реальный Багратион – личность, куда менее достойная, нежели, допустим, В.И.Чапаев. Стратегический план изначала предполагал отступление за Москву, без генерального сражения. Тем не менее, Багратион интриговал против военного министра - добросовестно этот план выполнявшего, - как, якобы, «пораженца», добившись в итоге его отстранения. Идя к Смоленску, Багратион пишет Ермолову, выражая недовольство Барклаем - зная ермоловские связи и длинный язык: «Я не имею ни сена, ни овса, ни хлеба, ни воды, ни позиции» [С.Борисов «Багратион», М., 1938, с.34], - хотя надлежит ему идти на соединение с главкомом, а не позиций искать. В письме к Аракчееву – интимному товарищу императора, зная что письмо тому станет известно, этот «русский человек», отзываясь о шотландце Барклае, формулирует резче: «Я никак вместе с министром не могу! Ради Бога, пошлите меня куда угодно, хоть полком командовать в Молдавию или на Кавказ, а здесь быть не могу; и вся главная квартира немцами наполнена так, что русскому жить невозможно и толку никакого нет» [там же, с.35]. Соединившись, пишет о нем: «генерал не то что плохой, но дрянной, а ему отдали судьбу всего нашего отечества» [там же, с.36]. В приказе командующим армиями, отданном перед Бородинской битвой, не имея возможности оперативно распоряжаться войсками на всей 10-верстной позиции, Кутузов писал: «…намерен я привлечь на себя силы неприятельские и действовать сообразно его движениям… При сем случае не излишним почитаю представить г.г. главнокомандующим, что резервы должны быть сберегаемы столь можно далее, ибо тот генерал, который сохранит еще резерв, не побежден» [цит. по: Н.И.Рязанов, в кн.: М.И.Кутузов «Письма. Записки», М., 1989, с.551]. «Диспозиция Кутузова показывает, что основу его замысла составляла преднамеренная оборона, проводимая с целью не только отразить наступление противника, но нанести ему поражение мощными контрударами. …Если бы Тучков явился, как рассчитывал Кутузов, к концу боя за Семеновское, то появление этого скрытого отряда, по плану Кутузова, во фланге и тылу… было бы для неприятеля гибельно» [там же, с.551-552]. Кутузов определял так: «Когда неприятель употребит в дело последние свои резервы на левый фланг Багратиона, то я пущу ему скрытое войско во фланг и тыл…» [там же], - 3-й корпус Тучкова: отделенный от 1-й армии и поставленный за 2-й армией. Об этом в моей статье «Коренные финно-угорские народы мiра сего и граф Ф.В.Ростопчин»: www.zrd.spb.ru («Письма»). Но резервов не оказалось - Багратион, нарушив волю Главнокомандующего, не только бросил в бой свои резервы, но и самоуправно присоединил к ним 3-ю дивизию (Коновницына) 3-го и 2-ю гренадерскую дивизию Гвардейского 5-го корпусов 1-й армии, стоявших в резерве позади него [см. Тарле «1812 год»].

То же можно сказать о большинстве прочих «братьев» Русского народа, навязываемых нам, в этом качестве. О сыне генерала Пржевальского речь здесь не идет – потомок запорожского реестрового казака Корнилы Паравальского получил от фактического отца украинские гены, они, а не грузинский менталитет (выветрившийся в духовной семинарии), определяли его мышление.

Разведчики западных стран, в Х1Х веке работавшие в Закавказских губерниях России, прямо определяли Грузию – как «азиатскую Польшу», страну, ненавидящую Россию и русских. И если ставка ими, в определенный момент, но не совсем решительно, всё же сделана была - на рабовладельческий имамат Шамиля, то лишь потому, что навстречу его мюридам - можно было развернуть наступление Османских войск (лишь поражение их в 1853 г. сорвало завоевание Шамилем Грузии!), навстречу же грузинским князьям – не очень…

Расчеты на некое «евразийское» единство Русских – и на полном серьезе считающего себя «европейским» грузинского племени – столь же призрачны, как расчеты на «пролетарский интернационализм» рядового состава Вермахта, строившиеся перед 1941 годом. Чем меньше их будет – тем реже ошибочные построения будут исправляться перьями, пишущими русской кровью.

Р.Жданович
2008г.